Знакомство с творчеством Васильевой
Васильева и ее адвокаты затягивали процесс ознакомления с материалами уголовного дела
Следственный комитет подвел итог расследованию дела экс-начальника департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой. Соответствующая информация вывешена во вторник на официальном сайте СК.
По данным ведомства, Васильева в присутствии адвокатов подписала протокол ознакомления с материалами уголовного дела. При этом она заявила 28 различных ходатайств, в том числе о продлении срока ознакомления еще на пять месяцев, а также о своей полной невиновности и прекращении уголовного преследования. «Заметим, что все время после завершения следственных действий Васильева и ее адвокаты затягивали процесс ознакомления с материалами уголовного дела. И только благодаря тому, что Следственный комитет обратился в суд с соответствующим ходатайством, было принято решение об ограничении срока ознакомления», – отметили в СК.
Также следователи рассказали, что во вторник адвокаты Васильевой проведут пресс-конференцию, где «наверняка продолжится заочное ознакомление с творчеством их подзащитной». «Но на этот раз презентовать будут не картины и новые стихи, а сборник фантастических рассказов на тему уголовного дела. Нетрудно предположить, что их основным лейтмотивом будет горькая судьба Евгении Васильевой. Некоторые фрагменты этих рассказов уже озвучивались в разных форматах, начиная от СМИ и заканчивая страстными выступлениями адвокатов и их подзащитной на судебных заседаниях, в которых следствие обвинялось в самых разных грехах», – говорится в заявлении следователей.
«Мы же хотим без всяких творческих фантазий, а с фактами в руках вспомнить «славный путь» Евгении Васильевой в должности начальника департамента имущественных отношений Минобороны, который на фоне внезапно открывшихся ее творческих способностей как-то подзабылся», – отмечают там.
«Решения приняты на основе директив министра обороны»
На пресс-конференции ее адвокат Хасан-Али Бороков заявил, что все сделки о купле-продаже военного имущества проводились на основе директив тогдашнего министра обороны Сердюкова, и Васильеву обвинили в совершении преступлений незаконно и необоснованно. «Все решения приняты на основе директив министра обороны, которые, в свою очередь, основывались на оценках независимых экспертов. Экспертные оценки так никто и не оспорил. Сделки о купле-продаже военного имущества также не оспорены», – сказал защитник.#{crime}
По его словам, никакого ущерба от действий Васильевой не наступило, она выполняла свои прямые должностные обязанности и делала это в рамках закона. В связи с этим защита заявила ходатайство о прекращении данного дела.
В свою очередь Тимофей Гриднев не исключил вызов в суд Сердюкова. «Мы сначала почитаем материалы, а потом будем решать, нужно ли вызывать Сердюкова или не нужно. Пока этот вопрос перед защитой не стоит», – заявил адвокат.
Хроника действий Васильевой от СК
По данным следствия, Васильевой вменяется 12 эпизодов преступной деятельности, общий ущерб по которым превышает 3 млрд рублей. Ей предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст. 159, 174-1, 201, 286 УК РФ (мошенничество; легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления; злоупотребление полномочиями; превышение должностных полномочий).
По мнению следствия, Васильева, используя свое служебное положение, выбирала наиболее ликвидные объекты недвижимости, акции и другое имущество, принадлежащие ОАО «Оборонсервис», после чего организовывала их продажу по заведомо заниженной цене. Похищенными активами Васильева лично распоряжалась через полностью подконтрольные ей фирмы. Кроме того, в деле имеются доказательства того, что Васильева получала миллионы рублей наличными от доверенных лиц, отвечавших за легализацию похищенных денежных средств. «Все это делалось в составе организованной группы, участниками которой являлись Ирина Егорова, Лариса Егорина, Юрий Грехнев, Максим Закутайло, Динара Билялова и Екатерина Сметанова», – добавили там.
В отличие от основной фигурантки некоторые из них признали свою вину и заключили досудебные соглашения о сотрудничестве. В апреле состоялся первый приговор одному из фигурантов. «В ходе обыска, проведенного по месту жительства Васильевой, обнаружены и изъяты: коллекция картин, 3,5 млн рублей наличными, а также более тысячи ювелирных изделий из драгоценных камней и металлов, наручные часы известных мировых торговых марок общей стоимостью более 127 млн рублей», – напомнили в СК.
При этом был наложен арест на недвижимое имущество, ювелирные украшения и антиквариат, принадлежащие фигурантам уголовного дела. Так, только у Васильевой арестованы шесть объектов недвижимого имущества, расположенные в Москве и Петербурге, банковский счет на сумму 25 млн рублей, счета подконтрольных ей коммерческих организаций на сумму более 300 млн рублей, добавили представители следствия.
«Именно эти факты, а не сборники поэзии, фантастической прозы и другие художества Евгении Васильевой, будут предметом рассмотрения суда в самое ближайшее время», – заключил официальный представитель СК Владимир Маркин.
Однако Бороков заметил на это, что от реализации имущества Оборонсервисом в распоряжение Минобороны поступило более 2,5 млрд рублей, и в случае несогласия дочерних обществ ОАО «Оборонсервис» с реализацией имущества они имеют право обратиться в суд с иском о признании договора недействительным. В случае победы покупатель будет обязан возвратить имущество, а дочернее общество ОАО «Оборонсервис» – денежные средства.
Еще он рассказал, что среди арестованных объектов недвижимого имущества Васильевой оказался дом, завещанный ей бабушкой под Санкт-Петербургом, и магазинчик на Арбате в Москве, подаренный ей. В арестованное имущество входит и ее квартира в Молочном переулке в Москве. «Арестован личный счет Васильевой. Но 300 млн рублей к ней не имеют отношения. Они находятся на расчетном счете юридического лица, к которому Васильева не имеет отношения», – сообщил Бороков.
Досье
Источник, знакомый с ситуацией, утром во вторник заявлял, что дело Васильевой готово для передачи в суд. Возможно, уже на этой неделе либо в начале следующей резонансное дело будет передано в суд, говорил он «Интерфаксу». По данным ИТАР-ТАСС, адвокаты Васильевой намерены подать ряд жалоб, связанных с расследованием дела.
Адвокат Тимофей Гриднев подтвердил завершение вместе с подзащитной ознакомления с материалами дела. В связи с этим он планирует по результатам изучения документов подать ходатайство с требованием о прекращении дела. Ранее Хамовнический суд по ходатайству следователя ограничил главную фигурантку и ее защитников в сроках изучения документов до 26 мая.
Добавим, что еще в ноябре 2013 года следователи заявляли о том, что Васильева и ее защитники под различными предлогами уклоняются от изучения материалов дела. В начале октября 2013 года в Следственном комитете заявили о предъявлении обвинений фигурантам дела Оборонсервиса в новой редакции. В ходе скандала, связанного с этим уголовным производством, министр обороны Анатолий Сердюков лишился должности.
Сумма причиненного ущерба по делу Оборонсервиса оценивается в 6,7 млрд рублей. В марте в рамках расследования была арестована недвижимость Васильевой в Москве и Санкт-Петербурге, а 2 августа – зарубежные счета, в том числе в офшорных зонах и банках Швейцарии.
Если говорить об отношении Евгении Васильевой ко всем предъявленным ей многочисленным обвинениям – она не признает себя виновной ни по одну из пунктов. А в ноябре прошлого года сообщалось, что она отказалась сотрудничать со следствием. «Нет, планов по заключению досудебного соглашения у Васильевой нет, постольку поскольку такая форма поведения (заключение соглашения со следствием) предусматривает признание вины, а она убеждена в собственной невиновности», – рассказывал ее адвокат Александр Гофштейн.
Защитник добавлял, что его подзащитная также убеждена, «что лица, заключившие досудебные соглашения по тем эпизодам, которые являются общими с Васильевой, невиновны по ним».
По мнению бывшей чиновницы Минобороны, «все сделки совершались в установленном законом порядке и не признаны ничтожными ни по одному из оснований. А это означает только одно, что ни о каком уголовном деле идти речи не может».