Сколько французов, столько мнений
В любом случае, французам мы оставлять это не будем
Франция должна полностью возместить России все средства, перечисленные на основе контракта по «Мистралям», приводит заявление министра обороны Франции Жан-Ива Ле Дриана ТАСС.
«Начальная стоимость двух кораблей составляла 1,2 млрд евро. Выплаты по (новому) соглашению... будут меньше, поскольку России будут возвращены в евро финансовые обязательства, которые она могла превратить в наличные средства», – заявил министр в эфире радиостанции RTL.
Он пообещал, что «Россия получит компенсацию с точностью евро в евро». Однако точная сумма и содержание договора еще будут обсуждаться во французском парламенте, который должен ратифицировать соглашение, добавил Ле Дриан.
Он уверен, что соглашение о выплатах «является наилучшим из всех возможных». «Я уверен, что найдутся другие покупатели на эти вертолетоносцы. Ряд стран уже заявили о своей заинтересованности», – добавил министр.
Касаясь причин разрыва контракта, он отметил, что «сейчас несколько иная эпоха, чем во времена подписания контракта» в 2011 году (до украинского кризиса – прим. ВЗГЛЯД).
При этом французская оппозиция не скрывает негодования из-за разрыва контракта. Этим шагом Франция подорвала доверие к себе в мире, заявила председатель партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. И за эту ошибку Олланда, по ее словам, будут расплачиваться налогоплательщики.
Ле Пен уверена, что действия, принятые властями ее страны, «со всей очевидностью указывают на подчиненность их Соединенным Штатам».
Ей вторит депутат Национального собрания Франции от партии «Республиканцы», бывший министр транспорта страны Тьери Мариани. Он назвал разрыв контракта Францией трусостью и катастрофой, а 5 августа – «траурным днем для того, что осталось от нашей национальной независимости».
По словам Мариани, французское правительство не нашло смелости назвать сумму, которую страна заплатит за «эту политическую и дипломатическую катастрофу». Потери своей страны от сделки он оценил в 1,5–1,6 млрд евро, которые лягут на плечи местных налогоплательщиков.
Французская газета Le Mond добавляет, что часть офицеров главного штаба ВС Франции изначально была против продажи «Мистралей» России.
В редакционной статье французского журнала Valeurs actuelles говорится, что Франция сначала пыталась быть посредником между Россией и Западом на фоне украинского кризиса, однако отказ поставить «Мистрали» и неприезд Франсуа Олланда на Парад Победы в Москву в мае этого года окончательно «подорвали этот курс».
В Москве считают вопрос исчерпанным
Между тем в Кремле дали понять, что Франция уже выплатила России все, что была должна. Накануне вечером на сайте президента России появилось сообщение о телефонном разговоре, состоявшемся между Владимиром Путиным и Франсуа Олландом.
«Президент Российской Федерации и президент Французской Республики приняли совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль», – отметили в пресс-службе Кремля.
«В ходе экспертных переговоров, прошедших в традиционном для российско-французских отношений дружественном ключе, удалось прийти к взаимоприемлемой договоренности о возмещении российской стороне средств, выплаченных по контракту, а также о возвращении поставленного российского оборудования и материалов», – рассказали там и добавили, что «Франция уже перечислила упомянутые средства».
«После возврата оборудования Франция обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями. В Москве считают вопрос «Мистралей» полностью урегулированным», – заключила российская сторона.
В четверг пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на вопросы журналистов о сумме компенсации ответил, что не может назвать эту цифру: «Не владею информацией. Это такая субстантивная информация, коммерческая», – приводит его слова ТАСС.
При этом Песков вновь подчеркнул, что в Москве считают «так называемую проблему «Мистралей» полностью урегулированной».
Отвечая на вопрос, перевела ли Франция России деньги за вертолетоносцы, Песков посоветовал перечитать сообщение пресс-службы Кремля, где как раз и говорилось об этом.
Как будут потрачены вырученные от «Мистралей» средства, Песков точно не знает: «Это, безусловно, будет руководством страны приниматься отдельное решение».
При этом Россия, по его словам, как раньше, будет отдавать приоритет при заказе военной техники отечественным производителям.
Плюс-минус сотни миллионов евро
В прошлом году на фоне украинского кризиса Париж приостановил поставку кораблей, за которые уже получил деньги. С тех пор журналисты в обеих странах гадали о размере выплаты за разрыв контракта. Назывались суммы от 1,1 до 3 млрд евро. Столь широкий разброс предположений объяснялся тем, что официальной информации на этот счет не было.
27 июня этого года французский журнал Challenges писал, что Франция пытается добиться выплаты за «Мистрали» менее 1 млрд евро. Речь шла даже о 758 млн евро.
31 июля «Коммерсант» со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества сообщал, что Франция согласилась вернуть России более 1,1 млрд евро. Более того, по данным издания, эти деньги уже были перечислены «в обстановке строжайшей секретности», поскольку стороны опасались ареста средств в связи с делом ЮКОСа.
Словом, нынешние «чуть меньше 1,2 млрд» сложно рассматривать как проигрыш России в переговорном процессе. На большее Москва и не рассчитывала. При этом российская сторона заявляла, что не стремится портить отношения с Парижем, не собирается требовать выплаты штрафов, а ждет лишь возвращения потраченных денег.
Оборудование из России
#{smallinfographicleft=396103}Во вторник стало известно, что группа российских специалистов намерена в сентябре отправиться во Францию для демонтажа оборудования связи и управления с вертолетоносцев.
В четверг высокопоставленный источник ТАСС в ОПК подтвердил, что специалисты снимут с «Мистралей» все оборудование из России, включая боевые информационно-управляющие системы, а также системы управления ракетным оружием и артиллерией, модуль управления посадкой вертолетов. Точные сроки возвращения оборудования, по словам источника, «пока согласовываются».
Планируется, что демонтированные отечественные системы связи и управления в дальнейшем будут использованы на других кораблях ВМФ России.
О проблемах с оборудованием говорил в прошлом году вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Надо иметь в виду, что для французов игра с американцами в «поставлю вам корабль – не поставлю» имеет не очень приличный характер, потому что треть этого корабля собрана у нас. Кормовые части «Мистраля» собраны на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Поэтому, если они хотят оставить корабль у себя, то мы должны будем отодрать корму, вернуть ее обратно и будем использовать кормовые части для других кораблей», – заявил он.
«В любом случае, французам мы оставлять это не будем, – сказал по этому поводу газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Что касается интеграции этого оборудования на корабли российских проектов, это будет сделано по максимуму. Насколько это будет удачно – покажет время. Россия будет строить свои большие десантные корабли. Это может пригодиться и там».
«Сделка с «Мистралями» носила отчасти политический характер – поощрение Саркози за правильное поведение в грузинском кризисе. Дальше уже думали, куда эти корабли приспособить», – отметил он.
Большие десантные корабли относятся к другому классу, нежели «Мистрали», поэтому не факт, что все оборудование, снятое с вертолетоносцев, к ним подойдет. Однако в настоящее время в России разрабатывается также проект универсального десантного корабля «Прибой», который сопоставим с «Мистралями», хотя у него меньшее водоизмещение (14 тыс. тонн против 21 тыс.)
«Прибой», по замыслу разработчиков, должен быть способен принять на борт восемь противолодочных и десантно-высадочных вертолетов Ка-27 и Ка-52К (как раз разработанных для «Мистралей»), до 60 единиц техники, четыре десантных катера проекта 11770М или два – проекта 12061М. Правда, постройка этих кораблей – вопрос не ближайших лет.
Кому нужны «Мистрали»
О том, что заменить «Мистрали» российскому Военно-морскому флоту не только можно, но и нужно, газета ВЗГЛЯД подробно сообщала не раз.
Главком ВМФ Виктор Чирков отмечал, что Россия сама в состоянии строить десантные корабли, а целый ряд экспертов утверждали, что стране в принципе не нужны столь крупные плавучие базы для десантирования на морских берегах.
При этом и в самой Франции многие считают, что «Мистрали» им не нужны, пишет авторитетное французское издание «Эко». «Заявление (об урегулировании вопроса с Россией) не решает вопрос о расходах на содержание этих кораблей. У ВМС Франции и так уже есть в распоряжении три «Мистраля», и в дополнительных вертолетоносцах нужды нет. Финансовой возможности содержать эти новые корабли тоже нет», – пишет издание.
Содержание кораблей стоит компании DCNS от 1 млн до 2 млн евро в месяц, а по другим данным – и 3 млн евро.
Вероятно, Париж попытается продать оба «Мистраля», пусть даже по заниженной цене. Среди возможных покупателей называются Канада, Индия и Бразилия. Правда, заказанные корабли разрабатывались специально «под Россию», для холодного климата, и зачем той же Индии, скажем, подогрев палубы – вопрос.
Продать корабли Бразилии мешает ряд политических обстоятельств.
При этом французский депутат Тьери Мариани ранее предлагал продать корабли Евросоюзу, чтобы сделать из них плавучие госпитали для помощи нелегальным мигрантам в Средиземном море.
Что делать с полученными за «Мистрали» деньгами России, чуть более понятно. По мнению главы комитета Госдумы по обороне, бывшего командующего Черноморским флотом Владимира Комоедова, эти средства нужно направить на повышение обороноспособности страны, на «строительство новых кораблей и самолетов».