«Опора России» 18 августа направила в Росалкогольрегулирование (РАР) письмо о легализации торговли алкоголем через интернет, предложив ввести лицензии на дистанционную продажу и наделить РАР полномочиями по их выдаче.
Сайты действуют, предлагают алкоголь, его можно приобрести, но никак не контролируется
Документ также подписали руководители Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), Комитета производителей алкогольной продукции, Союза виноградарей и виноделов России и содружества производителей фирменных торговых марок «Русбренд», пишут «Ведомости».
По данным издания, служба в принципе не исключает возможности разрешить интернет-торговлю алкоголем: «Предложение бизнес-сообщества может быть реализовано при формировании эффективного механизма регулирования дистанционной продажи алкогольной продукции», – заявили в РАР.
Дистанционная торговля алкоголем была запрещена правительством в 2007 году.
В 2011-м Верховный суд подтвердил законность нормы о дистанционной продаже товаров, ограничивающей торговлю алкоголем через интернет, в соответствии с которой алкоголь дистанционно продавать нельзя. «В соответствии с пунктом 5 правил продажи дистанционным способом, утвержденных постановлением правительства России, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена российским законодательством. Согласно пункту 20 правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Указанные правовые нормы в их системной взаимосвязи не позволяют, в частности, осуществлять розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом – например, посредством сети Интернет», – заявили по этому поводу в Роспотребнадзоре.
В апреле прошлого года группа депутатов во главе с Виктором Звагельским внесла в Госдуму поправки в федеральный закон о регулировании алкогольного рынка, запрещающие розничную продажу алкоголя дистанционным способом. Кабмин в июне их отклонил и вместо этого предложил создать перечень площадок в Сети, которые имеют право продавать алкоголь. Такое разрешение, по мнению правительства, может получить только организация, имеющая лицензию на реализацию алкоголя и уставный капитал не менее 10 млн рублей.
В июне этого года «Опора России» написала письмо премьер-министру с просьбой рассмотреть вопрос легализации интернет-продажи алкоголя. Медведев поручил Росалкогольрегулированию заняться вопросом, а служба попросила бизнес-сообщество представить предложения, которые могут быть учтены при доработке законопроекта.
В новом письме поддерживаются предложения правительства создать реестр доменных имен организаций, у которых есть лицензия на розничную продажу через интернет. Лицензии могут получить только компании, имеющие лицензию на производство или оптовую торговлю алкоголем и оплатившие пошлину, говорится в письме. Также предлагается ужесточить наказание за продажу алкоголя в интернете без лицензии – вплоть до уголовного.
«Мы надеемся, что наши предложения будут приняты, – сказал газете ВЗГЛЯД председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. – Когда мы обращались с ними, нам пришел ответ из Росалкогольрегулирования с просьбой написать конкретные инициативы по изменению действующего законодательства. Мы, собственно, эти предложения направили, ждем какого-то ответа».
«Сейчас продажа алкоголя в интернете запрещена, – разъяснил он свою позицию. – При этом, если вы в любом поисковике наберете слово «водка» или «виски», помимо статей об этих напитках вы увидите много предложений по продаже, и львиная доля из них – нелегальный алкоголь, либо банальный контрафакт. При этом у легальных производителей нет никакой возможности продавать алкоголь через интернет, а у потребителя, который ищет легальную продукцию, нет возможности ее купить».
«Суть наших предложений проста, – поясняет Добров. – Мы прекрасно понимаем, что алкоголь – товар, имеющий ряд ограничений. Со всеми существующими ограничениями, которые есть для розничной продажи, должен быть реализован механизм, позволяющий легальному производителю продавать легальный товар. Реализовать этот механизм можно простым способом: на сайте регулятора можно сделать раздел с перечнем интернет-площадок, которые могут реализовывать алкоголь. Чтобы компания получила возможность открыть такую площадку, она должна соответствовать всем требованиям Росаолкогольрегулирования. То есть она должна соответствовать требованиям, которые предъявляются к любому участнику алкогольного рынка, и ряду дополнительных, которые мы готовы обсуждать. Таким образом, у потребителя будет возможность обратиться к сайту и убедиться, что это товар легальный и качественный. При этом должна быть ужесточена ответственность за нелегальные продажи алкоголя через интернет. У нас есть достаточно большой опыт закрытия сайтов, нелегально торгующих алкоголем, но зарегистрировать новое доменное имя и открыть новый сайт – не очень сложно. За этим стоят одни и те же люди».
Глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, говоря об инициативе, назвал вопрос «решенным».
«Вице-премьером Александром Хлопониным поддержана необходимость легализовать торговлю через интернет. Дело в том, что сегодня она запрещена постановлением правительства, а законодательного запрета нет, – пояснил он газете ВЗГЛЯД. – И компании, которые имеют лицензии на продажу (торговля без лицензии – это уже другое нарушение, незаконное предпринимательство), и оштрафовать-то нельзя. Даже если их поймают с поличным, все равно получается, что нет законодательного запрета и нет санкции за нарушение. Есть только запрет в постановлении правительства о дистанционной продаже товаров. Его разрабатывало Министерство экономики, оно же включило запрет на продажу алкоголя и само же через месяц вышло с инициативой об отмене.
Сейчас рассматриваются вопросы определения критериев. Во-первых, заниматься интернет-торговлей смогут только компании, имеющие лицензию. Доставка продукции должна осуществляться только в то время, когда это не запрещено федеральными и региональными законами. Курьер должен посмотреть документы заказчика и удостовериться, что он является совершеннолетним».
«Долгое время шла дискуссия, не запретить ли вообще продажу алкоголя через интернет, потому что там может предлагаться фальсификат, контрафактная продукция, – вспоминает он. – Этот вопрос даже после того, как будет либерализация, все равно остается дискуссионным. Но наводить порядок надо в той ситуации, которая существует на данный момент: не секрет, что сайты действуют, предлагают алкоголь, его можно приобрести, но никак не контролируется».
«Это скорее попытка упорядочить ситуацию», – заключил Шапкин.