Пока что так называемый райдшеринг распространен в РФ куда как меньше, чем традиционные поездки на поездах или автобусах, но игнорировать это явление уже невозможно. У самого известного международного сервиса BlaBlaCar – миллионы пользователей по России (точное количество компания не раскрывает). Активно развивается и конкурент от Mail.ru под названием BeepCar, созданный в феврале этого года.
Сервисы работают в рамках российского законодательства, однако с этим утверждением согласны не все.
Как выяснило РИА «Новости», еще в сентябре прокурор Тимашевского района Краснодарского края попросил признать информацию на сайте BlaBlaCar «запрещенной к распространению на территории Российской Федерации». Заявленный им повод для этого в том, что через сайт осуществляются «перевозки пассажиров и багажа легковым автомобилем (такси) на коммерческой основе и не имеющим на данную деятельность разрешения».
Тимашевский районный суд удовлетворил просьбу прокурора. При этом представитель компании даже не был приглашен на заседание. Теперь сервис будет обжаловать решение в краевом суде.
Как уточняет РБК, жалобу на BlaBlaCar подала ассоциация «Региональный автотранспортный союз (РАС)», которая сочла, что сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Якобы сервисом пользуются таксисты-нелегалы, что привело к падению объема перевозок междугородним автотранспортом на 15–20%, а объем теневых перевозок приблизился к легальному сектору.
Бюджеты всех уровней в Краснодарском крае ежегодно недополучают более 6 млрд рублей из-за деятельности нелегальных перевозчиков, отмечают в законодательном собрании региона. При этом, по информации «Коммерсантъ-Юг», на Кубани к административной ответственности уже привлечены несколько водителей, предлагавших свои услуги на сервисе.
Представители компании намерены доказать, что райдшеринг не нарушает российских законов. По крайней мере, у BlaBlaCar нет аналогичных судебных споров ни в других регионах России, ни в одной из 22 стран, где работает сервис.
Между тем ничего принципиально нового в этом эксцессе нет. Точно так же по всему миру представители «классических» таксопарков пытались запретить Uber – и в некоторых странах (например, во Франции) им это удалось. А в США и Сингапуре с законодательными проблемами столкнулся сервис Airbnb, позволяющий сдавать квартиры и комнаты внаем посуточно.
Претензии к интернет-сервисам почти всегда одинаковы: они позволяют оказывать услуги без лицензии, и уплата налогов остается на совести граждан.
Но жестко настроены только «классические» службы, которые теряют деньги и вынуждены менять привычные для них правила работы. И государство, и интернет-сервисы готовы договариваться. Uber и Airbnb сотрудничают с налоговыми службами, а власти меняют правила перевозок и предоставления гостиничных услуг, чтобы они соответствовали изменившимся реалиям.
Государственные органы, как правило, понимают, что попытки полного запрета подобных сервисов – это, по сути, новый луддизм. Но в XIX веке было невозможно остановить замену ручного труда машинным. В XX веке лошади не выдерживали конкуренции с автомобилями и тракторами. А в XXI перевозки и размещение граждан больше не могут происходить по старым схемам. Поэтому задача государства – максимально быстро приспосабливать законодательство к новым условиям, чтобы не страдала безопасность пользователей и чтобы не прекращались налоговые отчисления.
Учитывая, что в России подавляющее большинство квартир сдается нелегально, вряд ли пользователи Airbnb являются главными нарушителями. То же самое и с нелегальными перевозками: интернет-сервисы не уводят их в тень, а наоборот, позволяют вывести из тени, заменяя собой сомнительных личностей, встречающих вас на автовокзалах криком: «Уехать, недорого!»
Для регистрации на BlaBlaCar не требуется паспорта, но идентифицировать и водителя, и пассажира не так уж трудно. Поэтому, вероятно, правоохранительные органы прежде и не предъявляли претензии к сервису. А был ли прокурор Тимашевского района кем-то дополнительно мотивирован, сказать трудно.
Трудно и предсказать, каким окажется решение Краснодарского краевого суда. Но на практике запретить райдшеринг как явление в современных условиях вовсе невозможно. Как невозможно запретить пользоваться интернетом или вернуть на улицы городов извозчиков на лошадях.