Минобороны Великобритании обратилось к американским военным за помощью в поиске предполагаемой российской подводной лодки у западного побережья Шотландии, пишет The Independent. Эту информацию связывают с сообщениями о том, что из пункта базирования Фаслейн военно-морской базы Клайд в эти же дни выходил британский атомный ракетоносец Vanguard, вооруженный баллистическими ракетами Trident.
То, что они несколько дней не могут ее найти, говорит о том, что либо ее там нет, либо о том, что у нас хорошая лодка
На поиски неизвестного подводного корабля были отправлены два самолета ВВС США P3 Orion и британский фрегат Somerset.
Источники издания заявляют, что «визиты» русских подлодок к северному и западному побережьям Шотландии происходили весьма часто.
Эксперт по атомной политике Института международных отношений Монтерея Джеффри Льюис заявил, что «готов поставить собственные деньги на то, что это была русская подводная лодка с крылатыми ракетами, проходившая мимо Британии в Северную Атлантику к восточному побережью США». «Русские пытаются угрожать НАТО, а НАТО в ответ угрожает им, показывая, что мы можем следить за ними, и что если бы они попробовали реально атаковать, мы бы их убили», – заявил он.
В связи с этими сообщениями британские аналитики задаются вопросом о способности королевских ВМС защитить стратегические подводные лодки и напоминают о том, что несколько лет назад правительством страны были утилизированы самолеты, способные заниматься поиском подлодок: в начале 2011 года самолеты-разведчики Nimrod MRA4, на создание которых было потрачено 5,7 млрд долларов, были уничтожены с помощью экскаваторов, чтобы сэкономить 2 млрд фунтов стерлингов. Теперь военные заявляют, что в британской обороне осталась «зияющая брешь», закрывать которую приходится просить американских союзников.
Поиски «русской подводной лодки» у побережья Шотландии – уже вторые за последние месяцы. С октября по декабрь прошлого года международные силы также вели безуспешную поисковую операцию. Тогда к поискам были привлечены два американских P3 Orion, канадский патрульный самолет CP-140 Aurora, французский патрульный самолет Atlantic II и британский самолет-разведчик Sentinel.
«Обычная практика всех флотов – вести поиск подводных лодок, выходящих с баз, – сказал газете ВЗГЛЯД председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан первого ранга Игорь Курдин. – Если разведка предоставляет информацию, что примерно в такое-то время с базы будет выходить подводная лодка, и мы, и американцы, и другие стараются ее обнаружить, оценить ее боевые возможности и снять ее акустический портрет. Это нормальная практика, которая не противоречит международному праву, поскольку вся эта деятельность ведется в международных водах.
Если мы обнаруживаем лодку, мы будем следить за ней до тех пор, пока она не вернется в базу или не зайдет в территориальные воды. У нас ребята получали Героев Советского Союза за установление длительного контакта. Если я как командир лодки, выполняя поставленную мне задачу, нашел, я буду максимально длительно за ней следить, уклоняясь от всевозможных противолодочных сил вероятного противника. Нашли они меня – они тоже попытаются установить за мной слежение и вытеснить из района действий их новой подводной лодки. А я постараюсь уклониться или произвести отрыв. А дальше – либо они меня выведут из этого района, либо я смогу оторваться».
По его словам, основными подводными кораблями для противодействия стратегическим ракетоносцам являются лодки проекта 971 «Щука-Б» (по классификации НАТО – «Акула-2»).
«Никто не может подтвердить или опровергнуть присутствие там российской подводной лодки, поскольку никто, кроме тех, кому положено, этой информацией не располагает. А то, что они несколько дней не могут ее найти, говорит о том, что либо ее там нет, либо о том, что у нас хорошая лодка, и у нее хорошая скрытность», – отметил Курдин.
«Для первоначального поиска подводных лодок наиболее эффективными являются как раз самолеты. Убрав Nimrod, надо было думать, на что они их будут менять. Видимо, тогда решили, что они им совсем не нужны. Это была неразумная идея – оставить себя без противолодочной авиации. Теперь американцы могут попросить дать им аэродром для размещения своих «Орионов». Брешь им надо закрывать, и срочно. Если нет своих самолетов, я бы на их месте разместил американские самолеты. А может, у них много лишних денег, и они сразу купят», – отметил капитан первого ранга Курдин.
Напомним, в октябре военные Швеции в течение недели безуспешно искали «иностранную подводную активность» в акватории Стокгольмского архипелага. Местные СМИ утверждали, что объектом поисковой операции может быть российская подлодка. В частности, шведская газета Svenska Dagbladet со ссылкой на источники сообщила, что среди островов архипелага Стокгольма якобы находится российская подлодка, которая, как предполагается, каким-то образом пострадала. Газета, в частности, сослалась на перехват радиопереговоров по-русски, и необычным, как написали журналисты, было то, что использовался канал чрезвычайной связи.
Однако в итоге контр-адмирал ВМС Швеции Андерс Гренстад не смог подтвердить информацию о российской подлодке.
В свою очередь официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков заявил, что переход военного ведомства Швеции к новой фазе операции по поиску иностранной субмарины ведет к эскалации напряженности в регионе, однако шансы найти «русский след» у Стокгольма равны нулю.
24 октября контр-адмирал ВМС Швеции Андерс Гренстад сообщил, что вооруженные силы страны потратили на операцию по поиску иностранной подлодки в водах Стокгольмского архипелага около 20 млн крон (4,8 млн долларов).
Он также признал, что операция Вооруженных сил Швеции, в ходе которой военные пытались установить «иностранную подводную активность» в Стокгольмском архипелаге, не дала результатов.