В пятницу Минкомсвязи опубликовало для обсуждения черновой вариант своего приказа, который перечисляет, какие данные о пользователях организаторы распространения информации (ОРИ, реестр ведет Роскомнадзор) обязаны будут передавать спецслужбам, в частности ФСБ.
В списке данных: имя, паспортные данные, точный адрес, электронная почта, IP-адрес, информация о платежах, тексты сообщений, переданные и полученные файлы, владение иностранными языками, информация о других пользователях соцсетей, указанных как родственники. Публичное обсуждение документа продлится до 6 сентября.
Проект приказа обсуждается в рамках подготовки к вступлению в силу «пакета Яровой», а его требования касаются соцсетей «ВКонтакте», «Одноклассники», сервисов «Яндекс», Mail.ru, Rambler&Co, мессенджеров WhatsApp, Viber, Telegram, SnapChat и других. Как известно, при регистрации в этих сервисах пользователи могут добровольно указывать языки владения, объединять в группы однокашников, друзей по интересам, родственников. Если при покупке сим-карты необходимо подавать паспорт, то регистрация в Telegram и многих других мессенджерах происходит исключительно по телефонному номеру абонента.
Основатель группы компаний DZ Systems Дмитрий Завалишин беспокоится, что при отсутствии механизмов, которые понуждают пользователей вводить о себе достаточно много данных, такая информация по определению будет неполной и зачастую недостоверной.
«Любой массив информации о большом количестве пользователей из соцсетей будет всегда по определению неполон. Но есть специальные компании, которые умеют работать с неполной информацией», – сказал Завалишин газете ВЗГЛЯД. Эксперт отметил, что при поступлении информации из разных источников ее можно дополнять и повышать качество через сопоставление, однако зачастую недостоверность в такой информации «выверить толком невозможно».
Напомним, зампред Госдумы Ирина Яровая внесла законопроект, согласно которому с 1 июля следующего года интернет-компании обязаны будут хранить информацию о фактах приема и передачи данных не менее одного года, а операторов связи – три года.
Весной Минкомсвязи доработало проект постановления по реализации «пакета Яровой». А в конце июля Госдума приняла законы об ужесточении правил использования сим-карт, регулировании работы мессенджеров и запрете использования анонимайзеров. Закон о борьбе с нелегальным распространением сим-карт предполагает, что обслуживаться будут лишь те абоненты, которые предоставили операторам паспортные данные. Теперь, например, физлица не смогут оплачивать счета за мобильную связь, если сим-карты оформлены на юрлиц. Закон о мессенджерах обязывает идентифицировать пользователей по номеру телефона либо отказывать им в услугах, если пользователи не соблюдают эти условия.
Как говорил ранее газете ВЗГЛЯД Дмитрий Завалишин, комментируя июльский пакет законов, «наиболее вменяемый довод в пользу закона о регулировании мессенджеров звучал со стороны МВД». «Если преступниками используется мессенджер как инструмент согласования своих действий, то у МВД сейчас нет возможности вмешаться в этот процесс, – отмечал собеседник. – Из всего, что я слышал как мотивацию, это показалось мне наиболее разумным».
Вопрос анонимности абонента внутри канала коммуникаций и вопрос анонимности абонентов по отношению к спецслужбам – это разные вещи, подчеркивает Завалишин. «Никто не мешает вам по-прежнему быть анонимным в чате для других пользователей этого чата, но при этом быть известным для провайдера, – поясняет собеседник. – И в случае, когда совершаются правонарушения, можно выяснить, кто именно скрывался под тем или иным ником. Так я понимаю инициативу».
Завалишин надеется, что реализация будет достаточно безболезненной для пользователей. «Есть технологические инструменты, которые позволяют деанонимизировать людей, при этом не требуя дополнительных усилий, – подчеркивает Завалишин. – В частности, существует такой потенциальный инструмент деанонимизации, как доступ к мессенджерам по сим-картам».
С другой стороны, отмечает собеседник, будут очевидные проблемы с деанонимизацией через онлайн-доступ. «Я не совсем понимаю, как реализовать этот закон достаточно удобным для пользователей способом. Мне кажется это потенциально проблемным», – подчеркивает основатель группы компаний DZ Systems. По мнению собеседника, заставить сами мессенджеры предоставлять данные о пользователях «будет нелегко».