Общество

8 февраля 2023, 21:30

Военная логистика России получит беспилотную поддержку

Фото: Виктор Антонюк/РИА Новости

Опыт спецоперации России на Украине показал растущую роль БПЛА в военных конфликтах. При этом беспилотные и безэкипажные аппараты способны решать не только ударные и разведывательные задачи, но и логистические. Для этого в России разработан транспортный беспилотник, радиус действия которого достигает 600 км. В чем заключается особенность этой разработки и при каких условиях производство подобных БПЛА может стать серийным?

В России разработан транспортный беспилотник ТрАМП (транспортная авиационная многофункциональная платформа), который способен перебросить до 250 килограммов груза на дистанцию свыше 600 километров. Как сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе, ТрАМП представляет собой беспилотник самолетного типа и сможет выполнять опасные для пилотируемых воздушных судов задачи.

Дрон способен летать на высоте до трех тысяч метров со скоростью 195 км/ч. За счет большого грузового отсека в него можно загружать габаритный груз и сбрасывать его с парашютом без посадки. Отличительная особенность этой модели в модульной конструкции. Это позволяет взлетать и садиться на короткие, плохо подготовленные площадки, а также в сжатые сроки провести ремонт – заменить крыло, двигатель и шасси.

Беспилотник будет востребован не только в военных, но и в гражданских целях – при мониторинге обширных площадей. Его могут применять в сельском хозяйстве после установки распылителей для удобрений в грузовой отсек, туда также могут устанавливать радиолокационное, оптическое, картографическое и иное спецоборудование.

Параллельно с этим о создании в России воздушной машины для транспортировки людей и грузов в зоне боевых действий стало известно осенью прошлого года. Разработка должна быть простой в обслуживании и ремонтопригодной. Ее идея состоит в том, что такой аппарат с помощью движителей будет подниматься над поверхностью и двигаться, огибая рельеф.  

Подобные проекты реализуются в разных армиях мира, в том числе в израильской и американской. Пентагон начал использовать новейший транспортник для перевозки военных ресурсов еще во время кампании в Афганистане. Для американцев это была вынужденная мера – грузовики, перевозившие боеприпасы и медицинское оборудование между удаленными аванпостами, часто подвергались нападениям, подрывались на минах, что ставило под угрозу логистические операции.

В 2018 году китайский стартап из Пекина Sichuan Tengden Technology объявил о разработке беспилотника грузоподъемностью 20 тонн и дальностью полета до 7,5 тыс. километров. Калифорнийская компания Natilus последние несколько лет разрабатывает и тестирует аналогичный беспилотник грузоподъемностью 90 тонн.

В экспертной среде называют транспортные задачи одними из самых перспективных направлений применения беспилотников. «В наибольшей степени здесь могут быть востребованы аппараты, способные выполнять взлет и посадку в вертикальном режиме – вертолеты и гибриды», – считает эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов.

По его словам, для беспилотников самолетного типа тоже имеется своя ниша из-за возможности совершать продолжительные полеты на дальние расстояния. «В практическом плане они могут быть использованы для транспортировки грузов с использованием аэродромов или же с десантированием», – пояснил собеседник.

Для выполнения гражданских задач мотивацией к применению новой технологии является более дешевая (по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами) доставка коммерческих грузов, а также большая оперативность доставки. Если же речь идет о военных задачах, то такие аппараты могут использоваться для доставки удаленным боевым подразделениям боеприпасов, провизии и медикаментов в ситуациях, когда традиционная логистика невозможна или осложнена рисками потери летательного аппарата.

Доставка не только грузов, но и людей

У российских компаний есть перспективные разработки не только летающих, но и наземных беспилотников. И здесь, кроме доставки боекомплектов и продовольствия, транспортники в будущем смогут еще и быстро эвакуировать раненых, считает директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Василий Кашин. Эти машины должны обладать высокой ремонтопригодностью, быть массовыми, оснащаться доступными на коммерческом рынке компонентами и оставаться дешевыми в производстве.

«Идея не нова: перед Второй мировой французы пытались создать подобное специальное транспортное средство переднего края в пилотируемом варианте, произведя тысячи не имевших вооружения грузовых танкеток Renault UE. Такой транспорт способен обеспечить устойчивое снабжение в условиях высокой угрозы от артиллерии противника», – отмечает эксперт.

В свою очередь военный эксперт Борис Рожин напомнил о ведущихся в России разработках противоминных дронов, безэкипажных БМП, танков и средств доставки боеприпасов и провианта. «Уже существует удачный ударный вариант «Уран», который прошел испытания Сирией. Однако серийное производство этих аппаратов еще не налажено, поскольку не все «детские болезни» машины устранены», – продолжил он.

Эксперт выразил уверенность, что транспортное направление стоит развивать с большей интенсивностью – нам нужны не только дроны, но станции для их зарядки и обслуживания. «На последней выставке «Армия» были представлены различные прототипы, в том числе машина, которая могла бы двигаться в армейских колоннах и выпускать различные типы дронов с возможностью возвращения их на базу», – напомнил он.

Наиболее эффективным Рожин считает создание мобильных комплексов по обслуживанию дронов различных типов. «Это может быть платформа, которая способна запускать сразу несколько дронов, а в это же время другая партия аппаратов возвращается на нее и встает на зарядку, – рассуждает Рожин. – Помимо этого, на второй линии фронта должны быть созданы стационарные станции для подзарядки дронов всех типов, мастерские и станции перепрошивки. Также необходимо предусмотреть возможности печати на 3D-принтерах бомбосбросов и крепежей для различного оборудования».

«Проблема в том, что на данном этапе в некоторых сегментах у нас либо вовсе нет собственного производства, либо его недостаточно... Армия требует многочисленного серийного производства. Соответственно, необходимо больше сборочных линий. Это в свою очередь требует наращивания числа специалистов, которые могли бы быть задействованы на предприятиях», – обращает внимание эксперт.

По его мнению, для создания дронов будут задействованы основные государственные подрядчики – «Ростех», «Калашников», «Кронштадт», но «тут необходимо стремиться к некоему балансу частного и государственного секторов». «Власти могли бы снять ряд бюрократических барьеров, упрощая доступ к гособоронзаказу для частных фирм, которые занимаются экспериментальными беспилотниками. Это создаст конкурентную среду для разработки необходимых сегодня аппаратов», – предположил военный эксперт.

«В целом мы должны использовать любые доступные компоненты и целые импортные аппараты – главное насытить ими армию. Ставка на высокую степень локализации в качестве непременного условия была одной из главных причин нашего отставания в оснащении армии этой техникой», – в свою очередь говорит Василий Кашин.

«Любой беспилотник – это расходный материал. И параллельно с «затыканием пробелов» в нашем оснащении необходимо ускоренно реализовывать программы для развертывания массового выпуска данной техники в России. При этом СВО показывает, что массовость и дешевизна гораздо важнее уникальных тактико-технических характеристик», – подчеркивает эксперт.

«Также необходима господдержка использованию в стране гражданских беспилотников отечественного производства. Например, китайские успехи в развитии военной беспилотной техники основываются на том, что Китай контролирует 70% всего мирового рынка легких гражданских БПЛА, которые производят и разрабатывают там 1200 фирм», – приводит пример собеседник.

«Отдельное внимание стоит уделять и обучению операторов беспилотников. В данном случае необходимо отталкиваться от накопленного опыта СВО. Однако следующие конфликты могут быть совершенно другими. Так что мы должны системно изучать тенденции развития этой техники в мире и осмыслять этот опыт», – настаивает Кашин.

Текст: Алёна Задорожная

Вам может быть интересно

ВС России нанесли массированный удар по предприятиям ВПК Украины
Темы дня

Россия получила признание за границей как авиационная держава

Впервые в постсоветской истории иностранная страна может начать собирать российские самолеты на своей территории. Такой план вынашивает Индия, с которой у России давние тесные связи в сфере боевой авиации и ракетостроения. Теперь Дели признал наши компетенции и в гражданской авиации. Индия хочет собирать самолеты Superjet и Ил-114. Причем как для своего огромного рынка, так и для дальнейшего экспорта. Чем этот проект выгоден каждой из сторон?

Дружба России и Индии вновь выдержала натиск Запада

Индия и Россия показали Западу преимущество взаимного уважения перед односторонним диктатом: в Нью-Дели завершился двухдневный визит Владимира Путина, в ходе которого он встретился с премьером страны Нарендрой Моди. Итогом саммита стало большое количество документов, затрагивающих сотрудничество как в энергетике, так и в сфере ВПК. Как прошедший визит отразится на будущих контактах России и Индии?

Каллас признала справедливость критики США в адрес Евросоюза

Долина пообещала в полном объеме вернуть деньги за спорную квартиру

В Индии оскорбились выходкой Запада из-за визита Путина

Новости

В Госдуме рассказали о правилах оформления повышенной пенсии в 2026 году

Пенсионеры до 31 декабря 2025 года могут подать заявление о доплате к пенсии по старости, если в семье есть нетрудоспособные иждивенцы, рассказал зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Каплан Панеш.

Встреча ЕК по российским активам завершилась без итогового соглашения

В Брюсселе не удалось достигнуть договоренности по вопросу использования активов России для поддержки Украины, обсуждение переносится.

G7 и ЕС намерены запретить России перевозить нефть по морю

G7 и Евросоюз обсуждают идею заменить существующий потолок цен на российскую нефть полным запретом на перевозку нефтепродуктов морским транспортом, пишет агентство Reuters

Минцифры сообщило о постепенном отказе от смс-входа на «Госуслуги»

Министерство цифрового развития объявило о решении постепенно прекращать использование смс-кодов для подтверждения входа на портал «Госуслуги» с мобильных устройств.

Эксперт Лукьянов заявил об изменении подхода США к расширению НАТО

Вашингтон в новой доктрине национальной безопасности придерживается абсолютно нового подхода в отношении НАТО, заявил директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.

Директор театра «Лица» получил ножевое ранение в Москве

Директор театра «Лица» Павел Суетин был госпитализирован после того, как его обнаружили с ножевым ранением в одном из жилых домов на северо-западе Москвы.

Всемирный банк назвал должников России

За 2024 год внешние долги других государств перед Россией выросли на 2,6 млрд долларов и достигли 33,1 млрд.

Кадыров призвал украинский народ выступить против войны с Россией

В своем обращении Рамзан Кадыров после атаки беспилотника на Грозный предложил жителям Украины объединиться против боевых действий с Россией.

Парламент Бельгии аплодировал решению отклонить передачу активов России ЕК

Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер заявил, что страна не готова передать замороженные российские активы Еврокомиссии, если риски и расходы не будут разделены между всеми странами ЕС.

По всей Украине прогремели мощные взрывы

В ночь на субботу по всей Украине прогремели мощные взрывы, под удар попали военные и энергетические объекты.

При обмане Долиной аферисты выдали актера Холланда за сотрудника Росфинмониторинга

Данные паспорта, предъявленного Ларисе Долиной в мошеннической схеме, оказались фиктивными, а сам аферист использовал фото актера Тома Холланда, выяснили СМИ.

Вашингтон обсудил с Киевом план восстановления Украины после конфликта

Власти США и Украины рассмотрели будущее развитие и экономические инициативы страны в рамках подготовки к послевоенной реконструкции.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов