Общество

15 ноября 2023, 08:50

«Изделие 30» наделило Су-57 целым рядом важных преимуществ

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Российский истребитель пятого поколения Су-57 начали оснащать двигателем второго этапа («Изделие 30»). Одна из главных его особенностей заключается в том, что он позволяет развивать сверхзвуковую скорость без включения форсажа. Это не только снижает расход топлива, но и увеличивает радиус боевой работы самолета. Какие еще преимущества получает Су-57 за счет «Изделия 30»?

Истребитель пятого поколения Су-57 начнут оснащать двигателем второго этапа («Изделие 30») уже в рамках текущей партии, производимой по контракту с Минобороны. По данным госкорпорации «Ростех», сейчас самолет проходит летные испытания с двигателем второго этапа – в машину внедряются самые современные технологии.

«Эффективность продолжает расти. Что касается силовых установок, то самолет Су-57 адаптирован под применение двигателя как первого, так и второго этапа», – заявили в пресс-службе компании.

Су-57 – многоцелевой истребитель пятого поколения с передовой электроникой, создан ОКБ имени П.О. Сухого на замену тяжелого истребителя Су-27 и способен маневрировать с большими перегрузками. В декабре 2020 года ВКС РФ получили первый серийный истребитель. В декабре 2022 года состоялся дебютный полет модернизированного Су-57, в том же году начались его серийные поставки. В рамках госпрограммы вооружения, рассчитанной до 2027 года, ВКС РФ должны получить 76 истребителей пятого поколения.

В выпущенные на данный момент самолеты установлены промежуточные агрегаты первого этапа АЛ-41Ф1 («Изделие 117»), разработанные Опытно-конструкторским бюро имени А. Люльки. Этот двигатель полностью управляется цифровой системой на отечественной элементной базе. Двигатели серийно устанавливаются на Су-35С.

Первый наземный запуск двигателя-демонстратора «Изделие 30» состоялся в ноябре 2016 года на базе Лыткаринского машиностроительного завода (ЛМ3). ЛМЗ – это подразделение ОКБ имени А. Люльки. В декабре 2017 года самолет с новой силовой установкой совершил дебютный 17-минутный полет.

По сравнению с АЛ-41Ф1 у «Изделия 30» тяга увеличена с девяти (в бесфорсажном режиме) до 17,5-19,5 т., а сам двигатель отличается повышенной топливной эффективностью и сниженной стоимостью жизненного цикла. По словам генконструктора – директора ОКБ имени А. Люльки Евгения Марчукова, по показателю удельной тяги «Изделие 30» превзойдет все зарубежные аналоги.

Из технических особенностей также известно о том, что бескислородная система розжига на модернизированных форсунках обеспечивает воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания, а новые сопла управляют вектором тяги. В экспертной среде сходятся во мнении, что

с двигателем второго этапа Су-57 получает целый ряд неоспоримых преимуществ. Кроме того, это достижение позволяет России оставаться в числе великих держав, лидирующих в двигателестроении.

«Этот двигатель улучшает удельные показания как с точки зрения тяги, так и по расходу топлива. Были сообщения о том, что могут измениться показатели заметности самолета. Но один из принципиальных вопросов – это обеспечение крейсерского сверхзвука без включения форсажной камеры, что позволит быстро и скрытно выходить на рубежи применения вооружения. Это особенно важно при выполнении миссий над обширными пространствами», – отмечает Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «Авиапорт».

Без включения форсажа, который на новом изделии тоже предусмотрен, расход топлива «будет ощутимо ниже, чем при форсажной работе двигателя». «При выполнении миссии не на максимальную дальность сниженный расход топлива даст возможность увеличить боезапас, но едва ли речь идет о серьезном пересмотре по этому параметру. На бесфорсажном режиме будет значительно ниже заметность в оптическом и тепловом диапазонах», – подчеркивает Пантелеев.

Новый двигатель – более мощный и экономичный за счет автоматической системы регулирования подачи топлива. Она учитывает самые разные параметры, в том числе атмосферное давление, влажность и высоту полета. «Тонкие настройки двигателя второго этапа – это главное. Бесфорсажный режим предусматривает возможность пилотировать Су-57 во всем диапазоне высот и скоростей», – считает Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор.

Собеседник отметил усилия конструкторов и инженеров, которым удалось добиться снижения температуры выхлопных газов, что повышает незаметность истребителя для средств ПВО. «Двигатель работает удачно, он опробован на летающей лаборатории, прошел стендовые испытания, но пока не на всех режимах отвечает требованиям инфракрасной малозаметности. Эти параметры нужно стабилизировать», – подчеркнул генерал-майор.

Попов допускает, что экономия на топливе не будет означать обязательного увеличения грузоподъемности самолета: баки и бомболюки останутся те же. Он напомнил, что размещение вооружений на Су-57 должно быть в основном скрытное, в определенных нишах. Таковых на Су-57 четыре.

«Если использовать внешнюю подвеску, то гарантированно теряется малозаметность. Поэтому боезапас, видимо, останется тем же, но гарантированно увеличится дальность и продолжительность полета, появится возможность более эффективно уходить от действий систем ПВО противника, больше маневрировать», – уверен спикер.

По мнению Пантелеева, даже с двигателем первого этапа Су-57 можно смело причислять к пятому поколению истребителей. «Деление на поколения – это довольно условное явление. В настоящее время на первый план выходят возможности интеграции самолета в системы вооружений, когда истребитель без включения своей РЛС получает в режиме молчания всю необходимую информацию об окружающей обстановке», – добавил специалист.

Попов согласен, что АЛ-41 и его модификации – это продвинутый двигатель, которым также пользуются ВВС Китая и ставят его на свой самый современный истребитель Chengdu J-20. В мире его относят к пятому поколению, хотя китайские военные считают его четвертым поколением. «Однако использование форсажа увеличивает расход ресурса двигателя. Термические нагрузки сокращают общий режим работы двигателя на 30% и более», – отметил эксперт. Собеседник указал на то, что

американцы пока еще продолжают доводить до ума свои современные истребители

– двухдвигательный F-22 Raptor («Хищник») и одномоторный F-35 Lightning II. «США говорят, что у них давно работают машины пятого поколения. Уже выпущено около тысячи таких самолетов. Но только 30-40% остаются боеспособными, в остальных случаях происходят задержки с эксплуатацией», – напомнил генерал.

«По факту самолеты не могли выполнять все то, что рекламно было заявлено», – указал Попов, добавив, что этим машинам часто требуется ремонт поверхностного рассеивающего радиолокационные волны слоя на фюзеляже и крыльях в случае хранения машин под открытым небом.

Пантелеев уточняет, что «по F-22 и F-35 продолжается постоянная работа по повышению основных характеристик». «Но главный вопрос заключается в том, сколько этих машин находится в войсках», – указал эксперт. Попов уточняет, что Россия не спешит «штамповать» Су-57, чтобы они не превратились в аналоги истребителей поколения 4++.

«Это должна быть действительно качественно новая машина. Поэтому мы делаем маленькие шажки, чтобы штаны не порвать. И надо учитывать, что в экономическом плане мы находимся в достаточно трудных условиях по сравнению с США, – подчеркнул генерал-майор. –

Мы сохранили потенциал советской боевой авиации и на этом багаже начинаем вставать на ноги».

По мнению автора Telegram-канала «Русский инженер» Алексея Васильева, благодаря двигателю второго этапа Су-57 все-таки станет полноценным самолетом пятого поколения, так как двигатель АЛ-41Ф1 «на первых партиях не имеет всех нужных параметров». Кроме того, в перспективе новый двигатель может быть использован и для легкого тактического самолета Су-75 (Checkmate).

«И такая машина чрезвычайно нужна», – добавляет эксперт, указывая на тенденцию удешевления и создания массовой военной техники, что особенно ярко проявилось в ходе СВО. «Ожидаю, что все мощности, выпускающие линейки на основе Су-27 и МиГ-29, переведут на выпуск Су-75, оставляя для Су-57 только существующее производство», – допускает аналитик.

По его словам, «это будет очень разумно», учитывая заинтересованность в машине не только ВКС России, но и зарубежных игроков. «А если на его платформе сделают самолет вертикального взлета и посадки (СВВП), то это станет отличным ответом американским F-35», поскольку у многих стран есть потребность в прикрытии своих экспедиционных сил подобными машинами. «То есть экспортный потенциал Су-75 с СВВП может быть дальше большим, чем у основной версии», – заключил Васильев.

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Захарова прокомментировала слова Туска о солдатах НАТО на Украине
Темы дня

Киев в День Победы проигрывает войну с исторической памятью

На Украине, вопреки фактическому запрету, граждане отмечают День Победы. Некоторые приносят цветы к сохранившимся мемориалам, кому-то удалось наблюдать за проведением парада Победы в Москве по телевизору. По мнению экспертов, эта тенденция говорит только об одном: украинцы не готовы принять идеологию Зеленского и предать историческую память о подвиге дедов и прадедов в Великой Отечественной войне.

Зачем советская власть ввела и отменила национальные дивизии

В период Великой Отечественной войны в составе Красной армии действовали национальные дивизии, сформированные по этническому принципу. Зачем они понадобились стране победившего интернационализма? И почему показали себя в боях хуже, чем «обычные» дивизии?

В Польше признали присутствие солдат НАТО на Украине

Зеленский и Порошенко пропали из базы розыска в России

Бригада ВСУ отказалась исполнять приказ из США по эвакуации Abrams

Новости

ВСУ начали бежать с позиций в Красногоровке

Украинские военные пытаются уйти со своих позиций в Красногоровке, сообщил источник в силовых структурах Донецкой народной республики в четверг.

В Германии сочли шпица Лукашенко «отвлекающим маневром» на параде Победы

Питомец президента Белоруссии Александра Лукашенко, шпиц по кличке Умка, которого белорусский лидер взял на парад Победы в Москве, стал «отвлекающим маневром», заявил журналист немецкого журнала Bild Юлиан Репке.

Оскорбившего пенсионерок блогера задержали в аэропорту

В столице задержали оскорбившего пожилых женщин подозреваемого, он делал это для развития своего блога, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

В Сети раскритиковали обращение Зеленского 9 мая

Обращение президента Украины Владимира Зеленского 9 мая вызвало шквал критики в социальных сетях.

Кадры парада Победы в Москве прервали вещание телеканалов в Латвии

Несколько телеканалов латвийской компании Balticom показали кадры парада Победы на Красной площади в Москве, пишет портал tvnet.lv.

Лукашенко двумя словами охарактеризовал парад Победы в Москве

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что парад на Красной площади в Москве, посвященный Дню Победы, ему очень понравился.

Путин поблагодарил президента Лаоса за передачу России танков Т-34

Москва признательна Лаосу за передачу танков Т-34, они являются символом Победы и важны для воспитательной работы с молодежью, заявил президент России Владимир Путин на встрече с лаосским коллегой Тхонглуном Сисулитом в Кремле.

Рахмон предложил Путину обсудить вопрос трудовых мигрантов

Таджикистанский президент Эмомали Рахмон в ходе переговоров с президентом России Владимиром Путиным предложил обсудить вопрос трудовых мигрантов.

Стало известно об ожесточенных боях в Часовом Яре

В Часовом Яре в 10 км от Артемовска разгорается острая битва, пишет Asia Times.

Экс-сотрудник Пентагона рассказал о провале плана НАТО по захвату Крыма

Запад не смог помочь Киеву захватить Крым, несмотря на тщательную подготовку с использованием самых современных военных симуляторов, заявил экс-помощник замминистра обороны США Стивен Брайен.

Глава Европарламента выступила в Раде перед пустым залом

Президент Европарламента Роберта Метсола, прибывшая в Киев в четверг, выступала в Верховной раде перед пустым залом, заявил украинский депутат Алексей Гончаренко (внесен в России в перечень террористов и экстремистов).

Путин: Украинские беспилотники летают над головами, как мухи

Украинские беспилотники «как мухи» летают над головами российских бойцов, но российские ученые, инженеры и конструкторы работают над этим, заявил президент Владимир Путин в ходе встречи с военнослужащими.
Мнения

Игорь Караулов: Нашу Победу предстоит защитить и добыть

Может быть, День Победы и был бы забыт, отошел бы в область глубокой истории, но ход текущей истории нам этого не позволил. Та Победа, за которую было отдано столько жизней, требует подтверждения уже от нас нынешних.

Ирина Алкснис: Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

Андрей Полонский: А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.
Вопрос дня

Что за женщина-ветеран сидела рядом с Путиным на параде Победы