Лучше, чем раньше, хуже, чем в Европе
Показатель смертности почти в три раза выше, чем в европейских странах, а по количеству суицидов мы пока занимаем одно из первых мест в мире
Президент Владимир Путин констатировал, что за последние пять лет число подростковых суицидов в России уменьшилось вдвое.
«Но подчеркну, что эта страшная проблема все еще существует», – заявил он на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. «Необходимо усилить внимание к эмоциональному состоянию детей со стороны родителей и учителей, а помощь специалистов должна быть доступной, эффективной и своевременной», – сказал Путин, передает ИТАР-ТАСС. В связи с этим он особо отметил, что «государство правильно делает, ограничивая пропаганду суицидов в интернете».
В то же время директор Научного центра здоровья детей РАМН, глава исполкома Союза педиатров России Александр Баранов сообщил, что смертность среди подростков в России в три раза выше, чем в европейских странах, а по числу суицидов среди подрастающего поколения Россия все еще находится на одном из первых мест.
Любовь, конфликты, неудовлетворенность
О ситуации с суицидами среди подростков и молодежи на примере одного региона рассказали в прокуратуре Волгоградской области. По данным надзорного ведомства, в прошлом году в регионе зарегистрированы 22 попытки суицида среди подростков, 8 из которых завершились смертельным исходом, а в первом квартале этого года девять несовершеннолетних совершали попытки самоубийств, трое в результате погибли.
«Основные причины: несчастная любовь, семейные конфликты, конфликты со сверстниками, неудовлетворенность жизнью, – рассказала газете ВЗГЛЯД руководитель отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Светлана Толстикова. – Практически во всех случаях можно говорить о семейном неблагополучии. Мы говорим о том, что всем органам профилактики нужно обращать внимание на то, что проблема идет из семьи. Кстати говоря, если в семейном окружении были попытки суицида, дети могут копировать это поведение. У нас был случай, когда у мальчика папа выбросился из окна, на следующий год мальчик сделал то же самое».
Ранее областная прокуратура обратилась к родителям и педагогам с просьбой поддержать молодых людей во время экзаменационной кампании и не оставлять их душевные переживания без внимания. В надзорном ведомстве сообщили, что в апреле прошлого года старшеклассница пыталась отравиться из-за неудачных результатов предварительного госэкзамена, аналогичный случай произошел в феврале этого года. «Если бы кто-то из педагогов в школе в тот день, когда я узнала результаты предварительного ЕГЭ, просто сказал бы мне хоть одну-две подбадривающих фразы, то я бы с собой справилась», – рассказывала одна из школьниц в беседе с психологом.
«Некоторые из этих случаев опосредованно связаны в том числе с учебой, но причинно-следственная связь там следующая: проблемы возникают именно в семье, а проблемы с родителями у молодежи и подростков появляются в том числе из-за учебы. По статистике большинство случаев суицидальных попыток связано с семейными конфликтами, в то время как основная масса семейных конфликтов связана с обучением», – пояснила Толстикова.
Советы сдающим
Специалисты отмечают, что проблема во многом заключается в нездоровом отношении к успехам и неудачам, когда результаты экзамена в буквальном смысле становятся для молодого человека вопросом жизни и смерти.
«Экзамен не бывает причинным фактором, который может привести молодого человека к суициду, – заявил газете ВЗГЛЯД психолог Института им. Сербского Борис Положий. – Вообще стресс сам по себе, какой бы он ни был, – это только пусковой фактор для человека, в данном случае подростка, уже предрасположенного к суицидальному поведению. Кстати, я не думаю, что ЕГЭ – это самый сильный стрессовый фактор, для подростка какая-нибудь неудачная любовь может служить источником гораздо более сильных переживаний».
«Фактор, на который действительно можно влиять и который имеет огромное значение, – семья. В одной семье ребенок с ранних лет воспитывается как существо, заслуживающее уважения, как человек устойчивый, способный решать какие-то проблемы, как человек, который в своих родителях видит определенную основу, старших товарищей. Если этого нет, то формируется психологически уязвимая личность, не готовая к испытаниям и, самое главное, ощущающая свое полное одиночество, когда возникают какие-то сложные ситуации – тот же ЕГЭ или любовь несчастная. И, с одной стороны, он сам не способен справиться с этой ситуацией, а с другой, у него нет контакта с родителями, и это зачастую приводит к суицидальному поведению», – добавил он.
Большинство случаев суицидальных попыток связано с семейными конфликтами, в то время как основная масса семейных конфликтов связана с обучением
По мнению психолога, установка на то, что каждый должен непременно получить высшее образование, получившая распространение с 90-х годов прошлого века, оказывает крайне негативное влияние на психику молодых людей.
«Человек хорош в любом виде деятельности. Но идет искусственное нагнетание: «высшее образование необходимо всем». Оно совершенно не необходимо всем! Он и не учился толком, и интереса особого не проявляет, способности у него имеют свой какой-то регистр, а его родители очень перфекционистски настроены: «ты должен, ты обязан». И это загоняет подростка в угол, возникает противоречие между тем, что он может, и тем, что от него требуют, и страх не соответствовать этим требованиям», – сказал он.
«Не должно быть такой постановки вопроса: «ты не сдашь, никем не станешь, пойдешь неизвестно куда». Так говорят не самые умные педагоги. Ребенок должен получать знания, у каждого, как говорится, свой разряд. А нагнетание страстей вокруг успешной сдачи, конечно, действует на неокрепшую психику. Дети становятся заложниками этих ситуаций. Вина, в первую очередь, лежит на родителях, которым не удалось сформировать устойчивую гармоничную личность, сохранить доверительные отношения. А во вторую – на педагогах, которые ради своих интересов, успешности тоже нагнетают страсти, не думая о том, какое это влияние окажет на подростка. На гармоничного подростка это не окажет влияния, он спокойно будет к этому относиться. Но таких, к сожалению, немного. Поэтому у нас имеют место и случаи суицидов, связанных с пресловутым ЕГЭ», – добавил психолог.
Главный ученый секретарь Российского общества психиатров Александр Аппенянский также отмечает, что в вузы следует идти тем, кто точно знает, зачем это нужно, кто хочет и любит учиться. «Вообще, и дети и подростки многое понимают и многое могут сами планировать. А если они этого не могут делать, то и нечего им поступать в вуз», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Аппенянский отметил, что школы, по его мнению, «выпускают слабеньких детишек». «Слабеньких как психологически, так и в плане знаний: я психотерапевт, а большая часть психотерапии построена на метафорах, и когда ко мне приходят молодые люди, они не знают того семантического ряда, на который я опираюсь. Им приходится рассказывать. Вообще, если мы про это пишем и говорим, мы раскачиваем эту проблему. В целом могу посоветовать следующее: во-первых, учиться как следует в школе, потому что багаж знаний быстро не наберешь. Во-вторых – это на грани шутки, но я всегда этим пользовался и считаю, что это правильно – шпаргалки готовить. У нас была такая дисциплина – фармакология, где нас заставляли запомнить к экзамену 1-2 тысячи рецептов. Возможно ли это? У меня, во всяком случае, не получилось, и я сделал шпаргалку на спичках», – рассказал он.
«Мамы должны быть рядом с детьми. Надо следить за тем, что дети соблюдали режим, спали нормально. Это очень важно. Их надо выгуливать перед сном, буквально выгуливать. А еще необходима витаминная терапия», – заключил Аппенянский.