Первым тревогу забил «Коммерсант». По информации издания, премьер-министр Дмитрий Медведев своим постановлением дал право Роскомнадзору проверять переписку пользователей социальных сетей.
При этом непосредственно Роскомнадзор действительно не имеет доступа ни к содержанию этих данных, ни тем более к переписке пользователей
Уточнялось, что речь шла о деятельности, связанной с «хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети и информации об этих пользователях».
Кроме того, сообщалось, что ведомство будет осуществлять просмотр и анализ ресурсов организатора распространения информации, записывать и фиксировать действия, доступные пользователям. Правда, проверка переписки возможна только по запросу правоохранительных органов, ведущих оперативно-разыскные мероприятия. И эти меры были приняты в рамках антитеррористического пакета для защиты прав граждан России.
Cоответствующее восьмистраничное постановление правительства опубликовано на сайте Кабинета министров. Однако из-за сложности юридических формулировок многим непросто было бы понять, что именно теперь разрешено делать представителям Роскомнадзора.
Вот и некоторые СМИ интерпретировали новые правила так, что Роскомнадзор получил доступ к частной переписке граждан.
В самом Роскомнадзоре все опровергли. Представитель ведомства Вадим Ампелонский заверил, что они не получали права читать переписку пользователей социальных сетей и могут хранить информацию лишь о действиях пользователей, но не частные разговоры между ними.
«С 1 августа 2014 года действует так называемый закон о блогерах в Российской Федерации (ФЗ № 97). И этот закон, помимо понятия «блогер», ввел в юридическое поле понятие «организатор распространения информации». Организатор распространения информации – это по большому счету любая интернет-площадка, которая предоставляет пользователям возможность обмениваться информацией либо публиковать там что-то от своего имени. Под это понятие попадают действительно почтовые сервисы, социальные сети, форумы», – рассказал Ампелонский.
«Как действует закон в отношении организаторов распространения информации? Во-первых, закон обязывает организаторов хранить логи пользовательских действий в течение полугода. Лог – это ни в коем случае не содержание личной переписки, лог – это информация о действиях, которые пользователь совершил в сети, например зарегистрировал аккаунт, либо общался с таким-то человеком, либо перешел по ссылке из социальной сети на такой-то сайт. Ни в коем случае речь не идет о содержании личной переписки, как почтовой, так и личной переписки с использованием возможностей социальных сетей», – заверил он.
По словам Ампелонского, постановлением правительства действительно был утвержден порядок контроля за организаторами распространения информации. Однако Роскомнадзор в данном случае «не производит никаких самостоятельных действий», а лишь «контролирует организаторов распространения информации исключительно по запросу органов государственной власти».
«Соответственно, если к нам поступает заявление от правоохранительного органа какого-либо, мы должны скоммуницировать с интернет-площадкой для того, чтобы эта интернет-площадка зарегистрировалась в соответствующем реестре организаторов распространения информации и предоставила контактные данные для того, чтобы туда можно было направлять юридически значимые запросы, то есть Роскомнадзор в данном случае выступает в роли такого технически коммуникационного посредника между правоохранительными органами и интернет-площадками – все, не более того», – пояснил он.
По мнению главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, ничего нового и страшного сейчас, в сущности, не произошло.
«Во-первых, проект этого постановления появился еще в июне прошлого года. У всех было достаточно времени, чтобы на него отреагировать. На моей памяти это уже вторая или третья версия одного и того же постановления. Что же касается сути постановления, мне кажется, что оно было неверно воспринято некоторыми людьми», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
По словам Казаряна, оно «всего лишь прописывает» порядок проверки требований уже существующего 97-го закона, по которому распространители информации должны хранить сведения о пользователях, так называемые метаданные.
«При этом непосредственно Роскомнадзор действительно не имеет доступа ни к содержанию этих данных, ни тем более к переписке пользователей. Доступ к ней получают лишь правоохранительные органы по соответствующему запросу. Хорошо это или плохо – сложно сказать. Нынешнее постановление на самом деле нейтрально. А все упирается в то, как тот или иной человек относится к 97-му федеральному закону», – пояснил он.
Официальная практика большинства стран мира похожа и позволяет предоставлять подобные данные интернет-пользователей исключительно по судебному ордеру или по мотивированному запросу правоохранительных органов.
«Но, как мы знаем историю Эдварда Сноудена, существует и неофициальная практика, – добавил он. – И зачастую она нарушает законодательство. При различных степенях доступа к информации она выдается там либо по прямому запросу правоохранительных органов, либо организуются некие интерфейсы взаимодействия, при которых доступ к данным происходит даже без ведома интернет-компаний».
В свою очередь доцент кафедры компьютерных систем и сетей МГТУ им. Баумана Алексей Попов в комментарии газете ВЗГЛЯД дал понять, что интерпретировать соответствующее постановление правительства предстоит скорее даже не специалистам IT, а юристам. Пока в хитросплетениях новых правил он не разобрался.
Наконец, генеральный директор Агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев рассказал «Коммерсант FM», что, по его мнению, для проверок пользователей соцсетей по запросам правоохранительных органов будет выделен некий штат сотрудников, функция которых ему пока не до конца понятна, поскольку МВД и спецслужбы уже имеют возможность контролировать и проверять переписку.
В Роскомнадзоре он увидел некую организацию – посредника между правоохранительными органами в этом вопросе.