Французская газета Figaro сообщила во вторник, что Париж рассматривает несколько сценариев для вертолетоносцев класса «Мистраль» в случае окончательного отказа передать их России. Среди основных изучается возможность уничтожения вертолетоносцев. Они будут либо демонтированы и утилизированы, либо затоплены в открытом море, пишет издание, называя эти планы шокирующими.
Если не будут найдены покупатели, корабль будет законсервирован
Высокопоставленный французский военный заявил по этому поводу, что подобные меры «недопустимы хотя бы с точки зрения отношения к рабочим верфей Сен-Назера, где были построены гигантские корабли».
Первый корабль класса «Мистраль», построенный для России и получивший название «Владивосток», был спущен на воду в октябре 2013 года и еще в ноябре 2014-го должен был быть передан ВМФ России. В последний момент Париж на неопределенный срок приостановил передачу, мотивируя это ситуацией на Украине. Первоначально планировалось, что второй корабль, «Севастополь», будет передан во второй половине 2015 года, однако, как и в случае с первым кораблем, решение о его поставке заморожено.
Ранее СМИ оценивали содержание «Мистраля» на верфях в три–пять миллионов евро в месяц. То есть не поставленный в срок по контракту «Владивосток» уже обошелся французской стороне в сумму, приближающуюся к 30 млн евро. В этой ситуации вариантов у нее немного.
Один из них, казалось бы, самый простой и очевидный – отдать корабли собственному флоту – категорически не устраивает французских военных. Сейчас на вооружении французов уже имеются три аналогичных десантных корабля: «Мистраль», «Гром» и «Диксмюд», которые были приняты на вооружение с 2006 по 2012 год. Французских моряков они устраивают, но новых кораблей этого класса им не нужно.
«При неизменном бюджете и штате появление одного большого корабля будет означать потерю нескольких судов поменьше. Это настоящий кошмар для адмиралов, которые опасаются дисбаланса во флоте из-за опоры на горстку престижных кораблей», – писала L'opinion.
Перспектива продать «Мистрали» в третьи страны выглядит более заманчивой, но, во-первых, корабль построен под российские стандарты и оснащен российским оборудованием. Даже если его снять, желающих заплатить 1 млрд евро найти будет проблематично. По данным Figaro, Париж рассматривает в качестве потенциальных покупателей Канаду, Египет и одну из североевропейских стран.
«Самому производителю это не надо»
«Никакой утилизации не будет, – уверен эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. – Налогоплательщики французские не поймут. Видимо, если не будут найдены покупатели, корабль будет законсервирован. Причем, возможно, как уже бывало на практике, после долгих лет он может быть передан в итоге первоначальному заказчику. Такие прецеденты бывали. Например, в 1990 году Италия отказалась поставлять Ираку частично оплаченные фрегаты. В прошлом году была достигнута договоренность, что корабли, которые больше 20 лет находились на консервации, будут после ремонта и модернизации в итоге переданы.
Через два года во Франции выборы, гипотетически Олланд может уйти, и придет тот же Саркози. И при нем, возможно, эти корабли будут России переданы».
По его словам, опыт показывает, что продать корабли, заказанные одной страной, другим странам проблематично. «Тем более такие большие и специфические, – считает Фролов. – Это корабль, который может себе позволить иметь обеспеченная страна с амбициями, при этом она не должна иметь собственной развитой промышленности, чтобы строить эти корабли самостоятельно. И кроме того, нужно, чтобы в бюджете этой страны появились 1–2 млрд евро. В этом году точно никто ничего не купит, потому что это сложное решение. Наверняка будут идти длительные переговоры, потому что нужно будет согласовывать облик, проект переделки по требованию нового заказчика. Если даже представить себе вероятность, что они кому-то могут быть проданы, то это произойдет не раньше середины следующего года».#{weapon}
По оценкам эксперта, если Париж примет решение законсервировать «Мистрали», стоимость их содержания будет составлять около 10 миллионов евро в год.
«Сейчас они находятся в Сен-Назере, создают всем проблемы, потому что занимают причальные стенки и мешают достраивать другие корабли. Если перевести их в другое место, можно сэкономить на аренде причальной стенки. Мне кажется, самому производителю это не надо, нести эти убытки ему нет никакого резона», – заключил он. Впрочем, по мнению эксперта, скорее всего, убытки будут переложены на государственное агентство, занимающееся экспортом, то есть, в конечном итоге, на казну.
«Номинал обязаны вернуть без всякого суда»
Президент России Владимир Путин озвучил свою позицию в середине апреля: «Отказ от поставки кораблей по действующему контракту, конечно, плохой знак, но для нас это с точки зрения поддержания обороноспособности, сказать вам откровенно, не имеет никакого значения. Мы в свое время заключили эти контракты, чтобы поддержать наших партнеров и занять их верфи», – пояснил он. По его мнению, «французы – люди порядочные и деньги нам вернут». «Мы не намерены требовать неустоек и штрафов запредельных, но нужно требовать, чтобы издержки, которые мы понесли, были возмещены», – добавил российский лидер.
В прошлом году сообщалось, что в случае окончательного отказа поставить Москве два «Мистраля» Франция должна заплатить России около 3 млрд евро, при этом Россия уже подготовила все документы для подачи в суд на Францию. В то же время, по данным экспертов, в договоре, заключенном при министре обороны Сердюкове, политическое решение руководства Франции является основанием, по которому требовать от французской стороны штрафов нельзя. То есть вопрос состоит в том, получит ли Россия корабли или заплаченные за них деньги.
По мнению зампредседателя думского комитета по международным делам Леонида Калашникова, если Париж окончательно откажется поставлять корабли, Россия получит деньги в любом случае. «Вопрос в том, какие деньги, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Как минимум номинал они обязаны вернуть, это без всякого суда. И, думаю, французской порядочности на это должно хватить. По крайней мере политические моменты, которыми они руководствуются, не являются форс-мажором, и они обязаны вернуть сумму, уплаченную за эти корабли».
«Конечно, это не значит, что Россия должна останавливаться, как некоторые предлагают, и не наказывать Францию арбитражом и штрафами, которые в любом договоре предусматриваются, – добавил он. – В отличие от некоторых апологетов, особенно после высказывания Путина о том, что не нужно требовать штрафов, я считаю, что нужно, и это надо непременно делать. Обидно, что держава, которая пошла в свое время на такой шаг, как многие предполагали, по политическим соображениям, теперь по политическим соображениям получила негативный эффект. Теперь по максимуму нужно использовать это и в судах».
Депутат оценивает возможные штрафные санкции в 500 млн евро и выше.
В то же время, по его мнению, французы, если останутся с «Мистралями», найдут им применение. «Франция может продать их какой-то тихоокеанской державе, где предполагалось и нами это использовать – он был адаптирован для Тихого океана. Либо переоборудовать и использовать его в Средиземном море, где Франция сама является владычицей», – заключил парламентарий.