Российские ВВС приступили к выполнению боевых задач в Сирии. Как заявили в Минобороны, в ходе воздушной операции в Сирии самолеты российских ВКС наносят удары по военной технике, узлам связи, транспортным средствам, складам оружия, боеприпасов и горюче-смазочных материалов, принадлежащих террористам из ИГ.
Игиловцы понимают, что единственное их спасение – стоять за спинами мирного населения в городах
Состав задействованных сил и средств официально не раскрывается. Председатель комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов ранее сообщил, что главным образом будут задействованы разведывательные и штурмовые самолеты, ударные вертолеты, возможно, будут применяться истребители-бомбардировщики.
На вопрос, почему принято решение именно о воздушной операции, глава комитета Госдумы ответил, что, «во-первых, такие операции минимальны по потерям».
«Во-вторых, ИГ не обладает системой ПВО, только, может быть, переносные «Стингеры», – продолжил он. – В-третьих, если грамотно применяется авиация, то это эффективное средство поражения, тем более на пустынной территории».
При этом он отметил, что в Сирии все-таки будут дислоцироваться подразделения и части сухопутных войск, которые нужны для охраны авиабаз. «Конечно, обязательно нужны какие-то сухопутные войска. Не для того, чтобы вести наступление или боевые действия, а для того, чтобы сохранить и охранять наши пункты базирования, в том числе авиации, наши советников и прочих», – сказал Комоедов, передает ТАСС.
«Я абсолютно убежден, что наш президент не собирается вводить какие-то боевые части в Сирию, потому что это означало бы втягивание России в сомнительный конфликт с непонятными и совершенно непредсказуемыми последствиями. Это даже был бы не Афганистан, а кое-что покруче», – сказал Сотников РИА «Новости».
При этом он отметил, что «некоторые наши партнеры очень бы хотели, чтобы Россия туда направила боевые части, фактически российскими руками разобраться с «Исламским государством*».
Успешный опыт
Последний опыт применения ВВС без задействования сухопутных сил у российских военных был в начале 90-х во время гражданской войны в Таджикистане. Погранотряды, прикрывавшие границу с Афганистаном, стали местом дислокаций эскадрилий вертолетов Ми-24, которые регулярно вылетали бомбить боевиков. В частности, в августе 1992-го они уничтожили бронетехнику, угнанную у одного из полков 201-й мотострелковой дивизии. В 1993 году боевые задачи на территории Таджикистана начали выполнять Су-25 186-го истребительно-штурмового авиационного полка, базировавшегося на аэродроме Кокайды в Узбекистане. Они совершали по несколько боевых вылетов в день и стали серьезным фактором в переломе хода войны.
За время действий российских ВВС в Таджикистане было потеряно несколько вертолетов, но обошлось без потерь среди личного состава.
Особенности региона
По мнению вице-президента Академии геополитических проблем полковника Владимира Анохина, опыт, который имеют российские пилоты и их командиры, позволит им более эффективно справляться с боевиками, чем это делали ВВС США.
«Любые наши действия наверняка будут более эффективны, потому что американцы со своими союзниками против ИГИЛ* и не воевали, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Количество боевых вылетов против ИГИЛ за все это время абсолютно ничтожно по сравнению с тем, что Советский Союз осуществлял против афганских моджахедов».
«У нас есть очень неплохой опыт, которого американцы не имеют. Российские авиаторы очень эффективно себя показали и в небе Египта, и в небе Сирии. Могу это с уверенностью сказать как участник боевых действий в Сирии и Египте в 1973 году, – отметил он. – Эффект от действий нашей авиации будет очень серьезный».
#{smallinfographicleft=769722}По его словам, сирийский ландшафт гораздо проще для выполнения боевых задач, чем тот, в котором привыкли работать российские пилоты. «Там ровная поверхность, нет гор и лесов. Другое дело, что игиловцы понимают, что единственное их спасение – стоять за спинами мирного населения в городах, поэтому при использовании авиации есть риск нанести потери гражданскому населению», – отметил эксперт.
«У нас очень хорошее ракетное вооружение, но этого мало – нужны радары, техники-механики и, главное, пилоты, обученные летать не в районе своего аэродрома, а там, куда пошлет военная необходимость, – рассказал газете ВЗГЛЯД заслуженный пилот СССР, бывший военный летчик Олег Смирнов. – Указывают на карте точку с задачей разбомбить – и это требует большого профессионализма, чтобы найти ее и выполнить задачу. Если заявления начальников о выучке наших пилотов соответствуют истине, а не просто какая-то показуха, тогда все нормально».
«Главное, чтобы они нам не мешали»
Эксперты отмечают, что очень многое зависит от поведения американских политиков и военных. «ИГИЛ – детище американцев. И то, что они снабжают их оружием, используя всякие хитрости, никто не отрицает. И здесь самое главное – чтобы они нам не мешали, – говорит Анохин. – Не будут мешать – все будет в порядке. Будут давать ИГИЛ разведывательную информацию – будет уже тяжелее. Гадить они умеют. Если они снабдят ИГИЛ ПВО, трудно себе представить, как мы будем работать. Су-25, МиГи будут работать. Но если у них будут серьезные противовоздушные средства, вертолетам с ними будет очень трудно справляться».
Он обратил внимание, что если США продолжат воздушные операции в регионе и при этом не поменяют своей позиции по поводу правительства Башара Асада, они попадут в затруднительное положение: «Глупо заходить на цель без согласования с наземными силами. Они требуют убрать Асада, у которого есть армия, а с другой стороны, будут координировать свои действия с Асадом? Это какая-то глупость получится».
«Конечно, надо наступать всем миром на этих людей, посмотрите, что творят, – сказал газете ВЗГЛЯД Герой России, заслуженный летчик-испытатель полковник Игорь Маликов. – Наверное, как-то будут делить воздушное пространство. У нас в штабе будут сидеть американцы, у них русские. И будут координировать все эти вещи».
«Все должно быть согласовано, чтобы русские и американцы не посшибали друг друга, – говорит Олег Смирнов. – Нужно, чтобы к моменту нанесения удара члены коалиции покинули эту территорию, потому что оружие будет самое жесткое. У нас есть ракеты, от которых земля горит под ногами. Посмотрим, как будет на практике: если американцы скажут, что уйдут, а на самом деле останутся, то это беда будет. Авиация без согласованных действий – это кошмар».
«Если американцы останутся – на чьей стороне они будут? – задается вопросом эксперт. – Один вариант – в ответ на предупреждение, что мы будем бомбить какую-то территорию и лучше всем оттуда убраться, они могут потребовать этого не делать. Другой – когда они предложат нанести по этой территории совместный удар с разных направлений».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ