Признаки коррупции
Военно-промышленная комиссия (ВПК) России усмотрела признаки коррупции в том факте, что для космодрома Восточный было заказано иностранное оборудование при наличии отечественных аналогов.
Если эта процедура не была нарушена, я не представляю, кому сейчас можно предъявить претензии
Первый замглавы коллегии ВПК Иван Харченко потребовал в связи с этим провести проверку на предмет сговора ответственных руководителей с зарубежными компаниями-поставщиками, передает РИА «Новости».
В частности, при строительстве космодрома возникли проблемы с поставкой и установкой заказанного во Франции оборудования для КСИСО – системы средств измерений и обработки информации ракетного комплекса. В ходе селекторного совещания Харченко предложил Роскосмосу выяснить, «почему было применено это оборудование, чем это обусловлено при наличии отечественного оборудования». По его мнению, имеет смысл обратиться и в правоохранительные органы, «потому что (нет) никаких других объяснений, кроме как личная заинтересованность в каких-то откатах», отметил первый замглавы коллегии ВПК.
Присутствующий на совещании вице-премьер Дмитрий Рогозин согласился с необходимостью такого запроса и потребовал, чтобы «впредь этого не было ни на одной стройке, которую курирует Военно-промышленная комиссия».
Кроме того, Рогозин категорически запретил использование зарубежного оборудования (при наличии аналогов) во время строительства второй очереди космодрома. По его словам, «это правило жесткое». «Если нравятся кому-то какие-то фирмы или кто-то любит отдыхать за рубежом – нас это не интересует, а интересует технологическая безопасность», – отметил зампред правительства.
Вице-премьер подчеркнул, что, помимо задержек в поставках и установке, возникает и проблема с дальнейшим обслуживанием. «Значит, мы ставим себя в зависимость от обслуживания, значит, надо постоянно ждать этих заморских гостей», – выразил недовольство Рогозин.
Запоздалая реакция
Как рассказал газете ВЗГЛЯД руководитель Института космической политики, научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев, реакция на использование проектировщиками и строителями космодрома зарубежного оборудования – запоздалая.
«На ранних стадиях нужно было это контролировать, – уверен он. – Потому что еще при проектировании должны были быть определены все детали, откуда они и почему. Для этого существует определенная процедура. Заказчик говорит: мне нужно такое-то оборудование, смотрят, нет ли у него отечественных аналогов. Если нет, берут зарубежное и дают соответствующее обоснование. Все это происходит совершенно официально, подписываются необходимые документы. И вот если эта процедура не была нарушена, я не представляю, кому сейчас можно предъявить претензии».
Другое дело, если процедуру нарушили, тогда – да, есть вероятность, что кого-то привлекут к ответственности. Кроме того, по словам эксперта, странно спрашивать со строителей и проектировщиков за те решения, которые принимаются только сейчас – ведь раньше таких ограничений на использование зарубежного оборудования при строительстве не было.
О «зависимости» России от импортных комплектующих на Восточном Моисеев высказался так:
«Без хороших компьютеров нам трудно будет обойтись. А все они все равно родом из Америки. Кроме того, есть страны, где материалы для строительства космодрома заведомо лучше, чем у нас. Или даже такой пример – мы можем сделать сами очень хороший, крайне прочный бетон, но, чтобы его просверлить, понадобится уже самое лучшее шведское оборудование. При строительстве таких огромных объектов все очень сильно переплетено, участвуют производители из разных стран. Конечно, мы можем сейчас принять волевое решение, сказать: давайте мы будем строить похуже, но свое. Но тогда об этом надо объявить – и спрашивать уже после того, как принято такое решение», – сказал он.
Комментируя реплику вице-премьера Рогозина о том, что у России возникнут проблемы и с сервисом, обслуживанием иностранного оборудования в течение срока его эксплуатации, эксперт отметил, что при наличии «политической воли» можно и этот вопрос решить собственными силами. Это отнимет какое-то время и потребует денежных вложений, но это возможно.
Использование же французских технологий, в частности КСИСО, о котором говорилось на совещании, было связано с тем, что несколько лет назад Россия участвовала в строительстве стартового комплекса на французском космодроме Куру. И, скорее всего, россиянам было проще и дешевле повторить подобное строительство и на Восточном, чем изобретать что-то с нуля.