Согласно официальным данным на середину прошлой недели, неоднократные случаи смерти от вируса H1N1 («свиного» гриппа) были зафиксированы в значительной части южных регионов России. В Волгоградской области жертвами эпидемии стали уже одиннадцать человек, в Ставропольском крае – восемь (в том числе шестеро – с начала года), в Ростовской области скончались шестеро заболевших, в том числе трое детей. В республиках Северного Кавказа самая сложная обстановка в Адыгее, где было зафиксировано шесть летальных исходов, и в Дагестане – там умерло уже пятеро заболевших.
Тех, кто ставит неудобные вопросы, называют провокаторами. Я думаю, что губернатора просто вводят в заблуждение – но ради чего?
Ситуация осложняется тем, что южные регионы России находятся в опасной близости от ключевых очагов нынешней эпидемии – стран Закавказья и Донбасса, которые поддерживают активные связи с соседними территориями России. В Армении, к примеру, на минувшей неделе было зафиксировано уже 13 летальных исходов от свиного гриппа. Первые случаи смертей от вируса уже произошли и в Грузии, где вспышка эпидемии была отмечена еще в конце прошлого года.
В ДНР, где к середине прошлой недели от свиного гриппа, только по официальным данным, скончались 12 человек, ситуация осложняется тем, что из-за экономической блокады Донбасса со стороны Украины вакцинация проведена не была. Впрочем, и сама Украина несет тяжелые потери от эпидемии. 21 января заместитель украинского министра здравоохранения Игорь Перегинец сообщил на пресс-конференции в Киеве, что на данный момент в стране зафиксировано 72 летальных исхода, связанных с гриппом и ОРВИ.
На юге России основной удар свиного гриппа приняла на себя Волгоградская область – только за прошлую неделю количество умерших от Н1N1 выросло с 4 до 11 человек. Все они проживали за пределами областного центра, хотя именно в Волгограде эпидпорог по гриппу и ОРВИ был превышен на 34%. По информации медиков, все умершие – взрослые, которые своевременно не прошли вакцинацию. Региональные власти сообщают, что в прошлом году в Волгоградской области против гриппа были привиты порядка 790 тысяч человек, в том числе более 208 тысяч детей (всего население области составляет более 2,5 млн человек), однако этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить эпидемию. На прошлой неделе в области было зарегистрировано уже более девяти тысяч случаев заболеваний гриппом и ОРВИ.
Весьма непростая ситуация и в приграничной с Донбассом Ростовской области, где уже к 20 января было зарегистрировано 185 лабораторно подтвержденных случаев Н1N1, в том числе шесть летальных исходов, и 852 случая пневмонии, ставшей осложнением гриппа. По сообщению регионального министерства здравоохранения, во всех смертельных случаях больные также не были привиты против гриппа, кроме того, трагическому развитию событий способствовали сопутствующие заболевания.
Тем не менее на конец прошлой недели эпидпорог по гриппу и ОРВИ в Ростовской области был превышен только в Ростове-на-Дону (на 34,5%), где было зарегистрировано около восьми тысяч случаев заболевания ОРВИ, что на 73% выше показателя заболеваемости предыдущей недели. Из-за роста заболеваемости в аптечных сетях возник ажиотажный спрос на антивирусные препараты, в связи с чем губернатор Василий Голубев поручил в кратчайшие сроки ликвидировать дефицит лекарств и пообещал лично без предупреждения посетить несколько аптек.
Примечательно, что власти соседних южных регионов, расстояние между которыми довольно невелико, реагируют на ситуацию совершенно по-разному – от заявлений о том, что никакой эпидемии нет, до принятия решительных административных мер.
Стоическое спокойствие на минувшей неделе проявило руководство Ставропольского края. 18 января на планерке в региональном правительстве министр здравоохранения Виктор Мажаров сообщил, что вирусы H1N1 выявлены примерно у 0,3% от всех обратившихся в медучреждения края, а заболеваемость гриппом и ОРВИ на Ставрополье находится на среднем сезонном уровне. Губернатор края Владимир Владимиров добавил к этому, что прозвучавшие в СМИ сообщения об эпидемии имеют признаки информационной атаки, и посоветовал компетентным органам обратить на это внимание.
«Подобная ситуация возмущает и поражает, потому что во всех регионах, которые окружают Ставропольский край, смертность от свиного гриппа фиксируется еще с конца прошлого года, – сообщил ВЗГЛЯДу помощник уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Владимир Полубояренко. – Почему же нам продолжают рассказывать о том, что «все хорошо, прекрасная маркиза», а тех, кто ставит неудобные вопросы, называют провокаторами? Я думаю, что губернатора просто вводят в заблуждение – но ради чего? Чтобы показать, что Ставропольский край лучше всех? Но это только расслабляет население, хотя от Карачаево-Черкесии, где счет заболевших уже идет на десятки, нас отделяет всего сотня километров».
Однако уже 21 января заместитель министра здравоохранения Ставропольского края Маргарита Кузьменко сообщила, что с начала 2016 года в регионе от осложнений гриппа умерло уже шесть человек, а еще двое скончались в прошлом году. В целом по краю, констатировали в минздраве, на протяжении последних двух недель сохранялся предэпидемический порог, однако в Ставрополе он уже оказался превышен на 20%. О сложной эпидситуации на Ставрополье свидетельствуют и сигналы из других регионов. На прошлой неделе один из трех случаев заболевания свиным гриппом в Магнитогорске (Челябинская область) был выявлен у пациентки, прибывшей именно из Ставропольского края.
В ряде соседних со Ставропольем республик Северного Кавказа власти, наоборот, решили заблаговременно перестраховаться. Особо строгие меры были предприняты в Северной Осетии, через которую пролегает основной наземный коридор в Грузию и Армению. Еще 15 января главный санитарный врач этой республики Алан Тибилов утверждал, что никакой эпидемии нет, но уже спустя несколько дней он сообщил на заседании регионального правительства, что Северная Осетия вошла в число 13 регионов России, где был превышен эпидпорог заболеваемости гриппом и ОРВИ. В связи с этим было принято решение прекратить занятия во всех детских садах и школах республики с 19 до 25 января, а в конце прошлой недели карантин был продлен еще на неделю, до 1 февраля.
До этой же даты по рекомендации Ропотребнадзора отменены занятия во всех детсадах, школах и колледжах Карачаево-Черкесии. В этой республике эпидпорог по ОРВИ и гриппу на прошлой неделе был превышен в среднем на 36%, на 19 января было выявлено 68 случаев заболевания свиным гриппом.
Но наиболее сложная ситуация по свиному гриппу в республиках Северного Кавказа сложилась в Адыгее, где от Н1N1 уже умерло шесть человек, о чем населению сообщил сам ее глава Аслан Тхакушинов. В общей сложности на начало прошлой недели в Адыгее было выявлено 2,1 тысячи заболевших гриппом и ОРВИ (население этого небольшого региона составляет всего 452 тысячи человек), и, хотя эпидпорог превышен не был, власти объявили карантин в школах и детсадах начиная с 21 января на неопределенный срок.
На втором месте по количеству летальных исходов среди республик Северного Кавказа находится Дагестан, где на прошлой неделе власти сообщили о пяти умерших. Как рассказал на пресс-конференции первый заместитель министра здравоохранения Дагестана Фейзулах Габибулаев, два человека скончались до Нового года, и еще трое – в наступившем году, причем одной из умерших была женщина, прибывшая с Украины. Тревожные новости поступают и из других кавказских республик: первые случаи заболевания свиным гриппом на днях были выявлены в Кабардино-Балкарии, Чечне и Ингушетии.