Источники, близкие к следствию, сообщили, что российские спецслужбы установили личности шести террористов, участвовавших в подготовке взрыва на борту российского авиалайнера А-321.
Можно туда еще одного сотрудника службы безопасности направить, который бы после погрузки визуально, а может, и приборами проверил грузовой отсек
По данным LifeNews, сотрудниками спецслужб было установлено, что взрывное устройство в самолет А-321 пронес сотрудник аэропорта Шарм-эш-Шейх, который за некоторое время до этого устроился в воздушную гавань на работу. На собеседовании злоумышленник претендовал на позицию грузчика, его назначили на погрузку багажа с возможностью выхода на летное поле. Устройство находилось в багажном отсеке в небольшом свертке и сработало на высоте около девяти километров.
Пронеся бомбу на борт, террорист скрылся из аэропорта и выехал за пределы Египта. Последний раз его местонахождение было зафиксировано в Турции.
Официально эта информация пока не подтверждена. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков посоветовал журналистам задать соответствующие вопросы спецслужбам, передает ТАСС.
В то же время египетская сторона, которая с момента катастрофы делала все возможное, чтобы на систему безопасности аэропорта не упала и тень подозрения, отвергает озвученные неофициальными источниками данные. «Это неправда. Что они, допрашивали кого-то, чтобы выдавать сейчас такую информацию? Если есть какие-то доказательства, то они должны быть предоставлены в Комиссию по расследованию авиакатастрофы, пока этого не произошло, насколько мне известно», – заявил замдиректора аэропорта Шарм-эш-Шейха РИА «Новости». В египетском МВД затруднились прокомментировать информацию российских СМИ, отметив, что таких данных на сегодняшний день у них также нет.
Заявления эти имеют абсолютно понятное психологическое объяснение. Достаточно сказать, что в четверг губернатор провинции Южный Синай Халед Фода оценил потери египетской туриндустрии из-за отсутствия в последние три месяца российских туристов в 760 млн долларов.
Ранее источники «Коммерсанта» сообщили, что террористы использовали аналог пластиковой взрывчатки С-4. Ее разновидности производят во многих странах, что серьезно затрудняет поиск участников теракта.
В ходе следствия была обнаружена метровая пробоина в обшивке, края которой были выгнуты наружу. Образоваться она, согласно выводам экспертов, могла в результате применения взрывчатого вещества высокой бризантности, изготовленного в заводских условиях.
Центр взрыва находился по правому борту в конце салона, где располагаются хвостовые шпангоуты. Бомба, предположительно, была заложена под пассажирское сиденье у окна. Ее срабатывание привело к разрушению шпангоута и разгерметизации салона.
Сообщения источников стали еще одним подтверждением того, о чем в первое время после катастрофы говорили эксперты: в аэропортах Египта с безопасностью серьезные проблемы.
Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, возглавивший посетившую Египет на этой неделе парламентскую делегацию, заявил, что Каир работает над комплексом мер для обеспечения безопасности российских туристов, и стороны обсуждают возрождение партнерства. А спикер Госдумы Сергей Нарышкин по итогам встречи с египетскими коллегами не исключил, что вопрос с возвращением российских туристов может в скором времени решиться.
Накануне в посольстве АРЕ в России заявили, что Египет готов выполнить все рекомендации российской стороны, лишь бы только туристы вернулись. «Хотя все комиссии, которые осматривали наши аэропорты, подтвердили, что уровень безопасности соответствует этим международным критериям. Но то, что хотят российские эксперты, – это в нашу пользу, чтобы еще больше усилить безопасность», – сказал представитель посольства.
Эксперты рекомендуют и после всех предпринятых египетской стороной мер не полагаться на местный персонал ни в чем.
«У нас достаточно жесткий отбор даже в грузчики, – отметил в интервью газете ВЗГЛЯД председатель Ассоциации аэропортов России Виктор Горбачев. – Проверяют все: где родился, где женился, где живет, привлекался или не привлекался и т. д. Во-вторых, особый контроль при заходе на работу – проходишь через инфраскоп и систему авиационной безопасности. Что-то пронести с собой невозможно. Даже перебросить через забор что-то невозможно: периметр весь под видеонаблюдением».
«Вообще-то это международные требования, и ни одному аэропорту не выдадут сертификат, если у него этого нет. Но кто знает – когда проверили, все работало, а когда ушла проверка, может, и не работало? Страна на военном положении, что там? Как отбор сотрудников вели? Может, какие-то родственники кого-то порекомендовали. А может, у этих родственников какие-то друзья в этом ИГИЛ*?» – отметил он.
«Нужно сделать собственную службу, более строгую, – высказал мнение Горбачев. – Можно на первых порах договориться с аэропортами, что при погрузке будут участвовать сотрудники авиакомпании. Можно установить контроль из сотрудников – в конце концов, в каждом аэропорту находится ответственный авиакомпании. Точек, где персонал аэропорта имеет доступ к борту, раз, два и обчелся. Можно туда еще одного сотрудника службы безопасности направить, который бы после погрузки визуально, а может, и приборами проверил грузовой отсек. Дополнительно можно установить инфраскопы и металлоискатели при выходе на перрон», – заключил он.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ