Общество

25 августа 2019, 22:13

«Кукурузникам» ищут срочную замену

Фото: Валерий Морев/ТАСС

На смену легендарному «кукурузнику» будет разработан новый региональный самолет вместимостью девять-четырнадцать человек. Сейчас в малой авиации остался небольшой парк старых советских самолетов, которых с каждым годом становится все меньше. Но и создание нового «кукурузника» не решит все проблемы, связанные с возрождением местной авиации в России.

В сентябре будет принято решение о судьбе проекта нового самолета для малой региональной гражданской авиации, который должен заменить легендарный «кукурузник» – Ан-2, который был способен перевозить до 14 человек. Об этом в воскресенье РИА «Новости» сообщил источник в авиапроме.

Машина, по которой должно быть принято решение – одномоторный самолет «Байкал» (ТВС-2ДТС), разработка новосибирских конструкторов из СибНИА имени Чаплыгина. Если новой разработке дадут добро, то комплект конструкторской документации на опытный образец должен быть создан за год – до сентября 2020 года, и до декабря того же года планируется создать сам опытный образец самолета для статических испытаний.

«Кукурузник» (или «Аннушку») разработали в конце 1940-х именно в Новосибирске, и лишь потом начался серийный выпуск на киевском авиазаводе, который ныне носит имя Антонова. Всего, по оценкам экспертов, было выпущено 18 тысяч «кукурузников» различных модификаций. Биплан Ан-2 был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственная в мире модель самолета, которая выпускается более 70 лет. Налет некоторых «рабочих лошадок» малой гражданской и сельскохозяйственной авиации превышал 20 тысяч часов – что также достойно книги рекордов.

«На внутренних рейсах использовались и Л-410, как самолет «комфорт-класса», но в первую очередь – более простые Ан-2. Преимущество «Ан-второго» было в том, что самолет очень неприхотлив, допускал открытую эксплуатацию на полевых аэродромах. Их использовали и для перевозки пассажиров, и для транспортировки грузов, и для опыления полей», – рассказал газете ВЗГЛЯД авиационный эксперт, обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко. Но сейчас срок жизни «кукурузников» естественным образом подошел к концу, да и предприятия украинского концерна «Антонов» переживают далеко не лучшие времена.

«Сейчас самолет используется мало, просто потому, что самих самолетов осталось мало. Существующие модели самолета Ан-2 – ужасно старые», – констатирует Дрозденко. Например, в прошлом году власти традиционно «бездорожной» Якутии били тревогу – в республике 80% воздушных судов составляют самолеты и вертолеты старше 30 лет. И к 2026 году парк местной авиации, включая Ан-2, самолеты для средних линий Ан-24 и вертолеты Ми-8, придется полностью списать. И это на территории размером с Западную Европу.

«В советские времена малая авиация использовалась очень обширно. Если взять даже Москву и Подмосковье, то количество аэродромов малой авиации далеко превышало сотню. Сейчас оно исчисляется, дай бог, если десятками, – отмечает Дрозденко. – Раньше можно было, скажем, спокойно перелететь, к примеру, из Саратова в Куйбышев (Самару)». Более того, практически любой районный центр и даже некоторые села располагали аэродромами малой авиации, отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД заслуженный пилот Советского Союза, бывший замминистра Гражданской авиации СССР Олег Смирнов.

«Если в 1991 году в России было 1400 аэродромов малой авиации, то на сегодняшний день их осталось где-то около 200.

Аэродромы распахивали, отдавали землю под застройку. Но самая большая беда постигла те регионы, где нет железных и автомобильных дорог», – подчеркивает Смирнов. Заметим, что по данным Росстата на 2016 год, 28,2% сельских населенных пунктов в России не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования. Проще говоря, отрезаны от «большой земли». В 15 регионах авиация остается (и скорее всего будет оставаться) главной транспортной системой. «В советское время жители таких удаленных населенных пунктов осуществляли связь с «большой землей» только при помощи авиации. На 90 процентов их возили Ан-2», – подчеркнул Смирнов.

Если для распыления химикатов самолет, подобный Ан-2, уже великоват, а в перспективе будущее сельхозавиации – за беспилотными аппаратами, то малую гражданскую авиацию пора было «реанимировать» еще лет десять назад, отмечает Дрозденко. Эксперт подчеркивает:

«Ан-2 был терпеливой рабочей лошадкой, «Фольксвагеном-жуком» нашей авиации. Но сейчас пришло время для того, чтобы что-то пришло на смену. Давно пора».

Но вопрос в том, как скоро в дело войдет новое поколение легкомоторных многоцелевых самолетов. С одной стороны, вопрос о возрождении региональной малой авиации находится в сфере особого внимания президента. Существует государственная программа развития авиапрома на 2013–2025 годы, где говорится о развитии малой авиации. С другой стороны, практических результатов пока не видно, сетуют эксперты.

Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, еще в 2012 году глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что приблизительно через три года в стране будет налажен выпуск региональных самолетов размерностью до 19 посадочных мест. Шла речь о проекте самолета Expedition, который с 2008 года разрабатывала частная компания МВЕН из Казани. В свое время говорили о производстве самолета «Рысачок» компании «Техноавиа», о сборке в России американской Cessna и канадского самолета Twin Otter. Но ни один проект так и не был реализован, констатировал тогда ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Экономисты считают причиной такого неблестящего развития малой авиации слабую покупательную способность потенциальных пассажиров – того населения, которое нуждается в перелете из своего села в областной центр, но вряд ли сможет оплатить этот перелет. Получается, что перевозчику незачем закупать малые самолеты для локальных рейсов, а отечественному авиапрому – незачем их производить.

Средняя стоимость авиабилетов в одну сторону по России в январе–мае 2019 года выросла с 3544 до 3886 рублей, но это магистральные линии. А на местных воздушных линиях перевозится менее 3% общего пассажиропотока российских авиакомпаний. И, кстати, цена может быть заоблачной – к примеру, билеты из Иркутска в город Усть-Кут той же Иркутской области сейчас продаются за 8 тысяч рублей. Для того, чтобы малый авиатранспорт вернулся на линии и был востребован, цены на билеты должны быть доступными.

С технической стороны ситуация вроде бы лучше. «На мой взгляд, ближе всего к тому, чтобы начать выпуск этих самолетов – новосибирский СибНИА им. Чаплыгина. Он уже летает, выполняет квалификационные полеты, сертификационные полеты. Самолет с турбовинтовым двигателем, который показывает неплохие летные и точностные характеристики, и также может садиться на лыжи вместо шасси, и на водную поверхность, как и Ан-2», – отмечает Смирнов.

У «Байкала» (ТВС-2ДТС) был хороший дебют на авиасалоне МАКС в июле 2017 года – образец прибыл в Жуковский самостоятельно, при том, что первый полет состоялся за несколько недель до открытия авиасалона. В прошлом году сообщалось о том, что производство «Байкалов» будет развернуто на мощностях Улан-Удэнского авиационного завода уже в нынешнем – 2019-м, а с 2021 по 2025 год завод планировал поставить не менее 200 таких машин. Но судя по публикациям этого лета, Минпромторг отложил начало серийного производства на 2022-й вместо 2019-го. «Пока мы двигаемся медленно. Нужно ускорить процесс», – призывал в июле полпред в ДФО Юрий Трутнев, подчеркивавший, что региональный самолет (пассажирский, грузовой и для санитарной авиации) позарез нужен Дальнему Востоку с его большими расстояниями и низкой плотностью населения.

Текст: Михаил Мошкин

Вам может быть интересно

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Захарова пообещала Западу сокрушительный удар возмездия за атаки на Крым

На Украине решили отправить воевать больных раком и ВИЧ

Тарасова ответила Жулину на слова о выпивающих фигуристах

Новости

Китай намерен собрать на Луне грунт возрастом в миллиарды лет

Целью миссии «Чанъэ-6» в Китае является доставка на Землю образцов грунта возрастом около 4 млрд лет, что позволит ученым получить новые данные о происхождении и эволюции спутника Земли, заявил замдиректора Центра лунных исследований и космической инженерии Китайского национального космического управления Гэ Пин.

В Латвии завели дело за возложение цветов к демонтированному памятнику «Алеша»

В Латвии возбуждено уголовное дело в отношении мужчины, который несколько раз возлагал цветы к месту демонтированного памятника советским воинам – освободителям Латвии от немецко-фашистских захватчиков в городе Резекне, сообщили местные СМИ.

Жителей Берлина предупредили о загрязнении воздуха ядовитыми газами

Сотрудники полиции Берлина оцепили здание горящего завода Diehl Metal Applications и по громкоговорителям предупреждают жителей города об опасности загрязнения воздуха ядовитыми газами, сообщил корреспондент ТАСС.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

В Швейцарии назвали Россию победителем в украинском конфликте

Российская армия одержала верх в конфликте на Украине, украинские солдаты деморализованы, а Запад слишком слаб, говорится в материале главного редактора швейцарской газеты Neue Zurcher Zeitung (NZZ) Эрика Гуйера.

Немецкий журналист оценил выставку трофейной техники НАТО

Невероятное количество человек пришло увидеть трофейную технику НАТО в Москве, многие с гордостью говорили о захвате немецкого танка Leopard 2, заявил посетивший выставку журналист канала Welt Кристоф Ваннер.

Эндокринолог назвала самые вредные части кулича

Куличи необходимо употреблять с осторожностью и отказаться от сладкой глазированной шапочки, потому что она насыщена сахаром, заявила эндокринолог, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник факультета фундаментальной медицины МГУ Зухра Павлова.

В Финляндии арестовали троих россиян по подозрению в обходе санкций

Суд в финском городе Каяани постановил взять под стражу троих граждан России, подозреваемых в вывозе за рубеж товаров двойного назначения. Это в Финляндии считается преступлением, связанным с нарушением санкционного законодательства.

ВС России поразили снабжавшую топливом ВСУ нефтебазу «Баловное»

Российские военные в последние сутки поразили нефтебазу «Баловное», с которой снабжались топливом воинские части украинской армии, сообщило Минобороны России.

Финляндия впервые за 18 лет обнаружила нелегальную разведку у границы с РФ

В Финляндии впервые с 2006 года возбуждено уголовное дело по факту осуществления незаконной разведывательной деятельности, сообщает Yle.

Эксперт предсказал кислотный дождь в Берлине после пожара

Пожар на заводе Diehl в Берлине может привести к попаданию в воздух синильной и серной кислот. Это чревато кислотным дождем и химическими ожогами у населения, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Алексей Анпилогов.

Швеция отвергла идею о международном расследовании подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Швеции заявило об отсутствии необходимости в проведении международного расследования взрывов на газопроводе «Северный поток», поскольку «оно ничего не даст».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?