В понедельник российские школьники сдавали ЕГЭ по физике. «Участие принимают 207 тысяч человек, продолжительность экзамена – 3 часа 55 минут, на экзамене разрешено пользоваться линейкой и не запрограммированным калькулятором», – сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Сталкиваясь с не очень качественной подготовкой инженеров, мы слышим сетования руководителей вузов на то, что приходят слабые ребята
При этом директор Федерального центра тестирования Сергей Пономаренко отметил, что в этом году число желающих сдать экзамен по физике увеличилось. Также возросло количество школьников, сдающих ЕГЭ по литературе и географии.
«По остальным предметам либо чуть-чуть меньше стало, так как количество выпускников в 2014-м меньше, чем в прошлые годы, либо осталось на прежнем уровне», – приводит слова Пономаренко РИА «Новости».
Несмотря на то, что число желающих сдавать физику растет, ряд ректоров технических вузов и представителей промышленности считают, что этого недостаточно и госэкзамен по физике надо сделать обязательным. С соответствующим предложением они обратились в письме к президенту России.
«Это позиция в том числе Российского союза ректоров, Ассоциации технических университетов и Общественной палаты в лице ее секретаря Евгения Велихова, – рассказал газете ВЗГЛЯД один из подписантов письма депутат Владимир Гутенев. – Сталкиваясь с не очень качественной подготовкой инженеров, мы слышим сетования руководителей вузов на то, что приходят или слабые ребята, или их приходит чрезвычайно мало. Не секрет, что в последние годы крен был в основном в сторону гуманитарных специальностей, экономических, юридических. Поэтому мы приняли решение обратить на это внимание президента».
Авторы обращения считают, что обязательный экзамен по физике можно вводить постепенно: сначала пилотные проекты в нескольких регионах, а через год-два он уже может стать обязательным на всей территории России.
По мнению Гутенева, у школ сейчас достаточно ресурсов, чтобы обязательный ЕГЭ по физике не стал проблемой для выпускников. «В профильных классах – шесть часов физики в неделю, в базовых – пять часов. Разница небольшая. Школьники в любом случае учат данный предмет, и мы считаем, что для того, чтобы у наших детей были неограниченные конкурентные возможности, необходимо задуматься и принять решение, введя физику в число обязательных предметов для сдачи ЕГЭ», – сказал он.
«Без полноценного изучения математики и физики невозможно впоследствии учить теормех, сопромат, гидравлику, инженерные конструкции. Сообщество высокотехнологичной промышленности – авиация, космос, судостроение, оборонка, атом, железные дороги – обеспокоено тем, что конкурентоспособность наших школьников падает, выпускники в основе своей не отвечают требованиям сегодняшнего дня, а задачи, поставленные президентом, и та международная ситуация, при которой мы сейчас живем, диктуют определенные условия, при которых мы обязаны быть независимы и экономически, и научно. И должна быть безопасность, в том числе образовательная», – заявил парламентарий.
Он также отметил, что число тех, кто сдает физику добровольно, с каждым годом растет, потому что «родители понимают: быть полуюристом или полуэкономистом – это лишить себя перспектив профессионального роста, получения необходимых кадровых компетенций». Однако, по мнению депутата, сдавать должны все.
«Введение экзамена в качестве обязательного изменит отношение в том числе тех, кто поступает в педагогические вузы. Если школьник поступает в педагогический вуз, чтобы потом стать учителем английского языка, русского языка или математики, мы уверены, что у него будет приработок, который мы называем репетиторством. На физику же, к сожалению, поступает не так много людей, как хотелось бы. Качество педагогов по физике в последние годы несколько ухудшилось, и мы часто видим случаи, когда физику преподает не выпускник педвуза, а выпускник физического факультета университета, что не способствует передаче знаний, поскольку такие специалисты не имеют в необходимом объеме профессиональных педагогических навыков», – сказал Гутенев.
«Если мы хотим, чтобы наша экономика была не сервисной и наши дети не с халдейской улыбкой, работая дворецкими, открывали двери перед господами, приехавшими сюда отдыхать, а творили будущее, запускали ракеты, строили корабли и выпускали фармпрепараты, то нам необходимо увеличить объем передаваемых знаний и ответственность за математику и физику. Я бы добавил сюда и химию, но этот набор не безразмерный, и мы должны еще беречь и детей. Их невозможно перегружать большим объемом знаний. Но ничто так не структурирует мозги молодых людей в части формирования их мировоззрения, как физика и математика», – заключил парламентарий.
Ректор Московского государственного университета путей сообщения Борис Левин в интервью газете ВЗГЛЯД констатировал, что уровень подготовки по физике в школах упал. «Это недопустимо в условиях, когда мы говорим о техническом прогрессе, о том, что нужно сейчас уделить особое внимание тем, кто поступает на технические специальности», – добавил он.
«К сожалению, при поступлении на технические науки у ребят узкий выбор, потому что обязательное условие – физика. А в школе физика не является обязательной. И в ряде случаев школьники из-за того, что слабо знают, не сдают ее, а в ряде случаев – школы не рекомендуют им сдавать физику из-за того, что знают, что у них физика слабовата.
В таких условиях я безусловно поддерживаю, что физика, как и математика, должна быть обязательной», – сказал ректор.
«Я обращался с этим предложением к Фурсенко, когда он еще был министром, – рассказал Левин. – Он сказал, что сейчас дети и так перегружены ЕГЭ, а если мы еще сделаем обязательный ЕГЭ по физике, то они тогда совсем заплачут».
«Физика очень сильно развивает человека. Из человека, хорошо владеющего основами физики, получается и изобретатель, и хороший технарь, и т. д.», – отметил ректор.
«Боюсь, что не только в технических вузах жалуются на низкий уровень выпускников школ», – отметил в интервью газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков.
«Я сам в прошлом физик, трудно отделаться от пристрастного взгляда, но мне в принципе не нравится этот тренд, – сказал он. – При такой скорости мы рано или поздно придем к тому, что сделаем ЕГЭ по всем предметам. Почему физика? А химия менее важна? Нет ничего концептуального в этом разговоре. Меня это немного смущает, несмотря на приверженность предмету».
«Мне не кажется, что сиюминутная потребность в технических кадрах должна быстро и, на мой взгляд, не всегда обдуманно отражаться в деятельности. Проблема в знании физики – а оно в высшей степени сегодня неудовлетворительно – лежит совсем не в этой плоскости. Это скорее проблема ЕГЭ как конструкции, чем набора предметов», – добавил Ушаков, пояснив, что речь идет о том, что вместо полноценной учебы старшеклассники занимаются только подготовкой к ЕГЭ. «К счастью, средний балл по ЕГЭ вышел из состава критериев, по которым оценивается деятельность губернаторов, и давления на школу будет меньше. Соответственно, станет возможным сосредотачиваться на преподавании, а не на подготовке к ЕГЭ, потому что это перестает быть критерием. Мне кажется, что проблема лежит скорее в этом. Первые намеки на понимание ситуации – что ЕГЭ не должен быть основанием для оценки деятельности педагога и школы – сразу снимает давление, при котором работа выпускных классов – это только подготовка к ЕГЭ», – отметил Ушаков.
«Это решение – «еще один ЕГЭ» – слишком простое, чтобы быть правильным. Это сиюминутное решение проблемы, но это заход не с той стороны», – заявил эксперт.