Бои стратегического значения
Эта война отличается от классической войны
В течение вторника ополченцы ДНР и ЛНР вели тяжелые бои с украинскими частями на разных направлениях. Особенно напряженная ситуация сложилась под Иловайском в 35 километрах к востоку от Донецка, через который украинская Нацгвардия пыталась прорваться к столице ДНР, а также в районе города Красный Луч, который имеет стратегическое значение – если украинские формирования закрепятся в городе, коммуникации между республиками будут нарушены.
«В течение всего дня продолжались ожесточенные бои под Иловайском. В ходе ожесточенных боев ополчению удалось зачистить населенный пункт Грабское и окружить подразделения противника в селах Федоровка и Зеленое. В ходе боев уничтожено около 10 танков, 4 единицы легкой бронетехники и батарея «Град» противника. Однако подразделения ополчения продолжают оставаться скованными боем», – говорится в сообщении агентства «Новороссия».
В районах городов Красный Луч и Миусинск ополченцы также продолжают вести бои, но украинские формирования продолжают удерживать основные дороги, «оставляя группировку ДНР в оперативном окружении».
«Во второй половине дня противник, воспользовавшись отсутствием в распоряжении ополчения необходимых резервов, без сопротивления проник в район между Горловкой и Макеевкой и занял села и поселки Корсунь, Верхняя Крынка, Монахово и Криничное, где оборудует укрепленные позиции. Попытка противника сходу прорваться в Макеевку через ремонтный завод отражена. Уничтожено два танка и захвачена одна БМП. Тем не менее возникла угроза полного отсечения Горловки и Енакиево от остальной территории ДНР. Таким образом, обстановка на фронтах продолжает ухудшаться и остается критической», – говорится в сообщении.
«Будет ему Сталинград»
Ранее поступала информация, что киевским военным удалось окружить сам Донецк, но в правительстве ДНР ее опровергают. «То, что Донецк в блокаде, – это происки врагов. Они хотят, чтобы Донецк был окружен, поэтому распространяют сплетни», – сообщила газете ВЗГЛЯД глава информслужбы правительства Донецкой народной республики Клавдия Кульбацкая. Информацию от Кульбацкой изданию позже подтвердил министр информации ДНР Александр Хряков. «Как можно разблокировать Донецк, если он не был блокирован?» – сказал Хряков газете ВЗГЛЯД.
Накануне премьер-министр ДНР Александр Захарченко в комментарии порталу DNR Today заверил, что ввиду полной деморализации украинских подразделений армия республики планирует крупное широкомасштабное наступление. Глава правительства также подчеркнул, что заявления украинских военных о «полном окружении и блокировании столицы республики» – не более чем обычный блеф. При этом Захарченко отметил, что украинская армия продолжает артиллерийские обстрелы жилых районов Донецка – по словам премьера, атаки происходят исключительно с целью максимального разрушения инфраструктуры города в тех местах, куда может достать огонь орудий.
Существуют большие проблемы с доставкой гуманитарной помощи, добавил глава правительства ДНР. «В первую очередь это касается колонн с помощью, которые состоят из нескольких машин и являются хорошей мишенью для обстрелов со стороны украинских силовиков», – подчеркнул Захарченко. По его словам, именно для обеспечения безопасности колонн с гуманитарной помощью войска ДНР и ЛНР «готовы прекратить огонь, но только в том направлении, в котором будут открыты гуманитарные коридоры».
Постоянный представитель ДНР в Москве Андрей Родкин, комментируя ситуацию вокруг Донецка, назвал ее критической, однако отметил, что украинскому командованию не стоит принимать желаемое за действительное.
«Несколько дней назад ситуация вокруг Донецка была настолько тяжелой, что можно было говорить об окружении. Об этом 9 августа прямо заявил глава правительства ДНР Александр Захарченко. При этом руководство ДНР четко обозначило, что республика будет сражаться до последнего патрона. Если противник хочет Сталинграда, то ему будет Сталинград, но пусть противник помнит, чем Сталинград закончился для немцев», – сказал Родкин газете ВЗГЛЯД.
Как отметил Родкин, в субботнем заявлении премьера было одно очень важное предложение. «Он сказал: в целях предотвращения гуманитарной катастрофы ополчение готово к прекращению огня». Украинцы восприняли это заявление как капитуляцию. «Прошло два дня. Мы поняли, что украинцы нормального языка не понимают, и стали готовиться к наступлению. У нас для этого есть все силы и средства», – заявил собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Постоянный представитель Донецкой республики также объяснил, почему украинской стороне удалось приблизиться к Донецку.
По его словам, критическая ситуация вокруг Донецка сложилась в силу прорыва украинской армии из Южного котла. Из котла украинские силы вышли с практически потерянной бронетехникой и с 20% личного состава. Вырвавшиеся из окружения украинские силы, в частности, недавно предприняли наступление на Горловку и Макеевку – пригород Донецка. Оба наступления украинских силовиков были отбиты.
С другой стороны, по словам Родкина, в результате прорыва украинских войск из Южного котла освободились задействованные там ранее силы ополчения. «Представьте себе котел. В нем и в районе Саур-Могилы было сковано много наших сил. Сейчас эти силы освободились для общего наступления. Главной целью этого наступления и вообще всей войны является полное освобождение Донецкой народной республики от оккупационных войск», – сказал постпред ДНР.
«Потери будут очень серьезные»
По данным агентства «Новороссия», ДНР удалось сконцентрировать ресурсы для «полноценной военной операции». В распоряжении ополчения находится около 200 единиц бронетехники, которая уже распределена на ключевых участках фронта между частями ДНР, которые готовы к контрнаступлению.
Бывший комендант Чечни генерал-полковник Аркадий Баскаев сомневается в целесообразности масштабного наступления сил ДНР в сложившейся ситуации и прогнозирует дальнейшую эскалацию конфликта.
«И украинские военные заявляли, что в ближайшие дни они проведут какую-то особую операцию против Донецка и все там захватят. Я, честно говоря, не верю, что там будет какое-то серьезное контрнаступление. Даже 200 единиц техники не дадут эффекта, который нужен, хотя состояние вооруженных сил Украины вызывает, мягко говоря, критику», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Эта война не закончится завтра-послезавтра. Она будет продолжаться длительный период, и потери будут очень серьезные и с той, и с другой стороны. Скорее всего, будет переход к партизанской войне», – добавил он.
По его словам, для «полноценной военной операции» необходима подготовленная профессиональная армия, в то время как значительная часть ополченцев до этой войны не имела военной подготовки.
«На одном направлении они могут достичь успеха. Могут не дать возможность изолировать республики – и, думаю, к этому они и готовятся. Удары, которые бы отбросили украинские войска от областей, вполне возможны», – считает генерал.
По мнению Баскаева, имеющиеся у ДНР силы позволяют вести маневренную оборону небольшими группами, но не осуществить массированный удар по крупным украинским группировкам. Кроме того, он видит потенциал для партизанской войны даже в том случае, если положение на фронтах ухудшится. «Большинство ополченцев местные. Им есть где спрятаться. Сегодня автомат спрятал, завтра его достал. Национальная гвардия будет выполнять карательные функции, и это будет вызывать все большее сопротивление людей, которые там живут», – сказал он.#{ussr}
«Команда любой ценой что-то взять»
Военный эксперт Андрей Клинцевич, анализируя оперативную обстановку, делает вывод, что, несмотря на заявления о тяжелом положении, ополчение берет верх, «причем очень сильно»: в многочисленных котлах уничтожено много техники и личного состава объединенной украинской группировки.
«Последние два года украинская армия никого не призывала на срочную службу. Ресурсы у них практически исчерпаны. Вся боевая техника стояла на месте, у летчиков налет очень маленький. Вся техника старая, советская, с крайне изношенным ресурсом. Да, у них есть стержень, потому что это государство, это система, и притом, что у ополченцев есть оперативный успех, государству проще, и оно обучается. Но они потеряли преимущество в воздухе, в специальных операциях, в натиске, в силе и т. д.», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Эта война отличается от классической войны, – отметил он. – Классическая война между двумя государствами в рамках международного гуманитарного права подразумевает очень жесткие бои в урбанизированной зоне с захватами зданий и продвижением вперед. Здесь вся инфраструктура и мирная жизнь существует параллельно с тем, что происходит. В связи с этим, когда мы слышим, что какие-то города взяты, это лишь на 50% соответствует реальности».
«Что такое «взяты»? Это когда ополченцы просто оставили город, и те туда зашли торжественным маршем без единого выстрела. Это делается не потому, что люди боятся и не могут оборонять, а потому что они понимают, что украинской армии дана команда любой ценой что-то взять, и они просто разрушат до основания эти города артиллерией и авиацией (24 августа украинское государство празднует День независимости, в связи с чем много говорят о поставленной военным задаче добиться успеха к этой дате – прим. ВЗГЛЯД). В связи с этим ополчение выбрало тактику столкновений на открытых пространствах. Украинские военные не могут свою тяжелую технику размещать в городах, они размещают ее в полях, и по ним наносятся удары реактивной артиллерией. И нет смысла вести бои на улице, потому что города будут разрушены, то есть вариант «обороны Грозного» они просто не рассматривают. Потому что украинские военные не проводят операции, когда пехота зачищает здание, они просто фугасом под основание здания стреляют, чтобы дом обрушился вместе с защитниками. Ополченцам невыгодно вести такие боевые действия, у них мало тяжелой техники. То есть мы можем сказать, что регулярная армия ведет борьбу с полупартизанским сопротивлением», – обращает внимание Клинцевич.
Отметим, что украинские пропагандисты и поддерживающие киевские формирования пользователи соцсетей в ответ на обвинения в том, что киевские военные убивают мирных жителей, использовали следующий аргумент: якобы ополченцы прикрываются мирными гражданами. Участники и сторонники карательной операции заявляют, что подразделения ДНР размещают артиллерию в жилых кварталах, ведут оттуда огонь по украинским позициям и уходят, так что украинским военным ничего другого не остается, кроме как наносить ответные удары по жилым кварталам. На все замечания, что кровь жителей Донбасса и Луганщины проливают именно киевские формирования, у них ответ один: там, где «террористов» нет, жители не гибнут. Звучит как «уходите, или мы будем расстреливать заложников по одному».
Однако, как ни странно, даже в этих условиях ополчение старается по возможности минимизировать жертвы и разрушения. Выглядит это так: украинские войска стягивают силы к какому-то городу. Ополченцы оставляют его, понимая, что иначе город будут бомбить. Украинские войска входят в город, вешают украинский флаг и двигаются дальше. На марше они попадают под удар ополчения и несут потери. А города, которые покинули основные силы киевских военных, вновь занимают подразделения ДНР. Это напоминает ситуацию во время гражданской войны в послереволюционной России, которая также по характеру боевых действий очень существенно отличалась от того, что происходило на фронтах Первой мировой.
«В один день доложили, что город взят, а потом выясняется, что там целые группировки окружены либо уничтожены, – говорит про украинское командование Андрей Клинцевич. – Это единственно верная тактика для ополчения, и она очень эффективная – она позволяет уничтожать живую силу и технику противника с минимальным ущербом для городской инфраструктуры».
При это он, как и генерал-полковник Баскаев, не очень верит, что для ДНР сейчас имеет смысл проводить масштабное контрнаступление. «В данной ситуации контрнаступление, в принципе, цели не имеет, оно просто вызовет потери, потому что обороняться всегда проще, чем наступать. Возможно, имеется в виду выдвижение через нейтральную полосу в сторону дислокации подразделений украинской стороны и нанесение по ним ударов – это тоже с точки зрения вида боевых действий является контрнаступлением», – заключил эксперт.