Судья мирового судебного участка № 418 Пресненского района Москвы во вторник удовлетворил иск владельца холдинга «Интеррос» и гендиректора «Норильского никеля» Владимира Потанина о расторжении брака. В иске бизнесмен указывал, что брачные отношения между ним и Натальей Потаниной прекращены, общее хозяйство не ведется, они живут отдельно.
Но если будут представлены документы о том, что им вместе что-то принадлежит, то не сомневаюсь, что они смогут это поделить
Где деньги?
Как передает РАПСИ, суд удовлетворил встречный иск его супруги об алиментах, постановив взыскать с бизнесмена в пользу несовершеннолетнего ребенка одну четвертую часть от заработка или иного дохода (8,5 млн рублей) ежемесячно. Представитель Потанина в свою очередь сообщил, что требований о разделе имущества во вторник на заседании заявлено не было, однако в Пресненском суде Москвы в производстве находится соответствующий иск его клиента.
Добавим, что заседание проходило в закрытом режиме, поскольку еще на первых слушаниях суд удовлетворил соответствующее ходатайство представителя миллиардера. И уже известно, что к иску Потанина о разделе имущества Пресненский суд Москвы приступит 13 марта.
Как добавляет «Российская газета», в новом иске Потанин думал не только о себе: «Потанин подал данный иск, и хочу отметить, что он учитывает интересы его супруги», – сказала его адвокат Марина Иванова.
Состояние Потанина на 2013 год, по данным Forbes, оценивалось в 14,3 млрд долларов. О том, что он подал на развод, стало известно еще в декабре, а сам иск был зарегистрирован 21 ноября. По данным СМИ, незадолго перед разводом бизнесмен передал большую часть своих средств на благотворительность. Несколько лет назад в интервью Financial Times Потанин говорил, что не намерен оставлять свое состояние детям, а хотел бы передать его на благотворительность.
В феврале прошлого года он присоединился к инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффетта Giving Pledge, пообещав завещать не менее половины состояния на эти цели. В июле прошлого года Forbes назвал главных российских меценатов. В их числе оказался и Потанин, потративший за год на поддержку образования 22,8 млн долларов. В то же время адвокаты жены Потанина подозревали, что таким образом он пытается скрыть активы в рамках начатого им же бракоразводного процесса.
Потанина добилась в судах США разрешения начать поиск активов мужа, намереваясь подать иск о разделе всего совместного имущества. Для этого она обратилась в суды Южного и Восточного округов штата Нью-Йорк с просьбами разрешить ей запрашивать у граждан США документы об имуществе мужа.
За юридической помощью женщина обратилась к сотрудникам американской юридической компании Alston&Bird. А до этого к их услугам прибегал соперник ее мужа Олег Дерипаска, с которым Потанин несколько лет назад активно боролся за контроль над «Норильским никелем».
Около года назад стороны вроде бы погасили конфликт и разграничили сферы влияния, подписав соответствующее соглашение, но большими друзьями, судя по всему, все равно не стали.
Дерипаска, правда, обращался к американским юристам не по поводу Потанина и не по поводу развода. Он оспаривал отказ в американской визе из-за того, что в лихие 90-е местные власти заподозрили его в связях с оргпреступностью. И именно Alston&Bird помогла Дерипаске снять эти подозрения, визу ему в конце концов дали. Известно ли Наталье Потаниной о том, кто был клиентом ее адвокатов до этого, не сообщается.
Сам Потанин в иске о разводе утверждал, что имущественных претензий у сторон нет. Но действия Натальи Потаниной опровергали это. Также она опровергала информацию о том, что «брачные отношения» прекратились с января 2007 года, как утверждал ее муж. По ее словам, именно с этого года происходил непростой раздел активов между Потаниным и его многолетним бизнес-партнером Михаилом Прохоровым, супруг стал скрывать от нее информацию о своем бизнесе.
Владимир Потанин в свою очередь заявлял, что в запросе жены было «много неправды и искажений». Как рассказывал в своем блоге журналист Вадим Самодуров, со своей будущей женой Потанин познакомился еще в школе. Они поженились во времена студенчества, еще до того, как Потанин закончил МГИМО в 1983 году. В любовных похождениях, в отличие от своего бывшего бизнес-партнера Михаила Прохорова, которого в начале 2007 года задержали во французском Куршевеле по подозрению в причастности к организации международной сети проституции, Потанин замечен не был.
Супруги Потанины прожили вместе более 30 лет. У них трое детей: 29-летняя Анастасия, 24-летний Иван и 15-летний Василий.
«Попытается повоевать»
По словам партнера адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Вячеслава Ушкалова, судиться с кем-то действительно можно в судах разных стран – это нормально, это не редкость. «Даже иски о разводе и о разделе имущества могут рассматриваться в разных местах. Но здесь, насколько я понимаю, речь идет о том, что в Америке она пока только ищет имущество мужа», – сказал адвокат газете ВЗГЛЯД.
По его словам, если брак Потаниных заключался в России (Советском Союзе), то подсудность у них российская, вполне логично, что их развел московский суд. А вот дальше иск о правах на недвижимость, например, подсуден уже той стране, где эта недвижимость находится. «Если она найдет недвижимость в Соединенных Штатах, то и судиться за нее будет там же, а все, что касается вещей, которые находятся здесь, уже будет недоступно американскому правосудию», – добавил Ушкалов.
Он рассказал, что, как только Потанина установит эти активы, ей нужно будет определиться с подсудностью каждого из них, не исключено, что эти дела будут рассматривать несколько судов, находящиеся даже в нескольких странах. Тем не менее юрист не исключает, что экс-супруги «договорятся». «Она, конечно, попытается повоевать. Но поймите, мощь партнеров несопоставима», – заметил он.
Однако специализирующийся в том числе на бракоразводных процессах адвокат Александр Добровинский не берется предсказать, как будет развиваться ситуация. «Но если будут представлены документы о том, что им вместе что-то принадлежит, то не сомневаюсь, что они смогут это поделить. Но насколько я слышал из окружения господина Потанина, большую часть своего состояния он уже передал на благотворительность. И я думаю, что сделано это было с согласия супруги», – сказал Добровинский газете ВЗГЛЯД.
Он также отметил, что в подаче заявления на развод в одной стране и поисках имущества мужа через юристов в другой нет ничего экстраординарного. Два этих действия не связаны. «Иск был подан здесь, а адвокаты, нанятые женой, могут искать имущество по всему миру. Это разные вещи, – сказал он. – Российские адвокаты не имеют права работать за рубежом, так как не зарегистрированы там, не могут подавать запросы, получать какие-то сведения. Американские адвокаты не могут работать в России, но могут в Америке. Если жене понадобится найти какое-то имущество в Англии, то она наймет уже адвокатов-англичан, тут ничего удивительного нет».
В свою очередь партнер консалтинговой компании R&P Consulting Михаил Левандовский поделился с газетой ВЗГЛЯД своим мнением относительно правдивости данных об активах Потанина, в частности об оценке его состояния журналом Forbes. «Я думаю, что объявленный размер активов Потанина примерно соответствует его позиции среди остальных российских олигархов, – отметил Левандовский. – И если предполагать, что у Потанина много скрытых активов, тогда из этих же соображений надо предполагать, что они есть у всех членов этого списка, и тогда бы весь мир принадлежал российским олигархам. В то же время широкая публика может действительно чего-то не знать из того, что известно его жене. Ну и, конечно, любые разводы сопровождаются сложными обвинениями. Потанину еще повезло, что он не оказался на месте Вуди Аллена...»
В качестве классического примера громкого развода представителя бизнес-сообщества Левандовский привел семью владельца Северстали Алексея Мордашова, где изначально были «завышенные» требования жены, а в итоге она получила довольно смешные деньги, «если смотреть на ситуацию с точки зрения бывшей жены одного из богатейших людей страны».
#{interviewsociety}Другие разводы
Владимир Потанин не единственный российский миллиардер, развод которого привлек общественное внимание. Одним из первых стал владелец Северстали Алексей Мордашов. С супругой Еленой бизнесмен развелся в 1996 году. Имущество Мордашовы разделили согласно брачному контракту, который был подписан за три месяца до развода. В нем было зафиксировано, что в случае развода Елена Мордашова получит на воспитание сына 54 тыс. долларов, ежемесячное пособие в 300 евро и 6 тыс. долларов ежегодно. Также ей полагались трехкомнатная квартира в Череповце и автомобиль ВАЗ-2109.
Все основные активы: счета в банках, акции Северстали – остались за Мордашовым. Это не устроило его экс-супругу. В 2001 году она подала в суд и потребовала для сына алименты в размере свыше 500 млн рублей и 40% акций Северстали, которые на тот момент оценивались в 350 млн долларов. Тогда же Мордашова опубликовала открытое «Письмо всем женщинам», в котором рассказывала, как владелец Северстали не давал деньги ей и их сыну. Суд на время разбирательства наложил арест на пакет акций, но отсудить их Елена Мордашова так и не смогла. Производство по иску было приостановлено, после того как Мордашов решил увеличить алименты.
В 2007 году разрушилась семья Романа Абрамовича. Причиной развода супругов, которые прожили в браке 16 лет, стал роман Абрамовича с Дарьей Жуковой. После развода Ирина Абрамович получила 300 млн долларов. В дополнение к отступным экс-супруга также получила роскошное поместье в графстве Уэст-Сассекс, две лондонские квартиры, замок во Франции Сhateau de la Croe, возможность проводить время на яхте Pelorus и пользоваться частным «Боингом» Абрамовича. Ирина родила Роману Абрамовичу пятерых детей – двух сыновей и трех дочек.
В 2008 году на развод подала супруга Дмитрия Рыболовлева Елена. Это произошло в Швейцарии по месту проживания. В марте 2010 года суд вынес постановление заморозить основные активы бывшего владельца Уралкалия.
Далее, по данным Елены Рыболовлевой, ее муж продал крупные пакеты акций Уралкалия (63%) и «Сильвинита» (25%), а на вырученные деньги купил особняк на Гавайях за 20 млн долларов у актера Уилла Смита, дом американского бизнесмена Дональда Трампа за 95 млн долларов, пентхаус в Нью-Йорке за 88 млн долларов и пентхаус в Монако за 300 млн долларов. Елена также нашла у мужа доли в Банке Кипра и футбольном клубе «Монако», а также два греческих острова, которые он приобрел у внучки Аристотеля Онассиса. Она полагает, что предприниматель оформил все эти активы на их дочь или компанию Kapha, чтобы не делиться ими с женой.
Елена Рыболовлева регулярно подает ходатайства на арест имущества мужа в суды разных стран (Кипр, США, Британские Виргинские острова и Лондон, Сингапур), где он приобретает новые активы. В 2013 году супруги почти договорились о подписании мирового соглашения, но в последний момент кто-то из них подписывать его отказался. Кто именно – неизвестно, Елена Рыболовлева винит в этом супруга, представители Рыболовлева говорят, что подписание было сорвано по вине жены.
Представители бизнесмена также утверждают, что Рыболовлева проиграла все суды за пределами Швейцарии (в Сингапуре, на Кипре и Британских Виргинских островах), которые сначала вынесли, а потом отменили постановления о заморозке активов предпринимателя.
Развод экс-сенатора Владимира Слуцкера и владелицы сети фитнес-клубов World Class Ольги Слуцкер в 2009 году привлек внимание всех таблоидов. Главная борьба между супругами произошла не за имущество, а за детей. Политик отсудил у жены право проживать вместе с детьми (решение о судьбе Михаила и Анны Слуцкер Пресненский суд принял в марте 2010 года), но в 2011 году Ольга отсудила право опеки.
А позже она получила и половину трехэтажного элитного дома в престижном районе Лондона. Стоимость особняка – 40 млн фунтов стерлингов (более 65 млн долларов). Суд встал на ее сторону на том основании, что она постоянно проживает в этом доме с детьми. Сам Слуцкер, по вердикту суда, никогда не использовал этот дом в качестве основного жилища.
Не менее скандальным оказался развод Бориса Березовского в 2011 году. Брак с Галиной Бешаровой в 1991 году стал для бизнесмена вторым. Фактически брак продлился два года, и в 1993-м супруги перестали жить вместе. Официально Березовский подал на развод только в 2011 году, по итогам разбирательства в лондонском суде Галина Бешарова сумела отсудить у экс-супруга до 350 млн долларов (наличные средства, акционерный капитал, а также пентхаус в престижном многоэтажном доме в Лондоне, неподалеку от Кенсингтонского дворца). В разговорах с друзьями накануне кончины предпринимателя Бешарова заявляла, что «ничего не получила».
Весной 2013 года бизнесмен Владислав Доронин разорвал отношения с известной топ-меделью Наоми Кэмпбелл. Основной причиной разрыва девелопера и модели зарубежные СМИ называли ее вздорный характер и склонность к расточительству. Официально отношения между ними оформлены не были, но, несмотря на это, по неофициальной информации, Кэмпбелл достанется дом (похожий на гибрид космического корабля с яхтой) в Барвихе.