В ходе инаугурации Дональда Трампа в Вашингтоне прошли массовые протесты – газета ВЗГЛЯД подробно писала об их подготовке и проведении. Когда полицейские задерживают нарушающих общественный порядок в ходе митингов, они зачастую не делают разницы между теми, кто бьет витрины, и теми, кто снимает их на камеры, – окончательная сепарация журналистов от протестующих происходит уже в участках.
Заявления ОБСЕ и КЗЖ органично вписываются в очередную атаку на Трампа, которому и либеральные СМИ, и еврочиновники объявили войну
На некоторых мероприятиях журналисты надевают специальные жилеты или каски, чтобы их было видно издалека, но в этом случае они могут стать объектом агрессии со стороны митингующих. Например, корреспондент RT Анна Баранова подверглась нападению в прямом эфире, когда освещала протесты в Париже.
В ходе вашингтонских протестов были задержаны около 100 человек, в их числе – корреспонденты RT Александр Рубинштейн и Эван Энджел из американской медиакомпании Vocativ. Как ни странно, их не отпустили из участка после короткого разбирательства, как это обычно происходит в России и Европе. Против журналистов были возбуждены уголовные дела наравне с теми, кто бил витрины и нападал на полицейских. Теперь за исполнение своих профессиональных обязанностей им грозит до 10 лет тюремного заключения и штраф в размере 25 тысяч долларов.
Разумеется, телеканал RT выпустил в связи с этим официальное заявление, в котором говорится:
«Арест и последующее обвинение против нашего корреспондента Александра Рубинштейна, просто выполнявшего свою работу по освещению протестов в Вашингтоне в день инаугурации Дональда Трампа, – это абсолютный произвол. Такие действия представляют собой вопиющее нарушение журналистской свободы, и особенно удивляет, что это произошло в стране, которая позиционирует себя в качестве чемпиона мира свободной прессы. RT задействует всю силу своей команды юристов для поддержки нашего журналиста, и мы уверены, что тщательный анализ, который проведет офис генпрокурора США, подтвердит, что Александр, который все время ходит с журналистским удостоверением, был арестован неправомерно».
В США и ЕС RT регулярно обвиняют в том, что телеканал является чуть ли аналогом ядерного оружия в мире пропаганды, тем не менее за Рубинштейна и Энджела вступились и ОБСЕ, и Комитет защиты журналистов.
«Средства массовой информации играют решающую роль в демократических странах, обеспечивая прозрачность и подотчетность исполнения государственной власти, – говорится в заявлении представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуньи Миятович. – Эта функция общественного наблюдения особенно важна в период выборов, смены правительства, в том числе во время инаугурации. До тех пор пока не будет доказано, что журналисты приняли непосредственное и активное участие во враждебных действиях, их деятельность во время публичных демонстраций должна оставаться нетронутой». Миятович также отметила, что право журналистов освещать массовые протесты гарантировано Первой поправкой к конституции США, а также статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, которую США ратифицировали.
На официальном сайте Комитета защиты журналистов (КЗЖ), главный офис которого находится в Нью-Йорке, говорится: «Властям в Вашингтоне следует снять обвинения в участии в беспорядках против не менее троих журналистов, задержанных во время освещения протестов в день инаугурации президента Дональда Трампа». Речь здесь идет об Рубинштейне, Энджеле и Аароне Канту, сотрудничающем с несколькими СМИ.
«Эти обвинения явно неуместны, и мы озабочены тем, что они могут стать тревожным сигналом для журналистов, которые в будущем станут освещать протесты», – отмечает один из координаторов комитета Карлос Лаурия. «Мы призываем власти в Вашингтоне незамедлительно снять эти обвинения», – цитирует перевод заявления ТАСС.
Впрочем, один пассаж из полного текста заявления представителя ОБСЕ Миятович свидетельствует о том, что ее обеспокоенность вызвана не только самим фактом задержания сотрудника RT и его коллег, но и персоной нового президента. Как отмечается, «эмиссар ОБСЕ также обеспокоена, что задержание и обвинения против обоих журналистов произошли именно в момент, когда СМИ стали находиться под большим давлением со стороны новой администрации». Однако Миятович ожидает, что такая тенденция прекратится и США «продолжат сохранять многолетнюю репутацию образцового защитника свободы слова и СМИ».
Отметим, что новая администрация работает всего пятый день. Да, Дональд Трамп уже успел совершить некоторые громкие шаги вроде выхода из Транстихоокеанского партнерства, отказа от Obamacare и возвращения бюста Уинстона Черчилля в Овальный кабинет.
Но никакого «давления» СМИ почувствовать не могли – попросту бы не успели. Вероятно, Миятович имеет в виду пресс-конференцию Трампа 11 января, когда избранный президент еще не вступил в должность. «Давление» выразилось в отказе отвечать на вопросы CNN. «Вы ужасная организация и публикуете фальшивки», – заявил тогда Трамп.
Других примеров «давления» на сотрудников СМИ со стороны новой администрации зафиксировано не было. Напротив, ощущается некоторая преемственность: аккредитованные при Белом доме журналисты уже успели поймать нового спикера Белого дома Шона Спайсера на лжи о количестве присутствовавших на инаугурации. Администрация пока что отбивает атаки крайне вяло – старший советник Трампа Келлиэнн Конуэй в субботу заявила, что Белому дому «нужно будет пересмотреть» отношения с прессой, а Спайсер на том же неудачном для себя первом брифинге пообещал, что призовет распространителей фейков к ответу.
Таким образом, заявления ОБСЕ и КЗЖ органично вписываются в очередную атаку на Трампа, которому и либеральные СМИ, и еврочиновники объявили войну задолго до его избрания – и прекращать ее пока не намерены.
Разумеется, для журналистов, которым грозят длительное заключение и крупные штрафы, не так уж принципиально, почему именно их защищают, Главное, чтобы защита оказалось успешной и с них были сняты безусловно несправедливые обвинения.
Но есть определенные сомнения в том, что международные организации вообще бы обратили внимание на задержание журналиста RT, если бы это произошло в ходе протестов против избрания Хиллари Клинтон. Возможно, даже наоборот, появились бы заявления в стиле: «Кремлевская пропаганда организовала митинги против законно избранной госпожи президент».
Защита прав журналистов по всему миру, безусловно, важное и нужное дело. Но использовать проблемы задержанных корреспондентов в личной политической вендетте недопустимо.