Сняли все обвинения
Суд в Лагосе оправдал семерых российских моряков с судна Myre Seadiver, обвинявшихся в контрабанде оружия.
Посольство России в Нигерии подтверждает факт освобождения экипажа судна Myre Seadiver
Они скоро вернутся на родину, сообщил РИА «Новости» пресс-атташе посольства РФ в Нигерии Илья Баранов.
«Наши моряки признаны полностью непричастными к ранее вменяемым им преступлениям. Все члены команды охранного корабля вернутся на родину в самое ближайшее время», – сказал он.
Год назад, когда судно было арестовано местными властями, на его борту нашли 22 винтовки, 14 автоматов Калашникова и около 8,5 тыс. патронов. Однако моряков признали непричастными к каким-либо противоправным действиям. А компания-судовладелец с самого начала утверждала, что имеет все разрешения на перевозку такого груза.
Между тем представитель компании-судовладельца Moran Security Group Алексей Максимов уже заявил, что они пришлют в Нигерию новый экипаж, передает РИА «Новости».
«Теперь в Нигерию будет присылаться новый экипаж, судно будет выводиться из порта Лагоса», – сказал он.
«Моряки не были под стражей, они были под подпиской о невыезде в посольстве. Сейчас все обвинения сняты, причем не только с моряков, но и с судна. Процесс завершился, принято официальное решение судьей, но оно будет в виде судебного решения оформлено только завтра, тогда мы его и получим на руки», – уточнил представитель судовладельца, сообщает «Интерфакс».
Кому выгодно
О том, кому было выгодно задержание судна с россиянами, тем более что их признали непричастными ни к каким преступлениям, газете ВЗГЛЯД рассказал морской эксперт Михаил Войтенко.
«Этим и должно было закончиться, – начал он. – Ничего реального на них не было вообще. При этом я уверен, что освобождение стало результатом переговоров между нигерийской стороной и судовладельцами. Наверняка нигерийцы вытянули из этой компании что-то. Наверняка освобождение далось им недешево. А в целом мы имеем дело с государственным пиратством».
Войтенко пояснил, что никакой контрабанды оружия не было. Судно зашло на рейд порта Лагос исключительно для того, чтобы пополнить запасы воды и продовольствия, а также для замены части экипажа. Оружие на борту действительно было, но на него были оформлены все необходимые документы. Нигерийскому страховому агенту они были высланы заранее.
«А потом неожиданно налетел нигерийский военно-морской флот», – рассказал Войтенко.
По словам эксперта, данное обстоятельство уже вызывает вопросы с точки зрения международной практики.
«Задерживать судно в таких случаях, да и вообще во всех случаях, имеет право либо таможня, либо береговая охрана, возможно, еще полиция. Военно-морской флот же вмешивается только тогда, когда происходят какие-то действия, действительно угрожающие безопасности государства, судоходства и т. д. Ничего такого не было и в помине», – сказал Войтенко.
Далее моряков повезли на местную военно-морскую базу. А потом начались суды.
Войтенко отметил, что нигерийский страховой агент, которому выслали документы о грузе, поначалу рассказал, как было на самом деле, но за одну речь резко передумал и стал утверждать, что ему ничего не известно.
«Сначала хотели всех отпустить. Но потом надавили на суд. Потому что в Нигерии полный бардак. Там каждая ветвь власти живет сама по себе и старается взять себе власти столько, сколько сможет, – поведал морской эксперт. – И местный военно-морской флот тоже в последнее время стал резко заявлять о себе, качать права».
Главная же причина задержания российского судна, по словам Михаила Войтенко, лежит на поверхности. По его мнению, нигерийцы таким образом просто-напросто пытались устранить конкурента на чрезвычайно прибыльном и привлекательном рынке охранных услуг судов в Гвинейском заливе. Этот рынок собеседник газеты ВЗГЛЯД оценил в сотни миллионов долларов в год.
«Поэтому задача номер один у них была – устранить конкурента. Потому что Myre Seadiver, уйдя из Лагоса, занялся бы охраной других судов, которые имеют несчастье работать в водах Гвинейского залива. И задача номер два, возможно, поживиться за счет захваченного судна», – сказал он.
А на вопрос о возможных компенсациях, на которые могли бы претендовать задержанные и затем оправданные россияне, эксперт только рассмеялся.
«С Нигерии в ее нынешнем положении можно что-то вытребовать только одним способом. Если пригнать туда атомный ракетный крейсер, два фрегата больших противолодочных и еще атомную подводную лодку», – резюмировал он.
Хроника «пленения»
Напомним, судно Myre Seadiver, идущее под голландским флагом, но принадлежащее российскому подразделению международной группы компаний Moran Security Group, было задержано в нигерийском порту Лагос по подозрению в контрабанде оружия 19 октября прошлого года.
15 российских моряков были арестованы, им предъявили обвинения в незаконном проникновении в страну и контрабанде.
Дальше началось долгое судебное разбирательство.
В январе суд Лагоса решил передать слушания под юрисдикцию Федерального высокого суда Нигерии.
И в феврале высокий суд удовлетворил ходатайство российских дипломатов об освобождении из нигерийской тюрьмы российских моряков под поручительство посольства. 15 российских моряков были отпущены из тюрьмы и с того момента находились на территории посольского комплекса в Лагосе.
В июне Федеральный высокий суд Нигерии окончательно снял обвинения в контрабанде в отношении 8 из 15 российских моряков.
Также из списка обвинений пропали претензии к якобы незаконности пребывания фигурантов в Нигерии. Выяснилось, что у всех членов экипажа были действующие нигерийские визы, да и в принципе паспорта моряка, которые были у каждого, позволяли им на законных основаниях находиться в стране.
Таким образом, в июне восемь членов экипажа благополучно вернулись на родину. А еще семеро оставались в Нигерии.
В сентябре во время Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и министра иностранных дел Нигерии Виолы Онвулири. На ней, в частности, затрагивалась судьба экипажа судна. И нигерийский дипломат обещал приложить все усилия, чтобы россияне вскоре вернулись на родину.
И вот они полностью оправданы.