Минобрнауки России объявило о подготовке проекта документа о расторжении сотрудничества с Турцией в сфере науки. В министерстве сообщили, что фонд содействия инновациям отложил проведение совместных конкурсов с научным технологическим советом Турции, передает РИА «Новости».
Изучение Турции и тюркских народов – одно из самых древних направлений развития российского востоковедения
В ведомстве отметили, что в настоящее время оно проводит работу по анализу состояния взаимодействия с турецкими организациями в сфере образования, науки и молодежной политики с целью пересмотра подходов к сотрудничеству. Кроме того, уже десятки российских вузов расторгли или приостановили в одностороннем порядке взаимодействие с турецкими образовательными организациями.
Что касается турецких студентов, обучающихся в России, никаких ограничений для них не будет, заверили в Минобрнауки, более того, ведомство направило вузам рекомендации по предотвращению провокаций в отношении турецких студентов. А вот российским студентам, находящимся сейчас в Турции, придется вернуться домой, причем так быстро, как это возможно. «Все студенты, находящиеся в Турецкой Республике по программам академических обменов, будут в максимально сжатые сроки возвращены в Россию», – сообщили в ведомстве. По данным Минобрнауки, в настоящее время в 123 российских вузах обучается 1030 граждан Турции.
Ранее стало известно о закрытии в Москве Российско-турецкого научного центра, который располагался во Всероссийской библиотеке иностранной литературы в Москве. «К сожалению, мы вынуждены сообщить, что наш центр закрылся, Российско-турецкого научного центра в Библиотеке иностранной литературы больше не существует. Курсы османского языка прекращаются, оказывать помощь аспирантам и магистрантам мы тоже не сможем», – сообщается на сайте центра. «О причинах закрытия центра нам неизвестно, просьба за комментариями обращаться в администрацию ВГБИЛ», – сказано в сообщении.
«Когда-то это должно было произойти»
«Идет свертывание программ, сотрудничества с турецкими вузами, – рассказал газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Васильев. – Для нас это печально, поскольку у нас было много программ сотрудничества с турецкими вузами, они предусматривали обмен студентами и преподавателями, научно-исследовательские работы, проведение выставок. Но это касается, прежде всего, организаций, где есть турецкие партнеры и где есть какое-то турецкое долевое участие. И Турецкий научный центр в Библиотеке иностранной литературы как раз под такую категорию и подпадал. Ну, когда-то это должно было произойти».
Он отметил, что турецкая активность в научной и культурной среде России была столь высока, что была даже конкуренция между официальными и неофициальными турецкими структурами в России. «Сторонники Фетуллаха Гюлена пытались замкнуть все научное, гуманитарное сотрудничество на себя. Это исламский интеллектуал, который уделял большое внимание сфере образования, сам он эмигрировал в Америку. В Турции он был в ссоре с военными, поскольку они считали его идеи экстремистскими и направленными на подрыв государственного влияния. Но в какой-то момент его интересы существовали параллельно с интересами Эрдогана и правящей партии, и до определенного момента имело место их сотрудничество в России и бывших республиках СССР. Несмотря на то, что он оппозиционер, его деятельность в России была направлена на укрепление турецкого влияния. Но когда внутри Турции начался конфликт между Гюленом и Эрдоганом, официальные представители Турции дистанцировались от структур Гюлена в России», – сказал эксперт.
По его мнению, после свертывания сотрудничества собственно российские организации немногое потеряют, поскольку в России есть хорошие традиции изучения этого направления. «Изучение Турции и тюркских народов – одно из самых древних направлений развития российского востоковедения. Есть много структур, которые занимаются на серьезном уровне изучением Турции», – заключил он.
«Сотрудничество расширялось»
По словам специалиста по Турции, старшего научного сотрудника Центра евроатлантической безопасности Института международных отношений Юлии Кудряшовой, до нынешнего времени все последние годы научное сотрудничество между Россией и Турцией наращивалось, в первую очередь, в области «языкознания, межгосударственных отношений». «И техническое сотрудничество тоже шло, мы же спутник собирались вместе запускать. АЭС там строим. В Новосибирск приезжали молодые люди из Турции учиться по профессии инженера, чтобы обслуживать электростанцию», – сказала она газете ВЗГЛЯД.
«В октябре в Российском совете по международным делам проходила серьезная конференция, посвященная российско-турецким отношениям, где было представительство государств на уровне заместителей министров иностранных дел. Сотрудничество расширялось: турецкие эксперты публикуются в наших ведущих изданиях, и они открыты, чтобы мы публиковались в их журналах. На мой взгляд, решение контрпродуктивно, несмотря на провокацию турецких властей. Я говорила с экспертами из Турции, они говорят, что нам необходимо поддерживать сотрудничество, несмотря ни на что. Я тоже считаю, что сотрудничество по линии дипломатов и экспертов все равно необходимо нам поддерживать, потому что иначе, если мы позволим отношениям обостряться, достигнуть стабилизации будет трудно. Шансы на достижение наших задач в регионе резко снизятся, если это будет осложнено конфронтацией с Турцией», – добавила эксперт.
«Заказывали написание диссертации под ключ»
Глава Российско-турецкого учебно-научного центра РГГУ профессор Дмитрий Васильев заявил газете ВЗГЛЯД, что к российским организациям, у которых нет турецкого участия и финансирования, претензий у правительства нет.
«У нас положение более стабильное, поскольку мы действуем как российский центр, у нас турецких партнеров не было, и в течение последних лет Центр функционировал как российская организация при РГГУ, – отметил он. – У нас страноведческая ориентация, мы изучаем Турцию во всех возможных аспектах: язык, культура, история, российско-турецкие отношения, и сейчас, может, будет даже военный аспект.
Российским организациям правительство палки в колеса не вставляет, наоборот, мы ожидаем даже какого-то государственного запроса на изучение отдельных аспектов российско-турецких отношений и Турции. За последние 5–6 дней мы дали порядка 30 интервью и экспертных заключений российским СМИ и организациям».
Он поделился своими наблюдениями: «Научный уровень турок, которые приезжали сюда и пытались здесь вести какую-то учебную работу, не очень высок. Поэтому в какой-то момент началась миграция турок в провинциальные университеты, где у них была возможность блеснуть, проявить себя, свозить кого-то из профессорско-преподавательского состава в Турцию. А надо сказать, что у турок российское образование и особенно российские степени кандидатов наук очень ценятся. Здесь были случаи, когда люди, видимо, заказывали себе написание диссертации под ключ. И уже с готовой диссертацией они приезжали в Турцию, чтобы получить себе степень PhD. Такого рода случаи тоже могут попасть под какую-то раздачу», – рассказал ученый.