Число алкогольных отравлений в России сократилось в два раза, а число летальных исходов – в три раза, по данным Роспотребнадзора за январь. «Так, с 1 по 29 января 2017 года зарегистрировано 2218 отравлений, из которых 441 закончилось летальным исходом. В то же время с 2012 по 2016 годы ежегодное количество алкогольных отравлений за период с 1 января по 29 января в среднем составляло около 4100 случаев, это приводило более чем к 1250 летальным исходам каждый январь», – сообщило в понедельник ведомство.
Молодежь уже пьет намного меньше, чем предыдущие поколения. Много дел, жизнь стала интереснее, появилось больше возможностей реализовать себя
Таким образом, количество случаев алкогольных отравлений снизилось почти в два раза, а летальных исходов – в три раза.
Напомним, в декабре произошло массовое отравление средством для ванн «Боярышник» в Иркутске. 123 человека отравились метиловым спиртом, который оказался в его составе, из них скончались 76 человек. По уголовному делу предъявлено обвинение всем 22 ранее задержанным лицам, в отношении восьми человек избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, девяти – в виде домашнего ареста, пяти – в виде подписки о невыезде при надлежащем поведении.
26 декабря премьер Дмитрий Медведев согласился с предложением главы Роспотребнадзора Анны Поповой приостановить реализацию непищевой продукции с содержанием алкоголя более 25%.
В Роспотребнадзоре подчеркнули, что статистика подтверждает действенность этого решения, а также эффективность проводимых совместно с органами внутренних дел внеплановых проверок. Как напоминает РИА «Новости», после 26 декабря специалистами Роспотребнадзора арестовано свыше 500 тысяч единиц продукции, в том числе более 2 тысяч единиц за прошедшую неделю. 25 января срок ограничения был продлен еще на 60 дней.
Молодежь стала меньше пить
Глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов также приветствует временный запрет на продажу непищевой алкогольной продукции. «Следующим шагом будет усиление контроля за реализацией легальной алкогольной продукции», – сказал депутат газете ВЗГЛЯД.
Морозов надеется: через несколько лет Россия достигнет приемлемой статистики смертности и отравлений, и тогда начнется уже более активная работа по воспитанию общества. Акцент будет делаться именно на снижении потребления алкоголя в целом и крепкого алкоголя в частности, а не только на запрете «Боярышника» или ловле контрафакта.
«Потребление, собственно, и так падает, достаточно посмотреть статистику Минздрава. Молодежь уже пьет намного меньше, чем предыдущие поколения. Много дел, жизнь стала интереснее, появилось больше возможностей реализовать себя. Уход от социальной депрессии 90-х наконец-то приносит свои плоды и в деле борьбы с алкоголизмом», – считает парламентарий.
Что касается истории с «Боярышником», то она, по мнению депутата, остается исключительным случаем, поскольку, добавляя в настойку – пусть и непищевую – метиловый спирт, производитель должен был осознавать свою ответственность. «За такое нужно наказывать по всей строгости», – подчеркнул Морозов.
Спасет только «снижение цены»
В алкогольном лобби говорят, что улучшение статистики – это не более чем следствие временного шока, и скоро все вернется на прежний лад. «На самом деле никаких реальных мер предпринято не было. Всего лишь запретили продажу непищевых спиртосодержащих жидкостей. Как будто людям после этого нечего выпить. Более того, у нас за последние 10 лет, по моим подсчетам, рынок суррогатов вырос в объеме в три раза, примерно до 800 млн л в год», – сказал газете ВЗГЛЯД руководитель проекта Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Он полагает, что через три–четыре месяца вернется прежняя статистика по отравлениям.
Дробиз даже находит странным тот факт, что рынок суррогатов в России разросся до глобальных размеров, а смертность от их употребления остается довольно низкой. «Кроме того, по данным тех же медиков, 90% отравившихся до смерти – люди, отравившиеся не качеством продукции, а ее количеством. В любом случае снижение количества смертей, пусть и кратковременное, это всегда хорошо», – добавил он.
В долгосрочной перспективе Дробиз призывает пойти по западному пути, то есть обеспечить доступ необеспеченных слоев населения к легальной, заводского производства качественной выпивке. «Если пособие по безработице в США составляет примерно 900 долларов, то самый дешевый крепкий алкоголь стоит два доллара за литр. То есть в США на одно пособие по безработице можно купить 450 литровых бутылок крепкого алкоголя. Пойти по этому пути – единственный шанс реально и надолго снизить количество отравлений именно суррогатом», – полагает глава центра.
«Боярышник» – совсем другая история
В отличие от чиновников Роспотребнадзора, главный нарколог России Евгений Брюн не видит связи между снижением смертности и историей с «Боярышником» в Иркутской области.
«Все гораздо сложнее, потому что преступный бизнес напрямую на общую тенденцию не влияет. Была отравлена конкретная партия этой настойки. Будь в бутылках с настойкой боярышника не метиловый спирт, несчастья бы не случилось», – объяснил нарколог газете ВЗГЛЯД. Также, считает Брюн, нельзя проводить параллели между снижением количества отравлений и снижением или увеличением объемов контрафактной продукции. «Она тоже в массе своей не содержит метанол, и отравиться умеренными количествами такой продукции невозможно», – пояснил он.
Как и депутат Морозов, Брюн признает, что за последние годы в целом снизилось как количество выпиваемого алкоголя, так и количество отравлений алкогольной продукцией. «Снижение потребления алкоголя населением очень заметно: об этом говорит и статистика наркологических клиник, и объемы продаж алкоголя», – рассказал врач. Вместе с тем нарколог признал, что не может точно предугадать, снизится или возрастет в будущем число отравлений и смертей от алкоголя.
Депутат Морозов также против идеи Дробиза удешевить крепкий алкоголь, чтобы вытеснить с рынка контрафакт или даже непищевые виды спирта, вроде «жидкости для чистки ванн». «Во-первых, если потреблять без ума, можно и водой отравиться, не только «Боярышником». Да и не думаю, что цена на водку сейчас завышена. Людей нужно воспитывать, а не спаивать», – подытожил он.