Министерство образования и науки постсоветского украинского государства объявило о решении лишить вузы Крыма и Донбасса своей аккредитации.
Желание, которое у них возникло в прошлом году – убить все образование в Донбассе – никуда у них не делось
«Принято решение лишить вузы, которые расположены на территории Донецкой и Луганской областей, где органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия, и на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, лицензий на осуществление образовательной деятельности», – говорится в сообщении министерства.
В ректорате Крымского федерального университета газете ВЗГЛЯД заявили, что это заведение аккредитовано в России, и Украина тут ни при чем. Вуз финансируется из российского бюджета, находится под юрисдикцией российского законодательства, и все его документы имеют официальный российский статус.
Крымский федеральный университет был образован в прошлом году на базе украинского Таврического национального университета им. В. В. Вернадского.
«Для крымских вузов это решение является незначительным, – заявил газете ВЗГЛЯД зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. – Большинство крымчан ориентированы на работу в России, и, думаю, надежды наших украинских коллег, или, как говорит президент России, «партнеров», вернуть Крым нереализуемы в принципе.
Некоторое значение это имеет для иностранных студентов, и то скорее здесь имеет значение российская политика, чем украинская. Когда российское правительство по неизвестным для меня причинам принудительно включило Крымский медицинский университет в состав Крымского федерального университета, он потерял более тысячи иностранных студентов и до нескольких сот миллионов рублей, потому что те не хотели получать диплом федерального университета, а хотели получать именно медицинский диплом. То есть никто нам столько вреда причинить не способен, сколько мы сами».
Несмотря на референдум и законодательное оформление возвращения полуострова в состав России, юрисдикцию Москвы над Крымом за рубежом не признают, что создает множество двусмысленных ситуаций. Более того, до сих пор не денонсированы некоторые российско-украинские соглашения, где руководители РФ подписывались под тем, что они признают Крым украинской территорией. Как будут смотреть за рубежом на крымские дипломы, Олег Смолин однозначного ответа не дал. «У подавляющего большинства крымчан проблем не будет, потому что, повторюсь, они ориентированы на работу в России. Что касается других стран, куда поедут выпускники, то я напомню, что и российские дипломы не везде признаются. Некоторые проблемы могут быть, но это как раз некоторый тест для Евросоюза по вопросам прав человека: если у вас приоритет прав человека, вы должны признавать их права независимо от того, лишило их украинское министерство аккредитации или нет, если они к вам поехали», – сказал он.
Неясное будущее
В Донбассе ситуация гораздо сложнее. Киев называет территорию, контролируемую ДНР, своей. За рубежом тоже считают эти земли украинскими. Кремль официально тоже называет Донбасс территорией Украины.
При этом Украина обрывает любые связи с жителями и учреждениями региона, отказывается от своих обязательств по отношению к ним, не говоря уже о массовых убийствах мирных жителей украинскими военными, а многие жители Донбасса категорически не хотят, чтобы земли их предков имели какое-либо отношение к независимой украинской государственности. В итоге учебные заведения на территории ДНР, среди которых много уважаемых вузов, выпускники которых ценятся по всему миру, оказались в неопределенном статусе.
С выпускниками донецких школ вопрос был решен: их аттестаты принимаются в вузах России. Со студентами решили ввести сложную схему: могут пройти переаттестацию в российских вузах, чтобы получить дипломы российского образца.
«В Донецкой и Луганской непризнанных республиках ситуация иная, поскольку мы не очень понимаем, чем закончится Минский процесс, – говорит депутат Госдумы Олег Смолин. – Возможны, видимо, две версии. Первая – они вернутся в состав Украины, тогда это решение будет иметь некоторое значение. Версия вторая – Приднестровье номер два. На данный момент, по сути, оно там и есть. Тогда это значение будет меньше, поскольку Приднестровский университет, кто бы его ни признавал или не признавал, работает, выдает дипломы, недавно отмечал юбилей в Государственной думе. Я уверен, что права человека должны иметь приоритет перед вопросами политической конъюнктуры. Вне зависимости от того, закончат студенты университеты с украинской аккредитацией или без нее, они должны получить возможность трудоустройства. Как минимум в России, а как максимум – везде, где признаются дипломы».
«Образовательная блокада»
«17 ноября прошла аккредитационная комиссия минобразования Украины, которая приняла решение лишить нас лицензии, – рассказал газете ВЗГЛЯД ректор Донецкого национального технического университета Александр Аноприенко. – Это означает, что желание, которое у них возникло в прошлом году – убить все образование в Донбассе – никуда не делось. Они заявляют, что Донбасс – территория Украины, но при этом убивают здесь все что можно. Про экономическую блокаду я уже не говорю. Образовательная блокада менее известна, но с лета прошлого года систематически ведется.#{ussr}
Политика заключается в том, что «здесь, в Донбассе, ничего не должно быть, пока мы его не отвоюем. Отсюда все должны уехать». Началось все с того, что с июля прошлого года мы перестали получать финансирование от украинского министерства финансов. В октябре прошлого года это уже вылилось в конкретные действия, приказы, распоряжения, что вузы должны уехать, и что ни один документ, который выдается в вузе, не признается действительным. Дальше они пошли по пути лишения званий тех, кто остался в Донецке. Потом они пошли по пути технического отключения нас от всего, от чего только можно. Мы были одним из шести основателей украинской научно-образовательной сети. Перед Новым годом они объявили, что отключают нас от этой системы. Недавно они объявили, что все IP-адреса, которые нам выдавались с участием украинских структур, тоже аннулируются».
Прощание с клонами
Год назад украинские власти выпустили распоряжение о переезде вузов с территории ДНР и ЛНР на территорию, контролируемую Киевом. Ректоры и сотрудники, которые отказались выполнить это распоряжение, объявлялись уволенными. В итоге вузы как бы раздвоились: часть сотрудников и студентов переезжали на запад, сохраняя официальный украинский статус вуза (в Донецке их называют вузами-клонами), остальные остались на родной земле.
В ДонНТУ подавляющее большинство преподавателей остались в Донецке. Ректор оценивает потери в 15–20% преподавательского состава. Студентов уехало чуть больше – не все молодые люди выдержали давление. Сейчас, заверяет Аноприенко, вузы восстановили свою работу почти в полном объеме.
Тем, кто уехал, по его мнению, создали не самые лучшие условия для работы и учебы. «Донецкий национальный университет «эвакуировали» вообще в Винницу, им выделили корпуса бывшего завода «Кристалл», – рассказывает ректор. – Он существует, по сути, виртуально. По нашему институту – у нас был в Красноармейске в западной части Донецкой области, готовил горных специалистов и немного экономистов. Сейчас там идет имитация всего ДонНТУ, но это профанация: у нас базовый университет в Донецке рассчитан на 10–12 тыс. студентов, а тот филиал на 600. И вот они туда, где учатся 600 студентов этого филиала, захотели посадить им на голову еще несколько тысяч студентов и все это назвать ДонНТУ. И все финансирование, которое от нас отрезали с лета прошлого года, передали им».
Сейчас вузы финансируются из бюджета ДНР, сотрудники сталкиваются с задержками зарплаты, которая иногда доходит до нескольких месяцев. «У нас остается долг за три месяца прошлого года. В этом году за февраль – апрель не выплачены. Живем на накопления – неплохо же когда-то жили. Ну и с мая месяца регулярно зарплаты платятся», – рассказал ректор.
Фактическое признание
Что касается дипломов вузов ДНР, то здесь сложилась ситуация, когда они признаются де-факто, но не де-юре, сказал Аноприенко: «Сама республика официально не признана. Это многие процессы усложняет. Мы выдаем собственные дипломы, то есть дипломы ДонНТУ. Это нормальная практика для всего мира, когда каждый вуз выдает собственные дипломы. В Европе и Северной Америке это было всю жизнь. В России пока их признают де-факто. Это означает, что человек с таким дипломом принимается на работу, если не идет речь о каких-то особых государственных организациях. Вуз-то известный, подготовил порядка 200 тыс. специалистов за 95 лет, которые всегда славились высоким качеством. В прошлом году у нас было полторы тысячи выпускников, из них 150 человек защитились в России. Донецкий национальный университет почти всех выпускников защитил в России, в Крыму. Но для нас это было важно только с той точки зрения, чтобы убедиться, что уровень (у нас был случайный выбор) не ниже. После этого вопрос о признании дипломов в России уже так остро не стоял. Выпускники, которые пытались устроиться в России, спокойно работают».
«Боюсь, именно фактическое признание наших дипломов и сподвигло украинское министерство создавать аккредитационную комиссию. Де-юре на основании старых соглашений России и Украины о признании образовательных документов в России решили, что ничего не мешает признавать дипломы донецких вузов, даже если они не освящены штампом украинского министерства. Наверное, чтобы этот процесс как-то усложнить, палки в колеса вставить, в Киеве приняли еще и такое решение», – заключил он.