Общество

21 апреля 2021, 18:30

Военные самолеты России получат крышу над головой

Фото: Телеканал Звезда/YouTube

Вооруженные силы России приступают к реформе, которая напрашивалась десятилетиями. Речь идет о массовом строительстве специальных укрытий для самолетов ВКС на военных аэродромах. Почему эти сооружения критически важны для успешного функционирования боевой авиации и что подтолкнуло Минобороны к началу этой масштабной программы?

Важность темы строительства укрытий для авиационной техники можно оценить хотя бы по тому факту, что последнюю коллегию Минобороны РФ министр Сергей Шойгу начал именно с нее. Предполагается возвести более 300 аэродромных укрытий, в первую очередь для обеспечения базирования перспективных авиационных комплексов, в том числе самолетов пятого поколения. К такому решению явно подтолкнул опыт применения российских средств ВКС в Сирии – выяснилось, что самолеты нужно прикрывать не только в воздухе, но и на земле.

Почему, собственно, Сирия стала поводом для принятия решения о массовом строительстве аэродромных укрытий? Понятно, что сам характер боевых действий подразумевает противодействие со стороны джихадистов, в том числе с активными обстрелами авиабазы в Хмеймиме с использованием беспилотников. Памятен и минометный обстрел российской авиабазы в новогоднюю ночь 2018 года. Опять же таки в учет берется жаркий местный климат, осложняющий обслуживание авиатехники инженерными специалистами.

Ну и элемент маскировки должен присутствовать. В Сети «гуляет» большое количество снимков из космоса взлетно-посадочной полосы в Хмеймиме с детальным расположением всех самолетов и вертолетов. Эксперты по ним «вычисляют» не только численность, но и модели авиационной техники, как, например, недавно там были идентифицированы некие «два самолета ФСБ». Надо полагать, что и перспективное пополнение авиагруппы истребителями Су-57 не останется незамеченным.

Защищенные ангары в Хмеймиме все-таки относительно недавно поставили – в виде бетонных перегородок с усиленной арматурой крышей, способной выдержать падение беспилотника. Ангар рассчитан на хранение 18 единиц авиатехники.

Здесь можно вспомнить ракетную атаку по сирийской авиабазе Эш-Шайрат в провинции Хомс 7 апреля 2017 года. В ней участвовали два эсминца ВМС США Ross (DDG-71) и Potrer (DDG-78), которые из акватории Средиземного моря выпустили 60 крылатых ракет Tomahawk («Томагавк»). Результаты этого налета, целью которого были самолеты сирийских ВВС, разнятся – в США заявили о 20 уничтоженных самолетах, Сирия сообщила лишь о шести поврежденных воздушных машинах.

Однако уже на следующий день авиабаза восстановила свою работу и в воздух поднялись первые самолеты. Все дело в том, что эта авиабаза, где размещены четыре авиационных эскадрильи (МиГ-25П\Р, МиГ-23МФ, Су-22M2 и Су-22М4), оборудована железобетонными капонирами. Большинство самолетов были укрыты как от прямого попадания ракет и осколков, так и от постороннего глаза – американцы попросту не знали точную численность авиационной техники на базе.

К слову, еще в советские времена аэродромные укрытия разных видов в ВВС стали появляться с использованием опыта Шестидневной войны Израиля с арабами в 1967 году. Тогда ВВС Израиля за один день вывели из строя практически всю боевую авиацию Египта и большую часть сирийских самолетов, стоящих на аэродромах без всяких укрытий в линейном порядке. В Генштабе ВС СССР сделали для себя вывод – проще вложиться в строительство укрытий, чем терять дорогостоящие боевые машины. Было также принято решение строить зоны рассредоточения самолетов вокруг аэродромов, чтобы их нельзя было уничтожить одним налетом или артиллерийским ударом.

Впрочем, аэродромные капониры в первую очередь построили в заграничных группах советских войск (ГДР, Польша, Венгрия, Чехословакия) – на переднем рубеже противостояния с НАТО в Европе. А также в так называемых приграничных военных округах – Прикарпатском и Одесском на Украине, Белорусском и Прибалтийском. Всего за достаточно короткий срок было возведено около 2500 железобетонных конструкций.

Понятно, что после распада Советского Союза все аэродромные структуры, в том числе и укрытия, остались за границей. Новой российской армии на фоне проблем ее становления было явно не до строительства железобетонных арочных укрытий на аэродромах. В лучшем случае можно было наблюдать открытые капониры – земляные валы, отделяющие стоянки самолетов друг от друга.

Парадокс в том, что по сравнению с ценой самолета любые укрытия, даже наиболее совершенные, стоят копейки. Однако благодаря им можно, во-первых, существенно продлить срок службы дорогостоящей военной техники, а во-вторых, сильно облегчить условия службы для всех причастных. Отдельное спасибо за укрытия скажет инженерно-технический состав – эти незаметные, но очень важные люди смогут теперь обслуживать самолеты в тепле и при свете в любую погоду и в любое время суток. Скажут спасибо и летчики, которые смогут вылетать на задание в сухой и теплой кабине.

Большинство самолетов имеет кабины, которые открываются сверху – и при любом дожде или снеге влага неизбежно попадает внутрь боевой машины. А это, в свою очередь, увеличивает шансы на отказ техники, что может быть критично, особенно в воздухе. В укрытиях же можно хранить и инструмент для обслуживания самолетов, и первый боекомплект.

В ВВС иностранных государств укрытия для боевых самолетов – обязательная часть инфраструктуры аэродрома. Едва ли не в любой стране НАТО и F-16, и тем более F-35 обязательно хранятся в теплых, оборудованных всеми необходимыми системами боксах. Но в России традиционно, десятилетиями, сотни боевых машин стояли на аэродромах без малейшего укрытия. Положение дел с укрытиями в военной авиации выглядело особенно разительно по сравнению с Сухопутными войсками – там для танков и БМП обязательно были устроены специальные гаражи и боксы.

Иными словами, причин для возрождения строительства надежных аэродромных укрытий предостаточно. Ну и, конечно же, речь идет и о чисто военной безопасности, с учетом весьма напряженных отношений с НАТО – курки-то уже взведены. Ждать, что все обойдется, наивно и не предусмотрительно. Собственно, поэтому и говорит сейчас министр обороны России Сергей Шойгу о реализации плана развития аэродромной сети, которая призвана обеспечить маскировку авиатехники от спутникового наблюдения, защищенности от климатических факторов и огневого воздействия.

По его словам, предусмотрено возведение более 300 укрытий, можно подразумевать, что их в перспективе появится больше – создание укрытий будет синхронизировано с поставками летательных аппаратов в войска. Возведение укрытий предполагается вести не только организациями Военно-строительного комплекса, но и силами инженерно-аэродромных батальонов, что ускорит темпы проведения работ и сократит их себестоимость.

«Аэродромные укрытия можно назвать многофункциональными сооружениями, – говорит газете ВЗГЛЯД военный эксперт, полковник ВВС Александр Дробышевский. – Конечно, это и защита, и маскировка, и сохранность авиационной техники, при этом еще и более комфортные условия для людей. Техникам, инженерам готовить воздушную машину к вылету, проводить регламентные работы с крышей над головой куда как удобнее, да и качество повышается – это не на ледяном ветру голыми руками «железо крутить».

Особенно тема с возведением закрытых железобетонных капониров будет актуальна в условиях Арктики, которую активно осваивают в том числе и российские ВКС.

Всего в Арктике Россия возводит десять военных аэродромов, большинство из них, как например, на острове Земля Александры с удлинением ВПП до 3500 метров, уже готовы к боевому применению. Там ведь приземляются не только военно-транспортные Ил-76, но и несут постоянное боевое дежурство истребители-перехватчики. Без закрытых ангаров и надежных укрытий точно не обойтись».

Все-таки называть аэродромные укрытия капонирами не совсем правильно, хотя и они бывают закрытого типа. Более верное определение – арочное укрытие железобетонного типа (ЖБУ), которое было разработано еще в середине 1960-х годов. Вряд ли Минобороны сейчас будет изобретать что-то новое и наверняка использует уже наработанную конструкцию. ЖБУ состоит из полуарок с ребрами толщиной стенок в 60 сантиметров, снаружи конструкция обсыпается землей и покрывается дерном, в том числе и для маскировки объекта (на старых укрытиях зачастую росли и деревья). ЖБУ оснащено металлическими воротами – распашными или откатными.

Стандартные размеры основного помещения, в котором размещается боевой самолет, составляют 13 на 28 метров, то есть это может быть истребитель или штурмовик. При необходимости укрытие можно удлинить или укоротить. Существуют ангары и укрытия и на несколько самолетов сразу. Впрочем, для более габаритных военно-транспортных самолетов или реактивных бомбардировщиков арочные укрытия не строились из-за больших размеров воздушных машин и высокой себестоимости, поэтому их хранят под открытым небом, а для регламентных работ используют ангары, численность которых ограничена.

Текст: Виктор Сокирко

Вам может быть интересно

Путин поздравил спасателей России с профессиональным праздником
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов