Итогом предыдущих 12 партий, проведенных между Карякиным и Карлсеном, стал счет 6:6, причем в последней из них соперники согласились на ничью на 30-м ходу. Теперь шахматистам предстоит попробовать выяснить, кто же из них достоин звания чемпиона мира в «быстрых шахматах». Тай-брейк начнется с рапида – четырех партий с контролем времени 25 минут, в ходе которых по 10 секунд дается на ход, где цвет фигур в первой партии определит победитель жеребьевки, далее цвет фигур будет меняться в каждой партии. Если и после них результат игроков останется равным, то будет сыгран блиц – две партии с контролем пять минут плюс три секунды на каждый ход.
Основной эффект нынешнего противостояния Карлсен – Карякин я вижу в огромном интересе к шахматам во всем мире
В случае, если и это не изменит ситуацию, норвежца и россиянина ждет партия «армагеддон» с контролем времени пять минут белым и четыре минуты черным с добавлением трех секунд на ход каждому игроку начиная с 61-го хода. И вот уже тут, согласно правилам, победитель определится при любом раскладе сил, поскольку в случае ничьей первенство присуждается шахматисту, игравшему черными фигурами. Как сообщает ТАСС, сам Сергей Карякин после проведенных встреч назвал фаворитом своего соперника Магнуса Карлсена, но оговорившись, что все равно «надеется на победу».
Газета ВЗГЛЯД попросила первого вице-президента Шахматной федерации Москвы Никиту Кима дать собственный прогноз о том, кто же станет чемпионом мира по шахматам в 2016 году.
ВЗГЛЯД: Как следует расценивать слова Карякина о «фаворитстве» Карлсена: как дань уважения сопернику или недостаточную уверенность в собственных силах?
Никита Ким: Мне кажется, это просто констатация факта. Два года назад Карлсен выиграл чемпионат мира по рапиду и по блицу. Год назад – чемпионат мира по рапиду, а лучшим в блице тогда стал другой российский гроссмейстер, Александр Грищук. У Карякина тоже есть аналогичные достижения – он, к примеру, был чемпионом мира по рапиду в 2004 году, но они по факту выглядят скромнее. Сейчас шахматные шансы соперников оценивают примерно как 55 на 45.
Но, на мой взгляд, сейчас в противостоянии претендентов на шахматную корону важным становится «фактор крепких нервов» – кто сможет сохранить абсолютное спокойствие и холодный рассудок. И вот этим серьезным преимуществом в полной мере как раз и обладает Карякин. Условно говоря, Карлсен силен как шахматист, а Карякин – как спортсмен. Поэтому я бы расценивал потенциал соперников как равный, то есть 50 на 50.
ВЗГЛЯД: Сохраняется ли возможность того, что победитель не будет выявлен и в ходе рапида, и в ходе блица, и дело может завершиться «армагеддоном»?
Н. К.: Думаю, вряд ли кто-то обладает таким даром предвидения, что сможет точно спрогнозировать исход тай-брейка. В одном уверен – это не будут ничейные партии, это будет обмен ударами. А значит, интересное зрелище. Опять же не берусь говорить о том, определится чемпион мира рапидом или блицем. Но, мне кажется, вряд ли дело дойдет до «армагеддона», исход противостояния определится раньше.
ВЗГЛЯД: Насколько для Карлсена может быть болезненной потеря статуса чемпиона мира?
Н. К.: Нужно отдавать отчет в том, что разыгрывается не просто титул чемпиона мира по шахматам, а по умолчанию титул «самого умного человека в мире». Чьи портреты будут висеть в шахматных школах, чье имя будет вписано в историю. Имя Карлсена в историю шахмат уже вписано. Достанется ли чемпионство представителю России, покажет время. На данный момент основной эффект нынешнего противостояния Карлсен – Карякин я вижу в огромном интересе к шахматам во всем мире. Мы у себя в Шахматной федерации Москвы наблюдаем за этим, в интернете количество просмотров шахматных партий давно перевалило за отметку в миллиард, ведущие СМИ и телеканалы пишут и говорят об этом наряду с другими важными новостями. Я был в Нью-Йорке и видел, как очереди за билетом на матч выстраиваются на квартал от кассы. Самый дешевый билет идет по 75 долларов, а в ВИП-зону реализуется по 900 долларов. Таким образом, зрительский интерес и престижность игр за чемпионскую корону можно сопоставить, например, с постановкой «Травиаты» в «Метрополитен-опера».
ВЗГЛЯД: Россия, на ваш взгляд, также отреагировала, в том числе на участие россиянина в борьбе за чемпионскую «корону», повышением интереса?
Н. К.: В целом, в том числе и благодаря играм наших гроссмейстеров, интерес к шахматам в России заметно вырос. Это можно видеть, например, по успехам проекта «Шахматы в школах». Благодаря совместной работе с департаментами образования и спорта, другими структурами эта программа успешно реализуется в столице. Всего в Москве 750 школ, так вот в 225 из них с этого года шахматы уже вводятся как предмет в начальных классах.