В четверг в Москве в РИА «Новости» прошла пресс-конференция, посвященная известному проекту по созданию объединенного чемпионата СНГ по футболу. Участвовали в ней руководители трех клубов – «Зенита», ЦСКА и «Анжи». Первые два представляли президенты Александр Дюков и Евгений Гинер, а третий – недавно назначенный председатель совета директоров Константин Ремчуков. Кроме того, в пресс-конференции участвовали президент Российской футбольной премьер-лиги Сергей Прядкин, а также известный в прошлом футболист московского «Динамо» и сборной СССР Владимир Кесарев.
Считаю объединение чемпионатов малоперспективной идеей. Прежде всего, возникает вопрос, как будет распределяться еврокубковая квота
Организаторы пресс-конференции не стали делать каких-то специальных заявлений, ограничившись объявлением о том, что создается оргкомитет (или рабочая группа), который разработает концепцию объединенного чемпионата России с другими странами СНГ – об этом заявил Сергей Прядкин. Впрочем, уже в процессе общения с журналистами выяснилось, что заявление главы РФПЛ – лишь самое первое мероприятие по созданию оргкомитета, а создан он будет до конца 2012 года. Вообще от встречи с руководителями клубов сложилось впечатление, что перед ней они успели буквально перекинуться одним-двумя словами. Например, название Суперлига родилось уже во время ответов на вопросы журналистов, как и понимание того, что в эту самую лигу планируется пока приглашать только российские и украинские клубы. Тем не менее, это будет именно чемпионат, а не Кубок, где играются матчи на выбывание.
Президент ЦСКА Гинер подчеркнул, что новый турнир будет базироваться на спортивных принципах. Иными словами, он не пойдет по пути закрытых лиг вроде НХЛ или НБА, и членство в Суперлиге нужно будет завоевывать на футбольном поле. Целью создания нового турнира станет повышение уровня футбола, а также зрительского интереса. Кроме того, финансовая привлекательность данного проекта представляется клубам-организаторам очень высокой.
Вопрос о путевках в Лигу чемпионов и Лигу Европы на пресс-конференции поднимался не раз. Евгений Гинер сразу же объявил о том, что проект стал возможен из-за изменения позиции УЕФА. Судя по всему, идейные вдохновители уверены, что сумеют договориться с Мишелем Платини и его организацией. Александр Дюков пошел еще дальше и уверенным тоном сообщил, что квоты от чемпионатов России и Украины можно будет суммировать, то есть направлять, скажем, четыре команды в Лигу чемпионов.
Все это вызвало большое недоумение, так как УЕФА пока только заявлял о готовности рассмотреть предложение по созданию новой лиги. А вечером в четверг стало известно мнение самого Платини, и оно оказалось противоположным тому, на что надеялся господин Дюков. «Мы обсуждали эту тему, и должен сказать, что реакция на нее весьма неоднозначна, причем негативное отношение преобладает над позитивным... Думаю, если две страны намерены объединиться, то играть в Лиге чемпионов хочется обеим. Но если они разыгрывают один чемпионат, то право на это получат только команды, занявшие в нем первые два места – и тогда одна из двух стран может остаться без представителя в Лиге чемпионов», – цитирует Платини «Спорт-Экспресс» со ссылкой на пресс-службу главы УЕФА.
Позиция УЕФА – это, безусловно, главная проблема. Если президент ЦСКА готов ради нового турнира пожертвовать путевкой в главный европейский турнир, то его украинские коллеги вряд ли с ним согласятся.
«Что касается «Шахтера», то мы примем решение, основываясь исключительно на интересах украинского футбола, – приводит слова президента донецкого клуба Рината Ахметова «Спорт-Экспресс». – Будет выгоден такой чемпионат украинскому футболу – мы примем в нем участие, не будет – откажемся, невзирая на коммерческую привлекательность предприятия». «В создании объединенного чемпионата вижу немало положительных моментов. Вырастет зрительский интерес, класс команд. Но есть и ряд вопросов. Например, как команды из такого турнира будут попадать в европейские кубки?» – это уже реакция президента киевского «Динамо» Игоря Суркиса.
А главы участников плей-офф Лиги Европы «Днепра» и «Металлиста» высказались еще более жестко. «Считаю объединение чемпионатов малоперспективной идеей. Прежде всего, возникает вопрос, как будет распределяться еврокубковая квота. Если, к примеру, украинский клуб занимает место во второй половине турнирной таблицы, но при этом будет вторым или третьим среди команд нашей страны, он получит право играть в Европе или нет? Есть много других моментов, вариантов решения которых мы пока что не услышали. В теории, если «Днепру» поступит предложение о вступлении в объединенный чемпионат, которое будет устраивать наш клуб, мы готовы его рассмотреть. Но пока, кроме красивой идеи, ничего не вижу», – это мнение гендиректора днепропетровцев Андрея Стеценко. А президент «Металлиста» Александр Ярославский заметил, что пока вообще не о чем рассуждать: «Говоря о чемпионате СНГ, мы можем пока лишь фантазировать, а мне этим заниматься некогда. Наш клуб не против рассмотреть предложение об участии в этом турнире, но пока его нет, и говорить не о чем».
Среди российских клубов однозначной поддержки инициативы создания Суперлиги тоже нет. Скажем, президент и главный тренер «Алании» Валерий Газзаев полностью поддерживает идею, а вице-президент «Терека» Хайдар Алханов занимает противоположную позицию, называя возможное создание чемпионата СНГ «бредовой затеей». Среди противников проекта находится и президент «Локомотива» Ольга Смородская. Возвратившийся на должность главного тренера «Спартака» Валерий Карпин занимает примерно ту же позицию, что и руководители «Днепра» с «Металлистом» – «пока не о чем говорить». А президент «Динамо» Геннадий Соловьев поддержал Рината Ахметова, пообещав подойти к вопросу участия в нем с позиции выгоды для всего российского футбола.
В любом случае, по уверениям Евгения Гинера, «на подготовку чемпионата нужны минимум полтора года», а это означает, что проект будет готов к запуску не раньше, чем в сезоне-2014/15. Оргкомитету, который будет создан, предстоит колоссальная работа – сначала утрясти все детали проекта и выйти с конкретными предложениями к возможным участникам. Следующим этапом станет улаживание всех противоречий с Украиной. Вполне возможно, проект будет похоронен уже на этом этапе. Если он его переживет, следующим испытанием станут переговоры с УЕФА. И если Платини и его команда хотя бы просто сохранят среднюю квоту из имеющихся российской и украинской, это уже будет успехом. О том, что УЕФА будет суммировать квоты для России и Украины, президент «Зенита» может сколько угодно мечтать, но вероятность этого сопоставима с тем, что Деда Мороза выберут американским президентом.
Никто не спорит с тем, что чемпионат с участием лучших клубов России и Украины существенно поднял бы уровень футбола в наших странах. Возможно, привлек бы больше зрителей на стадионы и помог бы клубам заработать больше денег. Но количество проблем, с которыми столкнутся организаторы, не просто настораживает – оно заставляет снова и снова обращаться к вопросу: «а зачем это нужно»?