Общество

15 февраля 2018, 21:05

Ветеран Афгана: Со временем появилось желание мстить

Фото: Юрий Сомов/РИА «Новости»

«Когда мы кого-то из них брали в плен, вели в полк, если был ранен, лечили и отпускали – русские же люди гуманные. Но если кого-то ловили во второй раз, больше не жалели, отправляли в расход», – рассказал газете ВЗГЛЯД Лембиту Китт – единственный этнический эстонец, прошедший советскую войну в Афганистане.

В общей сложности из Афганистана были выведены более 100 тысяч советских военнослужащих. Последняя колонна пересекла границу 29 лет назад – 15 февраля 1989 года.

Сегодня журналисты не балуют афганцев вниманием, да и сами они не слишком охотно делятся воспоминаниями о той войне. Для жителей ряда бывших советских республик это актуально вдвойне: отношение к ветеранам-афганцам там совсем иное, нежели в России. О том, почему это так и чем стала та война лично для него, газете ВЗГЛЯД рассказал Лембиту Китт – единственный этнический эстонец, воевавший в Афганистане.

ВЗГЛЯД: Вы часто вспоминаете Афганистан?

Лембиту Китт: Нет. Но, знаете, странное дело, в последнее время стал видеть один и тот же сон, будто меня опять туда забирают – дают оружие, обмундирование, паек. Я начинаю сопротивляться: «Ребята, я ведь там уже был! Даже ранение получил!» А они мне: «Ну и что с того? Пойдешь служить – и точка!»

И такое не только у меня. Я недавно встречался с одним парнем, рассказал ему, так он говорит, у него точно такая же история.

ВЗГЛЯД: Вы с ним вместе служили?

Л. К.: Да. Нас отправили туда 9 июля 1979 года.

Лембиту Китта (фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: Погодите, как в июле? Разве советские войска вошли в Афганистан не в декабре?

Л. К.: Нас отправили раньше. 9 июля вечером посадили в самолет, часа два летали, приземлились ночью, а куда и зачем – никто ничего не объяснил. Только утром, когда нас подняли и построили, командир батальона объяснил: «Вы, парни, находитесь в Демократической Республике Афганистан. Будете охранять и защищать летчиков, вертолетчиков и тех, кто работает здесь советниками. Но домой об этом писать нельзя, все письма пойдут через московский почтовый ящик».

ВЗГЛЯД: Почему нельзя, если какой-то советский контингент там уже был?

Л. К.: Мы же ВДВ, элита, а элитным войскам находиться за границей было запрещено. В общем, начали мы рыть окопы...

ВЗГЛЯД: Как на ваше появление отреагировали местные жители?

Л. К.: Мы с ними в общем дружески общались. Был случай, когда из одного кишлака к нам обратились за помощью – не могли сами справиться с душманами. Мы ответили, что нам нельзя в такие вещи вмешиваться, на этом история закончилась. Афганская разведка узнала, что мы десантура, только месяца через два–три.

ВЗГЛЯД: Значит, до переворота и взятия дворца Амина у вас не было операций?

Л. К.: Ни одной. Но мой взвод дворец вообще не брал, нас отправили на электростанцию. Во дворец направили группу «Альфа» и «мусульманский батальон» (формирование спецназначения Главного разведуправления ВС СССР – прим. ВЗГЛЯД).

Между прочим, когда «мусульманский батальон» только прибыл, мы смотрели на них и посмеивались – все взрослые, черные, небритые, командира не слушают, дисциплины никакой, в общем, как говорится, ни рыба ни мясо. Только потом нам объяснили, что это спецназ и у них особая задача.

ВЗГЛЯД: Что вы чувствовали, когда пришлось убивать людей?

Л. К.: Помню, утром, после переворота, убирали трупы афганских солдат. Сколько их там полегло! Я смотрел на свои руки, на комбинезон в крови и думал: это же не душманы, а такие же, как и я, солдаты, и у каждого дома мама, дети, жена... В общем, тошно было на душе. А потом ко мне подошел командир и говорит: «Мы, Лембиту, выполняем приказ, это наш долг. И если бы ты их не убил, они убили бы тебя»...

ВЗГЛЯД: Страшно было? 

Л. К.: Только глупый человек ничего не боится, а мы, собираясь на зачистку кишлаков, никогда не знали, вернемся ли обратно. Правда, когда уже ехали в машинах, наступало спокойствие, я в дороге даже спал.

ВЗГЛЯД: Потери были большие?

Л. К.: В каждой операции. Помню, наш командир роты пошел на повышение и к нам прислали из Союза нового. И однажды (а прошло уже месяца четыре) мы готовились выдвинуться на операцию. Кто-то сидел, кто-то лежал, а он ходил, распределял, кто что будет делать. Вдруг пуля – вжжж! – и все... Упал. Я кричу: «Санинструктор! Санинструктор!» – да какое там. А откуда пуля прилетела – не понятно.

ВЗГЛЯД: Душманы?

Л. К.: Конечно. Поначалу, когда мы кого-то из них брали в плен, вели его в полк, если был ранен, лечили и отпускали – русские же люди гуманные. Но они ведь потом снова начинали то же самое! И, если кого-то ловили во второй раз, больше не жалели, отправляли в расход...

Что они с нашими ребятами делали – страшно! Ну и у нас, конечно, со временем появилось желание мстить. Некоторые наши даже любили участвовать в расстрелах, но я в таких вещах не участвовал. Когда в меня стреляют, это другое дело. А если бы убил безоружного человека, неизвестно, как бы Тот, что наверху, на это посмотрел.

ВЗГЛЯД: При каких обстоятельствах вас ранили?

Л. К.: Во время одной операции мои ребята ушли вперед, а я их прикрывал, остался один и поймал пулю. А потом начались странности. Я вколол себе промедол, большую дозу. Вдруг вижу – бежит какой-то незнакомый парень, я его никогда раньше не видел. Остановился, сделал мне укол, перебинтовал ногу и ушел. Кто это был, откуда он вообще взялся – до сих пор не понимаю, я его больше никогда не встречал.

ВЗГЛЯД: Вы за это ранение получили орден Красной звезды?

Л. К.: Да. Его так и называют – «орден крови». Вообще-то, когда я уже лежал в Ленинградской военно-медицинской академии, мне написали, что мне должны дать еще и второй орден – за то, что взял душманский склад оружия. Но – не получил... Да вообще-то и этот бы не получил. Так вышло, что наградные бумаги, которые подготовил мой командир роты, сгорели. Потом их, конечно, восстановили, но орден пришел только в 1986 году.

ВЗГЛЯД: Как вас встретили дома, когда вы вернулись?

Л. К.: Сразу оформили удостоверение инвалида войны, дали бесплатно машину «Запорожец». Можно было «Москвич» без очереди взять или «Жигули», но за них пришлось бы доплачивать, а у меня не было денег, и у родителей брать не хотелось. Зато через семь лет я получил второй «Запорожец». В общем, все было нормально.

ВЗГЛЯД: А как к вам стали относиться, когда Эстония стала независимой? Льгот ведь, если не ошибаюсь, у вас нет никаких?

Л. К.: Какие там льготы...

Иногда вообще говорят: «Кто вас туда посылал?» Но у меня вопрос к ним самим: «А кто сегодня посылает эстонских ребят в Ирак, в Афганистан?» Они же идут туда, потому что здесь нет работы, им просто нечем семью кормить!

Обычные наемники! А мы поступали по своей совести и делали то, что считали правильным – у нас был долг, и мы его выполняли.

ВЗГЛЯД: Вы общаетесь с теми, с кем служили?

Л. К.: Не очень часто. Меня, например, вот уже несколько лет приглашают в Москву, да все никак не получается, дел выше крыши. Но, думаю, в этом году поеду обязательно. Ребята давно ждут.

Текст: Светлана Белоусова

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?