Общество

15 февраля 2018, 21:05

Ветеран Афгана: Со временем появилось желание мстить

Фото: Юрий Сомов/РИА «Новости»

«Когда мы кого-то из них брали в плен, вели в полк, если был ранен, лечили и отпускали – русские же люди гуманные. Но если кого-то ловили во второй раз, больше не жалели, отправляли в расход», – рассказал газете ВЗГЛЯД Лембиту Китт – единственный этнический эстонец, прошедший советскую войну в Афганистане.

В общей сложности из Афганистана были выведены более 100 тысяч советских военнослужащих. Последняя колонна пересекла границу 29 лет назад – 15 февраля 1989 года.

Сегодня журналисты не балуют афганцев вниманием, да и сами они не слишком охотно делятся воспоминаниями о той войне. Для жителей ряда бывших советских республик это актуально вдвойне: отношение к ветеранам-афганцам там совсем иное, нежели в России. О том, почему это так и чем стала та война лично для него, газете ВЗГЛЯД рассказал Лембиту Китт – единственный этнический эстонец, воевавший в Афганистане.

ВЗГЛЯД: Вы часто вспоминаете Афганистан?

Лембиту Китт: Нет. Но, знаете, странное дело, в последнее время стал видеть один и тот же сон, будто меня опять туда забирают – дают оружие, обмундирование, паек. Я начинаю сопротивляться: «Ребята, я ведь там уже был! Даже ранение получил!» А они мне: «Ну и что с того? Пойдешь служить – и точка!»

И такое не только у меня. Я недавно встречался с одним парнем, рассказал ему, так он говорит, у него точно такая же история.

ВЗГЛЯД: Вы с ним вместе служили?

Л. К.: Да. Нас отправили туда 9 июля 1979 года.

Лембиту Китта (фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: Погодите, как в июле? Разве советские войска вошли в Афганистан не в декабре?

Л. К.: Нас отправили раньше. 9 июля вечером посадили в самолет, часа два летали, приземлились ночью, а куда и зачем – никто ничего не объяснил. Только утром, когда нас подняли и построили, командир батальона объяснил: «Вы, парни, находитесь в Демократической Республике Афганистан. Будете охранять и защищать летчиков, вертолетчиков и тех, кто работает здесь советниками. Но домой об этом писать нельзя, все письма пойдут через московский почтовый ящик».

ВЗГЛЯД: Почему нельзя, если какой-то советский контингент там уже был?

Л. К.: Мы же ВДВ, элита, а элитным войскам находиться за границей было запрещено. В общем, начали мы рыть окопы...

ВЗГЛЯД: Как на ваше появление отреагировали местные жители?

Л. К.: Мы с ними в общем дружески общались. Был случай, когда из одного кишлака к нам обратились за помощью – не могли сами справиться с душманами. Мы ответили, что нам нельзя в такие вещи вмешиваться, на этом история закончилась. Афганская разведка узнала, что мы десантура, только месяца через два–три.

ВЗГЛЯД: Значит, до переворота и взятия дворца Амина у вас не было операций?

Л. К.: Ни одной. Но мой взвод дворец вообще не брал, нас отправили на электростанцию. Во дворец направили группу «Альфа» и «мусульманский батальон» (формирование спецназначения Главного разведуправления ВС СССР – прим. ВЗГЛЯД).

Между прочим, когда «мусульманский батальон» только прибыл, мы смотрели на них и посмеивались – все взрослые, черные, небритые, командира не слушают, дисциплины никакой, в общем, как говорится, ни рыба ни мясо. Только потом нам объяснили, что это спецназ и у них особая задача.

ВЗГЛЯД: Что вы чувствовали, когда пришлось убивать людей?

Л. К.: Помню, утром, после переворота, убирали трупы афганских солдат. Сколько их там полегло! Я смотрел на свои руки, на комбинезон в крови и думал: это же не душманы, а такие же, как и я, солдаты, и у каждого дома мама, дети, жена... В общем, тошно было на душе. А потом ко мне подошел командир и говорит: «Мы, Лембиту, выполняем приказ, это наш долг. И если бы ты их не убил, они убили бы тебя»...

ВЗГЛЯД: Страшно было? 

Л. К.: Только глупый человек ничего не боится, а мы, собираясь на зачистку кишлаков, никогда не знали, вернемся ли обратно. Правда, когда уже ехали в машинах, наступало спокойствие, я в дороге даже спал.

ВЗГЛЯД: Потери были большие?

Л. К.: В каждой операции. Помню, наш командир роты пошел на повышение и к нам прислали из Союза нового. И однажды (а прошло уже месяца четыре) мы готовились выдвинуться на операцию. Кто-то сидел, кто-то лежал, а он ходил, распределял, кто что будет делать. Вдруг пуля – вжжж! – и все... Упал. Я кричу: «Санинструктор! Санинструктор!» – да какое там. А откуда пуля прилетела – не понятно.

ВЗГЛЯД: Душманы?

Л. К.: Конечно. Поначалу, когда мы кого-то из них брали в плен, вели его в полк, если был ранен, лечили и отпускали – русские же люди гуманные. Но они ведь потом снова начинали то же самое! И, если кого-то ловили во второй раз, больше не жалели, отправляли в расход...

Что они с нашими ребятами делали – страшно! Ну и у нас, конечно, со временем появилось желание мстить. Некоторые наши даже любили участвовать в расстрелах, но я в таких вещах не участвовал. Когда в меня стреляют, это другое дело. А если бы убил безоружного человека, неизвестно, как бы Тот, что наверху, на это посмотрел.

ВЗГЛЯД: При каких обстоятельствах вас ранили?

Л. К.: Во время одной операции мои ребята ушли вперед, а я их прикрывал, остался один и поймал пулю. А потом начались странности. Я вколол себе промедол, большую дозу. Вдруг вижу – бежит какой-то незнакомый парень, я его никогда раньше не видел. Остановился, сделал мне укол, перебинтовал ногу и ушел. Кто это был, откуда он вообще взялся – до сих пор не понимаю, я его больше никогда не встречал.

ВЗГЛЯД: Вы за это ранение получили орден Красной звезды?

Л. К.: Да. Его так и называют – «орден крови». Вообще-то, когда я уже лежал в Ленинградской военно-медицинской академии, мне написали, что мне должны дать еще и второй орден – за то, что взял душманский склад оружия. Но – не получил... Да вообще-то и этот бы не получил. Так вышло, что наградные бумаги, которые подготовил мой командир роты, сгорели. Потом их, конечно, восстановили, но орден пришел только в 1986 году.

ВЗГЛЯД: Как вас встретили дома, когда вы вернулись?

Л. К.: Сразу оформили удостоверение инвалида войны, дали бесплатно машину «Запорожец». Можно было «Москвич» без очереди взять или «Жигули», но за них пришлось бы доплачивать, а у меня не было денег, и у родителей брать не хотелось. Зато через семь лет я получил второй «Запорожец». В общем, все было нормально.

ВЗГЛЯД: А как к вам стали относиться, когда Эстония стала независимой? Льгот ведь, если не ошибаюсь, у вас нет никаких?

Л. К.: Какие там льготы...

Иногда вообще говорят: «Кто вас туда посылал?» Но у меня вопрос к ним самим: «А кто сегодня посылает эстонских ребят в Ирак, в Афганистан?» Они же идут туда, потому что здесь нет работы, им просто нечем семью кормить!

Обычные наемники! А мы поступали по своей совести и делали то, что считали правильным – у нас был долг, и мы его выполняли.

ВЗГЛЯД: Вы общаетесь с теми, с кем служили?

Л. К.: Не очень часто. Меня, например, вот уже несколько лет приглашают в Москву, да все никак не получается, дел выше крыши. Но, думаю, в этом году поеду обязательно. Ребята давно ждут.

Текст: Светлана Белоусова

Вам может быть интересно

Netflix объявила о покупке киностудии Warner Bros
Темы дня

США встали на защиту российских активов в Европе в своих интересах

США начали давить на Европу, чтобы заставить ее отказаться от планов по конфискации замороженных российских активов. Но ведущие страны ЕС занимают в ответ предельно жесткую позицию. Канцлер ФРГ Фридрих Мерц намерен лично убедить Бельгию открыть доступ к этим активам. Как говорят эксперты, контроль над российскими деньгами – последний козырь Европы в украинском вопросе, но США сами заинтересованы извлечь из этих средств дополнительную прибыль.

Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень дорого и сделал населению больно. Однако надежды, что отношения с РФ могут стать прежними, необходимо развеять. До того финнам предстоит пережить нужду и некоторую муку, а также выйти из НАТО.

Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества экс-замглавы Минобороны Иванова

Ростех направил Индии предложение по локализации выпуска Су-57

Покупательница квартиры Долиной отказалась от мирового соглашения

Новости

Моди анонсировал безвизовый режим между Россией и Индией

Россия и Индия в ближайшее время введут 30-дневный безвизовый режим для организованных туристических групп, заявил индийский премьер-министр Нарендра Моди.

США потребовали увеличения оборонных обязательств Европы в рамках НАТО

США рассчитывают, что к 2027 году Европа возьмет на себя основную часть оборонных функций в НАТО, включая разведку и развертывание ракетных систем, пишет Reuters.

Озвучены планы по строительству новых тральщиков для ВМФ

Средне-Невский судостроительный завод намерен продолжить выпуск тральщиков проекта 12700 «Александрит» с улучшенным оснащением вплоть до 2050 года, заявил замглавкома ВМФ Игорь Мухаметшин.

Захарова сравнила Евросоюз с «воровской группировкой»

Евросоюз начал действовать как «воровская группировка» в вопросе российских активов, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Банк России снял ограничения на переводы валюты за рубеж

С 8 декабря граждане России и дружественных стран смогут переводить иностранную валюту за рубеж без ограничений по объему, сообщил Банк России.

Охрана базы атомных подлодок Франции пыталась сбить неизвестные беспилотники

Вечером возле базы Иль-Лонг, на которой дислоцируются атомные подлодки, зафиксировали пять неопознанных дронов; военные принимали меры для их уничтожения.

Индия выразила готовность производить российские беспилотники «Ланцет»

Россия и Индия ведут переговоры о возможной локализации производства российских беспилотников, включая модель «Ланцет», сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов

В ГАИ опровергли ужесточение правил регистрации старых авто

В ГАИ опровергли ужесточение правил регистрации старых авто и подчеркнули, что регистрация машин не зависит от срока их эксплуатации, а определяется техническим состоянием транспортного средства.

Моди назвал главную силу в отношениях России и Индии

Премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что основой отношений между Россией и Индией является взаимное доверие.

Путин высоко оценил итоги переговоров с Моди

Переговоры между Россией и Индией прошли в конструктивной и дружественной атмосфере, заявил президент России Владимир Путин.

Путин сфотографировался с сотрудниками гостиницы в Дели

Сотрудники гостиницы в Дели, где остановился президент России Владимир Путин, попросили его сфотографироваться.

Глава Euroclear заявила об угрозе банкротства из-за плана ЕС по активам России

Глава крупнейшего европейского депозитария Euroclear Валери Урбен выразила сомнения в реализуемости предложенного Еврокомиссией плана экспроприации российских активов.
Мнения

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.

Дмитрий Губин: Украинская пропаганда описывает не Россию, а Украину

Наиболее живучей и в политической среде Украины, и среди экспертов является маниакальная убежденность в скором распаде России. Она присутствует там с 1992 года, более тридцати лет не сбывается, но ее повторяют вновь и вновь. Тогда как сама Украина давно распалась.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов