По данным хакеров
Я думаю, что биткоин используется ИГИЛ в большей степени в качестве краудфандинговой площадки
Группа хакеров Ghost Security Group обнаружила счета террористической группировки «Исламское государство*» в виртуальной валюте – биткоинах. Хакерам удалось выявить несколько таких электронных счетов ИГ, в том числе на 3 млн долларов, передает канал Fox News.
В качестве источника информации канал ссылается на основателя консалтинговой компании Kronos Advisory Майкла Смита, утверждающего, что активисты Ghost Security Group сами вышли на него, так как их попытки достучаться до властей разных стран, включая США, завершились безрезультатно. «Они хотят оказать воздействие на ход противодействия терроризму», – пояснил Смит мотивы «призраков».
По данным хакеров, доля виртуальных валют достигает 1–3% от общего объема незаконных доходов ИГ. Это эквивалентно 4,7–15,6 млн долларов. Fox News приводит оценочные сведения министерства финансов США, согласно которым группировка ежегодно наживается на сумму от 468 до 520 млн долларов. Главными источниками поступлений служат незаконная продажа нефти, грабежи, вымогательства, выкуп за освобождение пленников и добровольные пожертвования.
«Правительство США взаимодействует с широкой коалицией государств, чтобы помешать финансированию ИГ и ограничить ей доступ к мировой финансовой системе», – приводит телеканал заявление официального представителя американского минфина.
Он, однако, отказался комментировать данные Ghost Security Group, пояснив, что сможет говорить только после конкретных шагов ведомства и не раньше, добавляет ТАСС.
Биткоин – это самая известная на данный момент криптовалюта в мире. Она была запущена в январе 2009 года и представляет собой «виртуальные деньги» – программный онлайн-код, который не регулируется ни одной страной или банковским надзорным органом в мире.
Одна из особенностей биткоина состоит в том, что он способен гарантировать полную анонимность человека или группы людей, совершающих с его помощью покупки. Виртуальные валюты принимаются к расчету уже в более 60 тыс. онлайн-магазинов мира. По оценке ряда экспертов, в прошлом году в мире насчитывалось 1,3 млн пользователей этой криптовалюты, к концу 2017 года их число возрастет до 4,7 млн.
Можно установить владельца счета
Как рассказал газете ВЗГЛЯД председатель Совета Ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов, использование представителями ИГ такого финансового инструмента, как биткоины, – известный факт. «Ранее были сообщения, например, о том, что американцы нашли кошелек «Исламского государства» с 1,5 млн долларов. Скорее всего, то, о чем говорят американцы, и то, что нашли сейчас хакеры, – это факт. Но нужно понимать, что террористы, как и любые другие люди, пользуются всеми платежными инструментами: и наличкой, и карточками, и электронными деньгами, в том числе и биткоинами. Причем примерно в тех же пропорциях, в каких это делает обычный человек», – заметил он.
По мнению эксперта, вокруг биткоинов существует много мифов, они окутаны романтической атмосферой, считается, что за счет своей анонимности они способны стать мощным орудием в руках международных террористов и т.д. «Но ситуация иная. Даже те факты, о которых мы сейчас говорим, то обстоятельство, что американцы нашли кошелек ИГИЛ*, говорят лишь о том, что когда правоохранительным органам надо, они могут установить владельца счета», – добавил он.
У биткоинов эксперт выделил две главные особенности. Первая – эта система сейчас никем не регулируется, что, безусловно, может быть на руку потенциальным террористам и преступникам. То есть, когда вы открываете кошелек, никто не знает, чей он. При этом транзакции в биткоин-системе закрытыми не являются. В общем доступе для всех ее участников присутствует специальная таблица, где видно, откуда, куда и какая переводится сумма. Это для террористов уже неудобно. Потому что каждую конкретную операцию можно проследить и по цепочке прийти к конкретной персоне. В этом смысле хавала или наличка экстремистам больше подходит.
Наконец, транзакции в биткоинах связаны, в основном, с не очень большими суммами. Перевод больших денег станет заметен для правоохранительных органов, если они зададутся целью организовать слежку за площадкой.
«Я думаю, что биткоин используется ИГИЛ в большей степени в качестве краудфандинговой площадки – для сбора мелких пожертвований. В качестве серьезного инструмента я его не рассматриваю. Мне трудно представить, что террористы, например, продают в другие страны нефть и получают за нее плату биткоинами», – отметил Достов.
По его мнению, самая большая финансовая поддержка ИГИЛ идет через самую обычную банковскую систему, крупными переводами и т.д.
«Даже хавала, которую тоже излишне демонизируют, как и биткоины, не способна давать такие объемы денежных средств и в короткие отрезки времени. Как она работает? Вы приходите, например, к человеку в Санкт-Петербурге и говорите, что завтра ваш друг появится, скажем, в Панкисском ущелье и ему нужно будет выдать на руки столько-то. Человек в Санкт-Петербурге звонит по мобильному телефону своему брату в Панкисское ущелье и говорит, чтобы тот завтра выдал столько-то. Но есть одно «но». Эти деньги, тем более если речь идет о крупной сумме, как-то же должны изначально появиться в ущелье, должны быть какие-то денежные трансферы туда. Тут существуют самые разные варианты. И контрабанда, когда люди, условно, на мулах везут пачки с деньгами в соответствующую местность. Но даже если это 5 тысяч, перевозить их так опасно, а если речь о 50 тысячах, 500 тысячах, 5 млн долларов? Поэтому я думаю, что у боевиков смешанные варианты финансирования. Они пользуются всеми существующими инструментами. И ключевую роль играет обычная банковская система, когда деньги выводятся через подставные лица и подставные фирмы, а уже потом доставляются в то или иное ущелье», – рассказал он.
Простого ответа на вопрос, как прекратить финансирование ИГИЛ и других террористов, не существует. По оценке специалиста, предыдущие попытки ужесточения контроля за финансовым сектором достаточно эффективны, но абсолютно не решают проблему терроризма сами по себе. Еще когда в 2001 году «Аль-Каида*» взорвала башни-близнецы в Нью-Йорке, началось резкое усиление контроля, Patriot Act в США и аналогичные меры в других странах. Но потом были другие теракты, и вот теперь взорванный российский самолет над Синаем и атака на Париж.
«Есть несколько причин, почему контроль финансовых потоков сам по себе не решает проблему терроризма, – пояснил Достов. – Первая – терроризм сейчас относительно малобюджетен. И эти небольшие деньги легко прячутся в больших финансовых потоках».
«Вторая причина – террористы активно работают с серыми и черными схемами финансового рынка. Но даже если усилить регулирование этих составляющих, не нужно тешить себя иллюзиями, что это так уж серьезно ударит по ИГИЛ. Только финансовыми инструментами проблема терроризма не решается», – уверен он.
Не лучше хавалы
#{smallinfographicleft=771531}«Электронная валюта изначально разрабатывалась как децентрализованная система платежей, влияние на которую не мог бы оказать какой-либо финансовый регулятор. Сами транзакции видны, но скрыты личности участников перевода, известны лишь их обезличенные кошельки. Отправителю и получателю платежей остается следить за тем, чтобы кошельки не удалось связать с ними каким-либо способом помимо самой платежной системы. Например, обнаружив, с какого IP-адреса или персонализированного e-mail работали с этим кошельком», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД использование биткоинов антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Денис Легезо.
Он подтвердил, что биткоины нередко используются для совершения противозаконных сделок. «Например, одним из наиболее знаменитых нелегальных сайтов, работающих с биткоинами, был ресурс Silk Road, являвшийся частью «теневого интернета»: там покупателям предлагался широчайший ассортимент запрещенных веществ и нелегальных услуг», – сказал он.
В свою очередь главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян заявил газете ВЗГЛЯД, что счета с биткоинами, в принципе, отследить можно. «Может быть, ИГИЛ и пользуется ими, ничего исключать нельзя, но я бы не стал делать соответствующие выводы на основе заявления хакерской группы», – добавил он, дав понять, что хакерам верить нельзя.
«И я думаю, что террористы пользуются вполне обычными, привычными инструментами. И в сфере мобильной связи, и в сфере финансов... Сам биткоин все-таки нужно вывести куда-то, и тогда вы все равно оказываетесь в обычной банковской системе», – подчеркнул он.
Также Казарян отметил, что объем всех операций с биткоинами достаточно незначителен относительно других систем.
Кроме того, существует исламский банкинг – хавала. И на этом фоне говорить о том, что биткоин более удобное средство для транзакций террористов, сложно. По крайней мере одно преимущество у нее есть: «Любая цифровая операция всегда оставляет след. А аналоговая следа не оставляет», – пояснил он.
В итоге, несмотря на все существующие ограничения на переводы и правила противодействия финансированию террористов, последние продолжают вполне успешно выполнять свои задачи. Для борьбы с этим злом нужна тесная координация спецслужб и финансовых институтов разных стран. Прежде всего, в сфере обмена информацией.
ИГИЛ (или ИГ) – богатейшая террористическая организация в мире. И в какой-то степени уже государство. Иракский клерикал шейх Абу Саад аль-Ансари даже обнародовал бюджет ИГ на 2015 год – 2 млрд долларов, причем бюджет профицитный, в объеме 250 млн долларов. Эти деньги, по его словам, должны пойти на войну, указывает «Коммерсант».
Среди основных источников дохода «Исламского государства» специалисты называют «донорскую помощь» от последователей со всего мира, деньги от продажи нефти, которой в Ираке и Сирии предостаточно. Кроме того, это внутренние налоги, захват людей и получение выкупа, продажа культурных ценностей. Правда, богатыми людей, проживающих на территории, контролируемой ИГИЛ, назвать очень сложно. Об этом можно судить хотя бы по тому, что им выдаются продуктовые пайки, люди массово мигрируют в Европу и другие места в поисках лучшей жизни.
Что касается биткоинов, то в последнее время эта криптовалюта стала модной темой для обсуждения. И по некоторым признакам можно судить о том, что она приобретает все большее влияние на происходящие в мире процессы, хотя до влияния на эти процессы со стороны ИГИЛ ей, конечно, еще далеко.
5 ноября скачок курса биткоина в мире связали с деятельностью небезызвестного основателя МММ Сергея Мавроди... в Китае. Новые члены новой МММ в этой стране должны покупать биткоины, чтобы вступить в сеть. Затем биткоины отправляются другим участникам сети в качестве «взаимопомощи» и т.д., а учитывая большое население Китая, эти процессы повлияли и на курс виртуальной валюты, писала газета Financial Times.
В России с февраля 2014 года решением Центробанка биткоин приравнен к финансовой пирамиде. ЦБ также предостерегал граждан и юридических лиц, прежде всего кредитные организации и некредитные финансовые организации, от использования «виртуальных валют» для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте. Но споры о судьбе биткоина в России продолжились и в этом году.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ