Общество

7 ноября 2024, 17:50

Новые ледоколы изменят глобальную логистику в пользу России

Фото: Алексей Даничев/РИА Новости

На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге торжественно спустили на воду пятый атомный ледокол проекта 22220 – «Чукотка». Это один из ключевых инструментов создания нового для всей планеты логистического маршрута – Северный морской путь. Чем данные ледоколы превосходят своих предшественников и почему они имеют для России такое принципиальное значение?

Северный морской путь (СМП) – это кратчайший морской маршрут между Европой и Азией. Он в 2,5 раза короче, нежели самый короткий альтернативный морской маршрут через Суэцкий канал. Протяженность пути через Суэц составляет около 24 тыс. км, в то время как протяженность СМП – чуть меньше 10 тыс. км. И это не единственное преимущество СМП.

Например, пропускная способность Суэцкого канала сильно ограничена, а стоимость его прохода – достаточно высока. Суэцкий маршрут сегодня перегружен – на входе в канал практически всегда стоит очередь и провести в ней можно от двух до шести дней.

А в последний год на стабильность транзита через Суэц негативно воздействует фактор необъявленной войны Израиля с арабскими странами, который привел к частичной блокаде Баб-эль-Мандебского пролива, связанного с проходом через Суэц, йеменскими хуситами. Действия хуситов уже вызвали масштабную переориентацию морского трафика на еще более длинный и затратный маршрут между Европой и Азией, пролегающий вокруг всего Африканского континента и огибающий мыс Доброй Надежды в ЮАР. Маршрут вокруг Африки добавляет к Суэцкому варианту еще 13 тыс. км пути.

Тем не менее у СМП есть и естественные недостатки, диктуемые той же географией. Этот маршрут проходит через воды, большую часть года покрытые льдами. Даже суда усиленного ледового класса не могут ходить по СМП самостоятельно – для прохода арктическим маршрутом им необходимо дополнительное сопровождение ледоколом – так называемая ледовая проводка.

Освоение СМП уже многие годы остается приоритетом российской арктической политики. С ростом объемов грузоперевозок и новых промышленных проектов в Арктике роль ледоколов в ней становится критически важной. Главная задача этих мощных и современных судов – обеспечивать круглогодичное судоходство, проводя торговые суда сквозь тяжелые льды Северного Ледовитого океана и окружающих его морей.

Назначение и задачи ледоколов проекта 22220

Собственно, именно проект 22220 был создан для преодоления природных барьеров на Севере, где стандартные суда не справляются. При этом новая серия ледоколов имеет целый ряд технических и эксплуатационных преимуществ, которые выгодно отличают ее от ледоколов предыдущего поколения – кораблей проекта 10520 типа «Арктика» и проекта 10580 типа «Таймыр». Новые ледоколы проекта 22220 представляют собой настоящие инженерные чудеса, сочетающие мощь, надежность и инновации. Главные преимущества проекта заключаются в следующих аспектах:

Универсальность и мощность. Ледоколы проекта 22220 работают на двух ядерных реакторах РИТМ-200 тепловой мощностью по 175 МВт каждый. Их предшественники проекта 10520 использовали два реактора ОК-900А схожей мощности, по 171 МВт каждый, но у новых РИТМов гораздо более высокий электрический КПД, который позволяет почти на треть поднять электрическую мощность реактора – с 28 до 36 МВт на каждую реакторную установку.

С усиленной энергетической установкой новые «Арктики» могут располагать 60 МВт мощности на гребных валах против 49 МВт у старых ледоколов одноименного проекта 10520. Это позволяет судам развивать скорость до 22 узлов по чистой воде, а дополнительная мощность на валах поднимает максимальную ледопроходимость новых ледоколов до трех метров – против 2,5 метра у их предшественников.

Кроме того, новые «Арктики» на четыре метра шире старых (34 метра против 30), что позволяет им обеспечивать проводку судов большего водоизмещения и ширины, включая самые современные и вместительные газовозы и нефтяные танкеры.

Двухосадочное исполнение. Одна из главных особенностей ледоколов проекта 22220 – это возможность работы как в глубоководных, так и в мелководных районах. Специальная конструкция балластных танков позволяет им изменять осадку, что крайне важно для арктических рек и мелководья прибрежной зоны. В результате они могут эффективно работать в различных акваториях – от Северного Ледовитого океана до устьев основных судоходных сибирских рек.

До появления ледоколов проекта 22220 задачу прибрежной и речной проводки приходилось решать специальными мелкосидящими ледоколами – кораблями проекта 10580 «Таймыр». Такое «разделение труда» было не особо удобным – мелокосидящие ледоколы обладают ограниченной мореходностью и меньшей ледопроходимостью (до 1,77 м).

Кроме того, согласование линейной и прибрежно-речной ледовых проводок между двумя ледоколами вызывало задержки в движении судов.

Экономичность и экологичность. Новые реакторы РИТМ-200 требуется перегружать свежим ядерным топливом один раз в семь лет, тогда как ОК-900А требовали аналогичной процедуры каждые четыре года. Это позволяет минимизировать стоимость эксплуатации новых кораблей, уменьшить ремонтные и эксплуатационные простои и снизить экологическую нагрузку.

Значение спуска «Чукотки» для России

Спуск на воду «Чукотки» – важный этап в развитии российской арктической инфраструктуры. Этот ледокол станет не просто рабочей единицей, но очередным, уже пятым по счету стратегическим элементом для обеспечения арктических проектов. По мере освоения СМП растет потребность в проведении как газовозов, так и других судов, от которых зависит развитие арктических регионов.

С появлением нового ледокола Россия получает дополнительные возможности для обеспечения бесперебойного судоходства по СМП.

В условиях, когда другие страны, часто настроенные враждебно против России, также проявляют интерес к арктическим ресурсам и маршрутам, наша страна должна быть уверена, что способна контролировать обширную территорию Арктики и гарантировать в ней безопасность торгового и военного судоходства. И ледоколы проекта 22220 играют в этом решающую роль.

Работы на «Чукотке» завершены в 2026 году, пока строительство идет по графику. Всего до 2030 года «Объединенная судостроительная корпорация» должна передать Росатому семь атомных ледоколов, включая уже построенные «Арктику», «Сибирь» и «Урал» и находящиеся в работе «Чукотку» и «Якутию». К ним в 2028 году добавится шестой ледокол «Ленинград», а в 2030 году серию должен завершить седьмой корабль, получивший название «Сталинград». Это и позволит гарантировать превращение СМП в мощный торговый маршрут, способный изменить глобальную логистику на благо России.

Текст: Алексей Анпилогов

Вам может быть интересно

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену
Темы дня

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого «крепкого орешка» предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

Россия взяла под контроль главную проблему в экономике

Одним из главных успехов российской экономики в 2025 году стало взятие разгоняющейся инфляции под контроль. Еще в начале года жесткая политика ЦБ по ставке – а регулятор довел ее до рекорда в 21% – казалась многим чересчур жесткой. Однако результат к концу года показал эффективность этой политики. Несмотря на это, инфляционные ожидания россиян растут. Что будет с ценами и ключевой ставкой в новом году?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Ветеран ФСБ предупредил молодежь о мошеннических схемах

Новости

Российские войска освободили Косовцево в Запорожской области

Подразделения группировки войск «Восток» продолжали продвижение вглубь обороны противника и освободили Косовцево. Кроме того, за неделю они освободили Андреевку в Днепропетровской области и Заречное в Запорожской области.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

Банк России представил обновленную тысячерублевку

Новые банкноты номиналом 1000 рублей появятся в обращении постепенно, этот процесс может занять от одного года до полутора лет, сообщил заместитель председателя Банка России Сергей Белов.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Вышла новогодняя серия «Простоквашино» с Путиным

Президент России Владимир Путин стал персонажем новогоднего эпизода мультсериала, который вышел в онлайн-кинотеатре Okko и получил название «Настоящий Новый год».

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

В ЕС собрались ограничить полномочия будущих новых членов

Европейская комиссия разрабатывает инициативу, которая позволит ограничивать полномочия вступивших в ЕС стран при отступлении от демократических ценностей, пишет Politico.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов