Общество

20 апреля 2018, 17:30

На случай нештатных ситуаций при параде 9 мая у летчиков есть особый план

Фото: Дмитрий Астахов/РИА «Новости»

В Москве стартовала подготовка к параду Победы. По поводу оправданности воздушной его части некоторые военные летчики выражают сомнение. Стоит ли вообще летать над столицей? Нет ли в этом потенциальной угрозы как для летчиков, так и для населения? И что должен делать летчик в случае нештатных ситуаций над центром многомиллионного города?

Как заявляют в Министерстве обороны, на параде в День Победы 9 мая в Москве впервые будут продемонстрированы сверхзвуковой опытный самолет Су-57 и беспилотные летательные аппараты малой дальности «Корсар». В столице официально стартовала подготовка к параду в честь 73-й годовщины Победы. Первая репетиция парада намечена на 26 апреля, генеральная репетиция – на 6 мая.

9 мая давно уже превратилось в общенародный патриотический праздник, а парад стал значимой его частью. Проход военной техники 9 мая по улицам Москвы заметно усиливает психологический эффект от праздника. В Москве памятная колонна горожан, которая вслед за военными прошла год назад по Красной площади, насчитывала 850 тысяч человек, что на 150 тысяч больше, чем годом ранее. Рано утром вдоль улиц, по которым должна пройти бронетехника – танки, БТР и даже тягачи с баллистическими ракетами, выстраиваются тысячи людей. Особый восторг у горожан вызывает и воздушная часть парада. В воздушном строю на День Победы в прошлом году над Москвой пролетели 72 самолета и вертолета.

«Для зрителей нужно показать наши самолеты с лучшей стороны, как они летают, что они могут делать. Надо показать то разнообразие самолетов, которое есть в стране: начиная от больших транспортных машин и заканчивая учебно-тренировочными самолетами», – сказал газете ВЗГЛЯД полковник ВВС, пилот I класса Валерий Морозов, бывший командир пилотажной группы «Стрижи», неоднократно участвовавшей в авиационной части парада.

Однако ряд авиаторов не одобряют как воздушные парады над центром столицы в целом, так и решение направить на парад новейшие Су-57. Порою звучат даже столь резкие слова, как «опасная авантюра».

«Подготовка к этим 10 минутам воздушного парада занимает два–три месяца, а то и больше, – пояснил газете ВЗГЛЯД генерал авиации в запасе. – Можно было бы сказать, что это тренировка личного состава, что это учения. Но нет, пилоты упражняются в том, что на реальной войне вообще не понадобится, зато для пилотов это огромный стресс. Риск полетов над огромным городом очень велик, особенно потому, что в мегаполисе живет огромное количество птиц».

«Летать над городом на парадах на высоте в 200–300 метров, чтобы поймать птицу в движок? И что потом? Героически выпрыгнуть из самолета над миллионным городом?» – мрачно предрекает собеседник.

Ранее еще один источник газеты ВЗГЛЯД в авиаэкспертной среде, пожелавший откровенно высказаться на условиях анонимности, назвал участие самолетов в параде в принципе опасным: «Это, грубо говоря, авантюризм, который в случае возникновения каких-то нештатных ситуаций – погодных, отказа техники – может привести к гибели людей, летчиков и машин». По его мнению, воздушный парад – это высокий риск и отвлечение ресурсов. «Вот «Руслан» какой-нибудь упадет на Москву – Кемерово нам покажется детским лепетом на лужайке», – говорил собеседник.

Критикующие воздушную часть парада собеседники газеты ВЗГЛЯД предпочли сохранить анонимность, что вполне объяснимо – по сути, они критикуют распоряжения вышестоящего руководства. Но согласны с ними не все их коллеги.

Возражает, например, и Валерий Морозов. Риск выхода двигателя из строя или иной нештатной ситуации очень мал, говорит полковник. «Участвуют в основном многодвигательные самолеты», – подчеркнул летчик. Попадание птицы в двигатель самолета – распространенная причина ЧП, однако «в данном случае полет горизонтальный и всегда есть возможность лететь на втором двигателе», пояснил Морозов. «Отрабатываются зоны, маршруты аварийных выходов из боевого порядка. Каждый летчик знает свои действия в случае возникновения нештатных ситуаций», – поясняет собеседник.

«Самый опасный гипотетический вариант – когда нештатная ситуация возникает на боевом курсе, уже перед Красной площадью», – отмечает Морозов. Предполагается, что в первую очередь требуется сохранить управляемость воздушного судна и совершить посадку при первой возможности. В случае с пилотажными группами «Стрижи» и «Русские витязи» место вылета – аэродром Кубинка в 61 км от Москвы. Общее время полета занимает около часа, но сам пролет над Красной площадью длится всего 30–40 секунд.

«В случае нештатной ситуации летчик выходит из порядка и следует по запасному маршруту на ближайший аэродром посадки», – поясняет Морозов. В случае Москвы ближайшими аэродромами можно считать, например, Остафьево (близ Южного Бутово) и Чкаловский в районе города Щелково. Географически ближайшим к центру Москвы является гражданский аэропорт – Шереметьево.

В разных странах по-разному оценивают риск участия в воздушных парадах над крупными городами. Например, боевые самолеты участвуют в парадах в Париже, Пекине, Дели и Пхеньяне. А вот в Казахстане воздушный парад на день Победы проводится вдали от столицы, на военном аэродроме Талды-Курган.

«Нештатные ситуации, просто исходя из теории вероятности, могут возникать в любом полете. Поэтому над большими населенными пунктами существуют ограничения. Мы над большими городами, над большими промышленными объектами, как правило, не летаем», – сказал газете ВЗГЛЯД заслуженный военный летчик, генерал-майор Владимир Попов. Маршрут над Москвой во время парада, подчеркивает Попов, учитывает возможность аварии.

«Например, истребители и вертолеты заходят в Москву со стороны Кубинки. Пролет идет над Москвой-рекой в районе Тушино, над малонаселенными районами, затем идут над Ленинградским проспектом, – пояснил Попов. – Как только заканчивается пролет, идет поворот и роспуск боевых пилотажных групп, как правило, в направлении Москвы-реки. Пролет идет в юго-восточном направлении, в сторону Нагатинского затона». Если самолеты отворачивают на аэродром Чкаловский, то уходят над парком Лосиный Остров – «таким образом минимизируется нахождение воздушных судов над жилыми кварталами».

«Есть отдельные «пятна безопасности», куда могут сесть вертолеты, в случае необходимости», – указывает Попов. В принципе, на таком «пятне» может совершить посадку и самолет – «но без пробега, то есть до разрушения, но минимизируя последствия нештатной ситуации», добавил собеседник.

При критической ситуации летчик должен направить самолет на водную поверхность, на пустырь или пятно лесного массива (в случае Москвы – на лесопарковую зону). Вариант катапультирования возможен, если самолет уже удалось отвести от жилого квартала или промышленного объекта.

Отметим, что если во время парадов ЧП уже давно не было, то катастрофы во время авиашоу случаются регулярно, и не только в России, но и за рубежом. Причем падали не рядовые, а лучшие летчики и на лучших, многократно проверенных машинах.

Так, в августе 2009 года во время тренировочного полета в рамках подготовки к авиасалону «МАКС» истребители Су-27 и Су-27УБ пилотажной группы «Русские витязи» столкнулись в воздухе. Один из самолетов рухнул на дачный поселок; погиб командир группы, заслуженный летчик России Игорь Ткаченко, другой летчик получил тяжелую травму. Погибла и женщина, находившаяся в дачном доме, были ранены еще четыре человека. А три года назад на «Армейских международных играх – 2015» вертолет Ми-28Н пилотажной группы «Беркуты» едва не упал на скопление зрителей. Пилот, летчик первого класса Игорь Бутенко, увел вертолет, который, рухнув, загорелся; пилот погиб, штурман получил тяжелые травмы.

Бывший командир «Стрижей» Морозов считает, что вероятность ЧП во время подобных шоу выше, чем на парадах.

«На шоу другая специфика, нежели на параде, – подчеркнул Морозов. – На авиашоу идет выполнение пилотажа, сложных маневров, самолет летает на предельных режимах. Это полный форсаж, это фигуры пилотажа. То есть большая нагрузка как на летчика, так и на самолет. А на параде, по сути, мы имеем полет в составе группы по маршруту на определенной высоте, и такой сложной нагрузки на летчика и самолет нет. Основная задача – выдержать высоту, линию пути и выход на Красную площадь в строго заданное время».

Текст: Михаил Мошкин,
Юрий Зайнашев,
Алексей Нечаев

Вам может быть интересно

ВС России за сутки отразили три атаки ВСУ с целью прорыва в Купянск
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

ВС России нанесли удар возмездия по энергетической инфраструктуре ВСУ

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России в ночь на субботу ВС РФ нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного, воздушного и морского базирования, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» по используемым в интересах ВСУ объектам энергетической инфраструктуры и предприятиям ВПК Украины.

Умерла последняя из знаменитых пятерняшек Дион

Последняя из знаменитых пятерняшек Дион Аннет Дион скончалась в Канаде в возрасте 91 года, пишет The New York Times (NYT).

Дизайнер рассказал о смене стиля одежды Зеленского

Глава киевского режима Владимир Зеленский изменил свой гардероб в 2024 году по предложению своей жены, сообщило чешское издание iRozhlas со ссылкой на украинского дизайнера Виктора Анисимова.

WSJ узнала, что в окружении Трампа Россию считают Эльдорадо для бизнеса

Ближайшее окружение американского президента Дональда Трампа рассматривает Россию как Эльдорадо для бизнеса, хотя и полное подводных камней. Опытные американские инвесторы говорят, что Россия останется опасной, но привлекательной деловой средой, пишет WSJ.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

В Якутии достали из реки машину с телом ребенка

Из затонувшего в Якутии в реке Лена автомобиля, который удалось поднять на берег несмотря на мороз минус 47 по Цельсию, извлекли тело ребенка, сообщили в региональном МЧС.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов