Крупнейшее турецкое оборонное предприятие Aselsan ведет переговоры с Укроборонпромом по вопросам «модернизации» украинской бронетехники.
В общем и целом ничего выдающегося в этом нет. Технологии эти известны миру, не лучше и не хуже других
На данном этапе речь идет об оснащении украинских танков «современным турецким оборудованием», однако, по словам представителя Aselsan, сотрудничество будет продолжено и по линии модернизации артиллерийских систем и бронетранспортеров.
В конце ноября Aselsan получила заказ от правительства Турции на поставку системы активной защиты танков от противотанковых ракет AKKOR. Система предназначена для Altay – перспективного турецкого основного боевого танка третьего поколения. Кроме того, AKKOR может быть установлена на различные типы бронетехники. Компания уже тестировала радар, операционный компьютер и боеприпас этой системы.
Представитель Aselsan уточнил, что сотрудничество с Укроборонпромом может включать и установку AKKOR.
В ноябре сообщалось о переговорах Киевского бронетанкового завода с Aselsan по вопросам оснащения украинских БТР турецким оптико-электрическим прицельным комплексом. Defense News подчеркивает, переговоры Киева и Анкары начались сразу после осложнения отношений Анкары с Москвой.
Aselsan производит также новейшую систему радиоэлектронного подавления наземного базирования «Корал» (Koral), которую Турция на днях развернула у сирийской границы в ответ на переброску в республику российского зенитно-ракетного комплекса С-400. Эффективная дальность работы «Корал» – 150 километров, что больше, чем от турецкой границы до российской авиабазы Хмеймим.
В последние годы Aselsan довольно активно действует на рынках ближневосточных государств и бывшего СССР, предлагая модернизацию как советской, так и американской техники. В бытность министром обороны России Анатолий Сердюков посещал завод компании, а российское военное ведомство даже вело закупки турецкой оптики для ВМФ, в частности для перископов подлодок.
В ноябре в Укроборонпроме сообщили, что Киевский бронетанковый завод провел переговоры по вопросам организации сотрудничества с турецкой Aselsan и польской PSO. «С турецкой компанией Aselsan обсудили возможность использования элементов оптико-электронного прицельного комплекса, с польской РSО – технологии производства и оснащения бронетанковой техники оптическими устройствами», – сообщили в украинском концерне. Часть встреч была посвящена поставкам гидравлических узлов и агрегатов к БТР-3Е1, уточнили в Укроборонпроме.
Газета ВЗГЛЯД сообщала, что к осени прошлого года ВСУ потеряли в Донбассе больше техники, чем смогли собрать на момент начала войны. Машины, которыми располагают украинские войска, – это то, что было восстановлено после разгромов, и немногочисленные образцы, пришедшие с заводских конвейеров. В планах на этот год у украинской «оборонки» стоит производство 40 танков (в прошлом году – пяти), правда, со следующего года они собираются наращивать производство до 120 машин ежегодно.
«Турция сегодня не в лидерах»
Директор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин сомневается, что турецко-украинское сотрудничество несет какую-то угрозу экономическим интересам России и ее безопасности. Да и относительно совершенства турецких технологий у него есть сомнения: «Турция, думаю, сама не обладает подобными технологиями. Они объявляют, что технологии противоракетной защиты танков, оптические – это их технологии. В реальности они идут к израильскому разработчику за комплектующими. Противоракетная защита – это известная израильская сфера, израильтяне здесь очень успешны. А по части оптики турки сами ходят с шапкой по рынкам и покупают электронно-оптические преобразователи», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«С момента потепления турецко-израильских отношений Турция много оборудования и технологий приобрела у Израиля и научилась, видимо, от израильтян агрессивному поведению на внешних рынках, – пояснил он. – Очень большую активность проявляет на рынках бывших советских республик, в том числе на Украине. Для них коммерческая выгода – самое главное. Не думаю, что здесь много политики в свете нынешнего кризиса российско-турецких отношений – этот процесс идет на протяжении многих лет».
«В свете нынешнего кризиса российско-турецких отношений эту не особенно существенную сделку обе стороны могут попытаться преподнести как ответ на российские действия, приподнять градус, использовать в целях информационной кампании. А в общем и целом ничего выдающегося в этом нет. Технологии эти известны миру, не лучше и не хуже других.
В технологическом плане Турция сегодня не в лидерах, не на острие прогресса. Это не какие-нибудь выдающиеся технологии. Хотя, безусловно, это повод для того, чтобы военные взяли эту информацию на учет при дальнейшем планировании», – заключил эксперт.
«Дешевая и «ширпотребная»
Эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев в интервью газете ВЗГЛЯД высказал мнение, что эта история все-таки имеет политическое измерение: «Это действие говорит о том, что Турция рассматривает Россию как своего вероятного противника, – отметил он. – В руководстве отдельных стран НАТО не показывают, что они рассматривают Россию в качестве вероятного противника.
Турция рассматривает Россию в этом качестве, а Украину рассматривает как союзника в войне против России. Я пока не вижу серьезных военных угроз России. Машины, которые производит Турция, не отличаются высокими тактико-техническими характеристиками, но в принципе на азиатском рынке – как дешевая и ширпотребная продукция – они пользуются спросом».
Вопрос в плане экономики не совсем понятен: Украина не особо может платить за выполнение каких-то качественных работ. Больше это все напоминает чисто политический жест: «видите, вы с нами плохо, а мы будем помогать Украине, которая враждебно настроена по отношению к России», заключил Перенджиев.