Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что в случае успеха грядущих переговоров с Палестинской национальной администрацией (ПНА) вопрос о заключении мира и признании палестинского государства будет вынесен на всенародный референдум, передает в понедельник Reuters.
Референдум – это такой инструмент подстраховки для того, чтобы уж точно ничего не получилось, чтобы народ заблокировал
По словам Нетаньяху, обе стороны ожидают сложные переговоры. Главная загвоздка состоит в том, что палестинцы требуют от Израиля признать ПНА на тех территориях, которые Израиль оккупировал в 1967 году (речь идет об Иерусалиме и Западном береге реки Иордан, где сейчас развернуто строительство израильских поселений, что и является основной причиной трений между Палестиной и Израилем).
В правящей в Израиле коалиции нет единого взгляда на этот вопрос: против выступает националистическая партия «Наш дом – Израиль», а также некоторые члены партии самого Нетаньяху «Ликуд – Бейтену». А правительство Израиля продолжает санкционировать строительство новых еврейских поселений на палестинских территориях. Хотя согласно опросам общественного мнения, большинство жителей Израиля готовы признать палестинское государство и выступают против этого строительства.
Впрочем, чтобы переговоры состоялись, Израиль пошел на некоторые уступки: в частности, власти страны согласились выпустить из тюрьмы около 80 палестинских заключенных, которые попали за решетку до 1993 года (года, когда были заключены соглашения в Осло, которые положили начало созданию палестинского национального государства).
В 65-летней истории Израиля это будет первый всенародный референдум.
Напомним, 19 июля госсекретарь США Джон Керри заявил о достижении соглашения с представителями Израиля и Палестины, на основании которого возможно возобновление переговоров конфликтующих сторон. Переговорщики встретятся на следующей неделе в Вашингтоне. А Тегеран накануне уже выступил против возобновления палестино-израильских переговоров, обосновав свою позицию тем, что Израиль никогда не согласится уйти с оккупированных территорий.
Голосовать за право голосовать
Однако многие коалиционные партнеры выступают против референдума, отмечает израильская газета «Едиот Ахронот». Например, лидер партии «А-Тнуа» Ципи Ливни, ответственная за переговоры с ООП, считает, что в этом нет смысла, так как граждане избрали депутатов Кнессета и доверили им в том числе заключение мирного договора. По ее словам, парламентские выборы представляют собой израильский вариант референдума.
Против проведения референдума выступил и председатель партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман, ранее называвший этот шаг попыткой уйти от ответственности.
Партия «Еш Атид» все еще не выработала позицию по референдуму, хотя ранее выступала против принятия основного закона, определяющего порядок проведения всенародного голосования.
Председатель партии «Байт Йегуди» Нафтали Беннет, напротив, поддерживает всенародное голосование по соглашениям с ООН. Он намерен добиваться от премьер-министра выполнения коалиционных соглашений, которые предусматривают закон о референдуме по мирному договору с палестинцами.
Депутат Кнессета Офир Акунис в свою очередь заявил в эфире радиостанции «Коль Исраэль», что надеется провести новый законопроект о референдуме в первом чтении до конца текущей сессии парламента. Он обяжет правительство выносить на всенародный референдум любое соглашение с палестинской стороной вне зависимости от содержания.
Чужой земли не хотим, своей вершка не отдадим
Профессор Дипломатической академии МИДа, чрезвычайный и полномочный посланник Александр Вавилов отмечает, что «все прежние мины на переговорном поле остались заряжены». «Скажем, палестинцы требуют границы 1967 года, Израиль отказывается. Палестинцы требуют решить вопрос Восточного Иерусалима, Израиль отказывается. Палестинцы требуют решить вопрос беженцев, которых набралось уже миллионы, Израиль тоже отказывается», – перечислил газете ВЗГЛЯД Вавилов.
Профессор подчеркнул, что министры транспорта и строительства Израиля Исраэль Кац и Ури Ариель уже выступили против замораживания строительства поселений на Западном берегу реки Иордан. «А поселения – это фактически раковая опухоль, которая дает свои метастазы. Сейчас палестинцы могут рассчитывать на 14–15% земли исторической Палестины, потому что все остальное уже занято либо непосредственно Израилем, либо израильскими поселениями. Этот процесс продолжается. Палестинцы совершенно обоснованно боятся этого процесса», – пояснил он.
Вавилов напомнил, что, когда в 2005 году Израиль выводил из сектора Газа все войска, для ликвидации остававшихся еврейских поселений пришлось применять очень жесткую силу. «А здесь как? В одном спорном Восточном Иерусалиме живут 300 тысяч поселенцев, а на оккупированных территориях уже перевалило за полмиллиона. Как с этими людьми поступать? Вот поэтому тут и объявляется референдум...» – объяснил он.
По словам Вавилова, референдум – это такая лазейка, которая позволяет свалить все на волю народа. «В Израиле несколько лет назад был принят специальный закон, по которому израильское правительство не может отдать ни одной пяди земли древнего Израиля без того, чтобы это решение было утверждено всенародным референдумом. В нынешних условиях результаты референдума вполне предсказуемы», – заключил он.
Пути отхода
Израильский политолог Исраэль Шамир в свою очередь отмечает, что пока речь не идет о восстановлении полноценных предметных палестино-израильских переговоров. «Это было бы преждевременно, потому что израильтяне пошли на эти переговоры под давлением обстоятельств: им очень не хочется, чтобы к ним применяли европейские санкции», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
По словам Шамира, палестинское руководство тоже не очень верит в успех переговоров. «Они ведь уже десятилетия ведут переговоры, никуда эти переговоры не движутся, потому что Израиль ни на что не согласен, только время тянет. Так что большого оптимизма на этот счет, конечно, нет, – сказал он. – Палестинцы согласились на переговоры, потому что им пообещали освобождение политических заключенных. В Израиле 5 тысяч палестинских политзаключенных, это и есть та самая конфета, которая и заманила их на переговоры».
Впрочем, как отметил политолог, Израиль подстраховался на случай, если американцам удастся продавить какие-то невыгодные условия, и объявил о намерении провести референдум. «Референдум – это такой инструмент подстраховки для того, чтобы уж точно ничего не получилось, чтобы народ заблокировал. Когда нет войны, то народ за такие вещи не голосует. Это только после войны ситуация меняется», – сказал он, пояснив, что Израиль соглашался на какие-то уступки обычно после войны, которая заканчивалась безрезультатно.
«Так, война 1973 года завершилась не победой. После этого действительно пошли мирные переговоры. Джимми Картер умел давить, конечно. Ему и Генри Киссинджеру это было нужно. А сейчас ожидать войны трудно, тем более войны с поражением, – полагает Шамир. – Единственный выход из положения – это равноправие и евреев, и не евреев на всей территории Палестины и Израиля. Это то, что называется «единое государство». Это единственный вариант, который может сработать, остальное – это просто трата времени».