Комиссия Общественной палаты России по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан предложила создать в России особые, социальные суды. Письмо с соответствующей инициативой направил уполномоченному по правам человека в России Элле Памфиловой глава этой комиссии Владимир Слепак, передает ТАСС.
Я направил эту идею уполномоченному по правам человека в России Элле Памфиловой
«Создание института социальных судов не оригинальное предложение, а многолетняя, успешно сложившаяся практика, существующая во многих странах, четко определивших приоритет рассмотрения в судах исков граждан, нуждающихся в защите их прав при решении социально-трудовых споров», – отметил он.
По мнению Слепака, специализированное судебное рассмотрение социально-трудовых споров позволит укрепить авторитет государственной власти, а также создаст дополнительные возможности по совершенствованию социальной политики.
Согласно тексту письма, компетенция предлагаемой судебной отрасли «должна включать вопросы всех видов социального, пенсионного и медицинского страхования, государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты и обеспечивать защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации каждому гражданину права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством РФ».
Подробнее об этом газета ВЗГЛЯД попросила рассказать автора инициативы Владимира Слепака.
ВЗГЛЯД: Владимир Анатольевич, как вообще родилась идея организовать в России социальные суды?
Владимир Слепак: Начнем с того, что по Конституции мы являемся социальным государством. При этом в последнее время наблюдается довольно странная и недопустимая картина. Я имею в виду битву за социальный бюджет между экономическим и социальным блоками российского правительства. Хотя в России дефицитный бюджет, но я неоднократно уже говорил о том, как исправить ситуацию, и даже публиковал 20 пунктов на эту тему. Почему мы, например, смотрим так лояльно на то, что творится в алкогольной отрасли, в отрасли табакокурения? Из-за этого ежегодно теряются миллионы и даже миллиарды рублей. Или сфера туризма, которая создает миллионы рабочих мест, но не приносит той пользы государству, какую могла бы принести. Вместо этого экономический блок правительства ищет, как урезать финансирование инвалидов и других социально незащищенных групп граждан. Да, у нас действует материнский капитал и другие меры поддержки, но на фоне существующей инфляции и ситуации в экономике эти меры недостаточны.
ВЗГЛЯД: И чтобы защитить социально незащищенные категории граждан, вы предлагаете организовать социальные суды?
В. С.: Если сегодня даже нет соответствующих финансовых ресурсов, почему бы не подтвердить социальный статус государства по-другому? Через проведение административных реформ и создание социальных судов. Не секрет, что наши суды представляют собой, наверное, наиболее бюрократизированную систему. Взять судебные решения по потребителям. Только в 30% случаев, а то и меньше, выносятся решения о том, что потребителю действительно нанесен ущерб. А ведь потребители – это все граждане России. В то же время во многих других странах действуют специальные суды, куда люди могут обратиться для решения трудовых споров, по вопросам пенсионного оформления, из-за потери кормильца, не дай бог, и т.д. Есть масса вопросов, требующих особого внимания.
ВЗГЛЯД: Как будут работать новые суды?
В. С.: Вопросы, требующие особого внимания, о которых я сказал, должны решаться в порядке, подчеркиваю, бесплатной и понятной любому гражданину системы. Таким образом можно будет хотя бы сейчас, во время острого кризиса, показать гражданам, что государство о них заботится. То есть нужен механизм, компенсирующий людям что-то на фоне потерь в финансах и т. д. Напомню, что у нас, даже по официальным данным, которые озвучивала вице-премьер Ольга Голодец, 23 млн человек находятся за чертой бедности. Еще 15 млн – инвалиды. Из них 600 тыс. – дети. Людей, которые попросту выброшены из общества, то есть бомжей, около 5 млн. Речь идет о миллионах людей и действенном механизме защиты их прав.
ВЗГЛЯД: При создании новой структуры наверняка потребуются не только судьи, но и их аппарат, помещение и т.д. А ведь это стоит больших денег?
В. С.: Думаю, что в данном случае уместно выражение: цель оправдывает средства. У нас в Общественной палате работает горячая линия по проблемам в сфере трудовых отношений. И на нее уже позвонили порядка 7 тыс. человек! При этом мы волонтеры. Наверное, и у государства, кроме волонтеров, должны быть ответственные за эту сферу люди, те, к кому люди будут не бояться обращаться.
ВЗГЛЯД: Как вы собираетесь донести свою идею до руководства страны? И, может быть, кто-то уже отреагировал на нее: политики, судьи?
В. С.: Я направил эту идею уполномоченному по правам человека в России Элле Памфиловой. Учитывая, что она регулярно встречается с президентом, если она решит, что этот вопрос приоритетный, то он может быть рассмотрен и на самом высоком уровне. Мы – я имею в виду комиссию Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан – высказываем только свои предложения, вносим инициативы. И надеемся на то, то когда-нибудь они станут законами.
ВЗГЛЯД: Расскажите немного о международном опыте. В каких странах социальные суды уже есть?
В. С.: Как юрист я постоянно отслеживаю ситуацию. И могу сказать, что подобные структуры успешно работают во многих, почти во всех европейских странах. Это Германия, Франция, Дания и другие. Там несколько разные механизмы. Где-то совмещенные социально-трудовые суды, где-то – отдельно социальные и отдельно трудовые. Но везде этому вопросу уделяется особое внимание.