Главной особенностью проекта «Каракурт» является то, что это многоцелевые корабли, способные выполнять целый комплекс задач на море. Современные боевые корабли зачастую строятся как многоцелевые, хотя иногда имеют некоторый перекос в возможностях. Так, современный эсминец западного типа будет иметь значительные возможности по отражению атак с воздуха, но его противолодочные возможности будут существенно ниже. А фрегат, например, будет иметь скорее противолодочный уклон, а его ПВО будет способна на значительно меньшее.
Но, так или иначе, и те и другие будут способны выполнять все основные задачи надводного корабля: противовоздушная и противолодочная оборона, возможность ракетной или артиллерийской атаки надводной цели, ракетный или артиллерийский удар по берегу, возможность нести один или два вертолета. Многоцелевой корабль куда лучше отвечает любым потребностям государства.
В СССР военная мысль пришла к тому, что многоцелевые корабли полезнее специализированных, к концу 1980-х. Если посмотреть на проекты кораблей 60-х и 70-х годов, то там четко видна специализация – малые и большие противолодочные корабли, малые ракетные, эсминцы проекта 956, малопригодные для действий против подлодок, и БПК проектов 1155 с ярко выраженными противолодочными возможностями и т. д.
А вот потом пошли корабли, способные делать более-менее все. Например, БПК «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1, имевший как отличные противолодочные, так и ударные (по кораблям) возможности, или сторожевые корабли проекта 11540 (на Балтике «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый»).
В постсоветской России изначально планировалось идти этим же путем. Когда у нас все-таки начали строить корабли в 2000-х, то делали их многоцелевыми. Такими были фрегаты проекта 11356 для Черноморского флота – с артиллерией, противолодочным оружием и вертолетом, зенитно-ракетным комплексом и комплексом ракетного оружия «Калибр».
Такими замышлялись корветы проекта 20380 – без «Калибров», но с комплексами ПВО, противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР), средствами поиска подлодок и противолодочным оружием, вертолетом и мощной пушкой. Их дальнейшее развитие – корвет проекта 20385 получил и «Калибры».
Жемчужина отечественного кораблестроения – фрегат проекта 22350 может применять все: самый мощный отечественный зенитно-ракетный комплекс, почти все типы противокорабельных крылатых ракет и крылатых ракет для удара по берегу, противолодочные ракеты, 130-мм орудие, возможность искать и уничтожать подлодки, вертолет. Эти корабли создавались в логике готовности к любой мыслимой войне. Они должны были, по замыслу, выполнять почти любые боевые задачи в любых условиях (шторм, плохая погода и т. д.) при ожесточенном сопротивлении противника.
Но и тренд мирного времени на узкую специализацию нас стороной не обошел – родилось решение строить для «Калибров» «специализированные ракетные корабли». Так появился проект малых ракетных катеров (МРК) 21631 «Буян-М» – дорогой для своих размеров, больше пригодный для нанесения ударов по берегу и ведения артогня. Еще одним узкоспециальным кораблем оказался проект 22160 – тихоходные патрульные корабли, вооруженные лишь 76-мм пушкой.
Первая битва «Буянов-М» и появление «Каракурта»
В то же время фурор МРК произвели немалый – применение крылатых ракет «Калибр» по целям в Сирии в 2015 году заставило понервничать немало западных «ястребов». Такой дебют гарантировал, что в том или ином виде, но строительство малых ракетных кораблей будет продолжено.
Тем не менее жизнь внесла свои коррективы. С 2014 года Россия столкнулась с разрывом военно-технических связей с другими государствами. Из-за нарастающей конфликтности с Украиной стали невозможны поставки газотурбинных главных энергетических установок для фрегатов проекта 11356 и редукторов главных энергетических установок для фрегатов проекта 22350 (эту проблему позже устранили, развернув их производство в Санкт-Петербурге). Из-за санкций со стороны Германии оказалось невозможно получение двигателей MTU для «Буянов-М», а переработка проекта под китайские дизели шла тяжело. Строительство корветов проектов 20380 и 20385 прекратили на пять лет – с 2016 по 2021 год не был заложен ни один из них. Фактически при острой нужде в новых кораблях строить их оказалось либо невозможно, либо трудно и долго.
Однако спасительное средство нашлось: им стал новый проект малого ракетного корабля, созданный в ЦМКБ «Алмаз» – проект 22800 «Каракурт» (главный конструктор Д.Е. Цымляков).
Для России этот корабль, при его простоте, оказался уникальным, но с неожиданной стороны. Он избежал ситуации, когда проект «набивают» недоработанными системами, с высокой стоимостью и отклонениями от требуемых тактико-технических характеристик, которые потом приходится доводить прямо на кораблях.
«Каракурт» построен с использованием только серийных систем, в ходе его создания не проводилось опытно-конструкторских разработок. Это обусловило, во-первых, быстрое проектирование, во-вторых, быструю же постройку кораблей, и в-третьих – в отличие от других проектов, на «Каракуртах» сразу все работает, не надо ничего доделывать. Первые два корпуса, правда, не получили предусмотренных конструкцией зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Панцирь-М», но зато все остальные единицы в серии его имеют.
Второй особенностью «Каракурта» является стандартизация. У российских кораблей часто меняются модификации. Это затрудняет и подготовку личного состава, и планирование боевых операций, и поддержание технической готовности, и удорожает постройку. «Каракурты» почти одинаковые, даже построенные на разных заводах, они имеют незначительные отличия.
Две эти причины сделали «Каракурт» недорогим боевым кораблем.
В-третьих, несмотря на то, что «Каракурт», как и «Буян-М» – это малый ракетный корабль с той же восьмиракетной пусковой установкой 3С14 для «Калибров», сравнивать их нельзя. «Каракурт» просто классом выше. Его легко можно модернизировать для применения ПКР «Оникс» и «Циркон». Если задаться целью и оснастить корабль опускаемой гидроакустической станцией, комплексом «Пакет-НК» с антиторпедами и модернизировать его для применения ПЛУР, то он сможет применяться против подлодок.
Корабль имеет хорошую мореходность. К тому же корабль быстрый, он способен дать 30-узловой ход. А еще он почти полностью импортозамещен – и двигатели там полностью отечественные М507.
А сам корабль куда более универсален. Он может самостоятельно обнаруживать и поражать надводные цели, в том числе с помощью противокорабельных ракет. У него оптимальное для такого корпуса орудие калибра 76 мм, он может вести артиллерийский бой без ограничений. Он может применяться в открытом море в плохую погоду, а самое главное – имеет более серьезные, чем любой одноклассник, возможности по отражению ракетных ударов, благодаря «Панцирю-М» и хорошей пушке, с правильно подобранной радиолокационной станцией управления огнем. Путь к серии у «Каракуртов» выдался непростым, хотя головной корабль в Санкт-Петербурге построили в рекордные сроки. А потом были проблемы с двигателями, это резко задержало серию. Зато сильно порадовал другой завод, который строит эти корабли – Керченский судостроительный завод «Залив». Это предприятие, долгое время находившееся в юрисдикции Украины, утратило значительную часть своего потенциала. И вот первый полноценный многоцелевой боевой корабль, построенный на «Заливе» в постукраинскую эпоху, сдан. Впереди новые «Каракурты».
МРК «Циклон» и конфликт на Черном море
В ходе специальной военной операции Черноморский флот получил несколько болезненных ударов. Были потеряны ракетный крейсер «Москва», большой десантный корабль «Саратов». Фактически у ЧФ оставалось лишь несколько кораблей, технически способных отражать ракетные атаки с украинского берега. Перевести на ЧФ корабли с других флотов нельзя – проливы закрыты.
Случись сейчас устанавливать полноценную ближнюю блокаду Украины или обеспечивать ПВО десанта, флоту сложно было бы это реализовывать. Но «Каракурты» меняют это положение дел. Хоть дальность поражения целей у «Панциря-М» и небольшая, зато перехват целей внутри нее надежно выполняется, и вместе с фрегатами «Циклон» – вполне себе сила и в оборонительном бою. И его не надо ниоткуда переводить, он уже здесь. С учетом хода событий на Черном море, как бы это не оказалось важнее «Калибров». Впрочем, свои восемь крылатых ракет корабль несет. А на подходе еще один «Каракурт» – «Аскольд».
Медленно, но верно силы Черноморского флота опять растут. Конечно, нужна еще соответствующая угрозам подготовка, но это уже вопрос к командованию флота. А новые корабли промышленность потихоньку начинает сдавать, и «Циклон» здесь только первая ласточка. Нам же остается пожелать экипажу удачи в бою – скоро она ему понадобится.