Режим повышенной готовности
«Ввести в Республике Крым режим повышенной готовности органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС в связи с угрозой чрезвычайной ситуации природного характера регионального уровня реагирования», – говорится в документе за подписью главы региона Сергея Аксенова, передает ТАСС.
Где-то обеспечивать население за счет подземных вод, где-то строить опреснительные сооружения
Для координации действий создается межведомственный штаб. Его задача – решить проблему «гарантированного обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения городов Керчь, Феодосия и Ленинского района», возникшую из-за дефицита запасов поверхностных вод.
В распоряжении отмечается, что дефицит связан с прекращением подачи воды Украиной из реки Днепр по Северо-Крымскому каналу в наливные водохранилища еще в 2014 году.
И хотя в конце января в Госкомводхозе сообщали, что все водохранилища республики наполнены на 100%, и запасов должно хватить как на отопительный, так и на курортный сезоны, власти перестраховываются.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД директор Государственного гидрологического института Владимир Георгиевский, ситуация действительно непростая. При этом уже давно рассматриваются различные решения: «Это, например, использование подземных вод. Но в Крыму их не так много. Хотя по крайней мере для питьевого водоснабжения они бы подошли», – сказал он.
Второй способ – поскольку рядом море – строительство опреснительных сооружений. «Хотя понятно, что это очень дорогое удовольствие», – добавил он.
Наконец, третий способ – экономия.
«Мое мнение – проблему нужно решать в комплексе, – говорит Георгиевский. – И смотреть по конкретным участкам. Где-то обеспечивать население за счет подземных вод, где-то строить опреснительные сооружения. Напоить водой людей – это приоритет. А уже потом должны идти промышленные и сельскохозяйственные предприятия».
Говоря об экономии, специалист отметил, что она может достигаться внедрением новых технологий, минимально использующих воду для орошения земли. «Есть дождевание, а есть капельное орошение, которое потребляет на порядки меньше, вот его надо внедрять», – заметил он.
Говоря о том, почему за два года после воссоединения Крыма с Россией не удалось снять проблему, глава Гидрологического института отметил, что «все упирается в деньги».
Старые способы
В свою очередь замглавы Российского союза гидрогеологов Серафим Голубев заявил газете ВЗГЛЯД, что не хотел бы торопить события. Потому что в конце февраля проблему с пресной водой в Крыму планируется обсудить на подкомитете по водным ресурсам Государственной думы.
Еще в апреле 2014 года Голубев рассказывал газете ВЗГЛЯД, что в Крыму есть подземные воды, и в отдельных месторождениях имеются большие запасы, которые могли бы «облегчить или решить проблему в значительной степени». При этом крупные месторождения надо еще поискать, поскольку в советские годы были составлены лишь мелкомасштабные гидрогеологические карты региона. А на крупномасштабные проектно-изыскательные работы в поле, последующее строительство водозаборных скважин, а от них – водоотводов в конкретные населенные пункты, опять же нужны деньги.
Тогда же газета ВЗГЛЯД сообщала, что российское правительство рассматривает сразу несколько альтернативных вариантов решения проблемы. Среди них – строительство водопровода с территории Кубани через Керченский пролив. Обсуждалась и идея строительства завода по опреснению морской воды непосредственно в Крыму. А также разработка месторождений подземных вод в Джанкойском и Нижегорском районах Крыма.
Главным недостатком первого варианта называлась его долгая реализация и дороговизна. Оптимальным же по соотношению затрат и быстроты эксперты считали проект разработки подземных запасов пресной воды на полуострове. При этом отмечалось, что, хотя подземные скважины и способны обеспечить население нормальной по качеству водой практически полностью, для ЖКХ, промышленности и главным образом сельского хозяйства без других вариантов не обойтись.
Тогда же говорилось о программе водосбережения, потому что житель Крыма расходует больше воды, чем в среднем по России.
В мае прошлого года власти полуострова обсуждали также переброску воды из рек Салгир и Биюк-Карасу по Северо-Крымскому каналу, из Тайганского и Белогорского водохранилищ и создание нового водохранилища в степных районах Крыма.
Также на полуострове был запущен пилотный проект по внедрению системы опреснения воды.
А Минприроды России разработало план по обеспечению бесперебойного водоснабжения республики, включающий более 80 мероприятий со сроками реализации вплоть до 2017 года.
Украина прекратила подачу воды в Крым по Северо-Крымскому каналу еще в апреле 2014 года – почти сразу после того, как полуостров в результате референдума вернулся в состав России.