Религия и власть
Скажем, «Исламское государство» сейчас прикрывается Кораном, хотя к исламу не имеет никакого отношения
В Госдуму поступил законопроект, который должен запретить признавать содержание Библии, Корана, Танаха и Ганджура, то есть главных священных текстов для христиан, мусульман, иудеев и буддистов, а также цитаты из них экстремистскими материалами, передает РИА «Новости».
Законопроект внес накануне президент России Владимир Путин. Его инициатива уже нашла широкую поддержку у российских религиозных деятелей, светских ученых-религиоведов, политиков.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин дал понять, что законопроект будет для парламента внеочередным: «Мы действуем в соответствии с нашим регламентом. Президентский законопроект относится к категории внеочередного рассмотрения», – пояснил он.
Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал этот шаг историческим. «Владимир Владимирович убедительно показал, что попытки Запада и «пятой колонны» вызвать в России конфликт между народами и религиями обречены на провал», – отметил он.
Иудеи России предложили расширить законопроект, защищающий Библию и Коран. Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин предложил рассматривать на предмет экстремизма только современные тексты, передает «Интерфакс». «Президентский законопроект – это, безусловно, шаг к борьбе с театром абсурда, но от самого театра нам не уйти, пока у этого закона не появится дух, который исключит из него пустую возможность придирки и сделает его действенным в борьбе с экстремизмом», – заявил Горин.
Представители Русской православной церкви ранее также призывали не искать экстремизма в священных текстах. Об этом заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Древние священные тексты были даны людям в то время, когда никто не пытался оспорить высший авторитет религиозной нормы. И, наверное, стоит подумать о каком-то моратории на объявление экстремистскими текстов, созданных триста, пятьсот и более лет назад», – говорил священник.
Муфтий Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона «Московский муфтият» Альбир Крганов заявил газете ВЗГЛЯД, что мусульмане России, а также верующие других традиционных конфессий «с огромной признательностью к главе государства восприняли историческое решение оградить священные писания от экспертизы суда. Это решение является цементирующим для сохранения единства народов и религий нашей страны».
Нюансы
Однако есть некоторые аспекты, которые необходимо четко прояснить до того, как законопроект будет одобрен во всех чтениях. Как рассказал газете ВЗГЛЯД директор Института религии и права, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин, предложение президента – «безусловно, шаг вперед, чтобы как-то скорректировать к лучшему практику по признанию литературы экстремистской».
«Не секрет, что федеральный список экстремистской литературы растет день ото дня. Поэтому я считаю решение президента России разумным. Однако очевидно, что такого законопроекта не было бы, не признай сахалинский суд экстремистскими материалы из Корана», – отметил он. По словам эксперта, «благодарность за это совершенно точно нужно объявить Рамзану Кадырову, который обратил внимание на ситуацию с судом, поднял эту волну и, думаю, дошел лично до президента, чтобы решить этот вопрос».#{religion}
По словам Лункина, законопроект призван защитить именно четыре религии, называемые в России традиционными, а не все религиозные течения, какие есть в стране. «Законопроект касается не просто любых религиозных текстов, а именно Библии, Корана, Танаха и Ганджура. Но тут возникает много вопросов, – сказал специалист. – Возьмем, к примеру, Библию. Вопрос: все ли переводы Библии, а их много, могут быть признаны священным текстом, содержание которого не смогут оценивать в суде? Скажем, «Свидетели Иеговы*» тоже пользуются Библией, но заменяют там бога на Иегову и т.д. Или возьмем Коран. Один из его переводов был признан сочинским судом экстремистским. В сегодняшнем федеральном списке экстремистской литературы есть масса запрещенных мусульманских книг, в том числе и на основании цитат из Корана, что теперь вроде бы станет невозможным. А механизма убирать однажды попавшие в этот список книги у нас нет. Так же и священная книга буддистов – Ганджур – имеет вторую часть с комментариями, по которым тоже есть много вопросов и разночтений».
По мнению Лункина, законодателям и помогающим им специалистам предстоит провести большую работу, чтобы очень четко конкретизировать, какие виды священных писаний теперь не сможет оценивать суд, а также какие редакции и переводы этих книг являются каноническими, а какие – нет.
Главной же проблемой в данном контексте эксперт назвал даже не возможную путаницу с разными версиями священных текстов, а расплывчатое определение экстремизма в российском законодательстве.
В свою очередь член Центрального штаба ОНФ, председатель Высшего совета движения «Российский конгресс народов Кавказа» Асламбек Паскачев в интервью газете ВЗГЛЯД назвал решение президента своевременным. «Хотя мы подобную инициативу рассматривали еще на площадке Общественной палаты около двух–трех лет назад, – отметил он. – Последний толчок этому решению, безусловно, дал вердикт сахалинского суда. Судья, видимо, по неопытности оскорбил веру. И получается, что суд – хоть районный, хоть Верховный, это все равно власть, государство – вмешался в те вопросы, в какие не должен был вмешиваться. И для верующих это оскорбление ассоциируется с решением не просто какого-то суда, а с решением государства, что подрывает основы межконфессионального согласия».
То, что является устоявшимся каноном, то, что всем ясно и очевидно, вполне можно оградить от экспертизы
Паскачев пояснил, что суды не должны оценивать именно канонические священные писания, а не различные комментарии, трактовки и т.д., которых могут быть тысячи. Если же будут возникать разночтения по переводам священных писаний, нужно обращаться к специалистам. «И по Корану, и по Библии есть известные всеми уважаемые эксперты, к которым можно пойти», – резюмировал он.
Глава комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты России Иосиф Дискин в комментарии газете ВЗГЛЯД предложил в сложных и спорных случаях обращаться к специалистам. «Я уже давно говорил о том, что канонические тексты не должны быть предметом экспертизы судов. Другой вопрос, что нужен четкий порядок запросов к авторитетным инстанциям соответствующих религий, чтобы они определяли, какой текст канонический, а какой нет. Если канонический, то он не подлежит экспертизе суда», – рассказал он.
Религиовед и культуролог Роман Багдасаров считает, что новый законопроект «имеет хороший посыл – защитить права верующих», но несет в себе ряд сложностей. «С традиционными религиями понятно. Но если это традиционные религии, но не традиционные именно для России, к примеру, индуизм, тут уже получается, что такие книги должен проверять суд, в отличие от Корана, Библии и т.д.» – сказал он газете ВЗГЛЯД.
По его словам, «если копнуть глубже, то понятие религии и понимание того, что священно, а что нет, не имеют юридического толкования», то есть это сфера, которая до конца не регламентирована законами ни в России, ни за рубежом.
По словам эксперта, вопрос толкования священных текстов очень тонкий. В священных писаниях определенные цитаты кто-то может воспринять как призыв к агрессивным действиям, а для другого та же фраза будет нести уже совсем другой смысл.
Предыстория
Нынешний законопроект, по мнению большинства опрошенных экспертов, стал следствием решения Южно-Сахалинского суда, признавшего экстремистской книгу «Мольба к Богу: ее значение и место в исламе».
Многие мусульмане эмоционально отреагировали на это решение. А глава Чечни Рамзан Кадыров назвал судью «провокатором, пытающимся взорвать ситуацию в стране», и «шайтаном». Также и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров осудил решение суда. Позже Генпрокуратура России назвала недопустимым оскорбление судьи и прокурора, после чего Кадыров решил обжаловать решение суда в правовом поле с помощью адвокатов.
Параллельно с судебными спорами Рамзан Кадыров 11 сентября призвал Госдуму запретить судам оценивать тексты священных писаний. Затем депутат от Чечни Шамсаил Саралиев внес законопроект о неприкосновенности текстов священных писаний.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ