Четыре версии и основной фигурант
В настоящее время уже установлено, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения
Водитель снегоуборочной машины, столкнувшейся на взлетной полосе московского аэропорта Внуково с самолетом Falcon, был пьян, заявили в Следственном комитете России.
«В настоящее время уже установлено, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения... Возможно, будет принято решение об отстранении ряда сотрудников аэропорта от выполнения обязанностей на период расследования уголовного дела», – говорится на сайте СК со ссылкой на официального представителя ведомства Владимира Маркина.
На данный момент есть две основные версии случившегося и две менее вероятные. «В числе приоритетных версий следствие рассматривает ошибку диспетчеров и действия водителя снегоуборочной машины. Кроме того, также будут проверены версии неблагоприятных погодных условий и ошибки пилотирования», – пояснил Маркин.
Сейчас следственно-оперативная группа совместно с представителями Межгосударственного авиационного комитета (МАК) продолжает осмотр места происшествия, изымает техническую документацию на самолет, берет пробы топлива, допрашивает сотрудников аэропорта.
Сюда же уже прибыл глава СК Александр Бастрыкин, «учитывая большой общественный резонанс, вызванный авиакатастрофой».
Известен и основной фигурант уголовного дела. Следователи уже задержали того самого водителя снегоуборщика – Владимира Мартыненкова.
Адвокат задержанного Александр Карабанов сообщил «Русской службе новостей», что его подзащитный чувствует себя нормально и в данный момент вместе со следователями участвует в осмотре места происшествия. Вскоре его предполагается допросить, а в течение двух дней выйти в суд с ходатайством об аресте. При этом Карабанов настаивает, что его клиент в момент ЧП пьян не был, несмотря на заявления СК.
Официальный представитель московского межрегионального следственного управления на транспорте Татьяна Морозова в эфире телеканала «Россия-24» сообщила, что фигуранту грозит семь лет колонии.
Интересно, что поначалу о судьбе водителя снегоуборщика поступала весьма противоречивая информация. В частности, в ТАСС со ссылкой на заммэра Москвы Леонида Печатникова передавали, что фигурант в тяжелом состоянии. Однако на видео канала RT предполагаемый участник катастрофы визуально выглядел вполне здоровым.
Пьяному море по колено
По словам главы юридического отдела Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Олега Бабича, водитель снегоуборочной машины выехал на полосу без разрешения.
«На момент старта самолета, судя по всему, полоса была свободна – диспетчер старта должен был убедиться в этом, и уже потом дал команду на взлет, – рассказал он газете ВЗГЛЯД. – Дальше пошел разгон, и где-то уже в середине полосы или даже ближе к концу выскочила эта снегоуборочная машина. По нашей информации, разрешения на выезд на полосу этой снегоуборочной технике никто не давал».
По мнению эксперта, за происходящим теоретически должны были наблюдать как минимум два человека – диспетчер старта и диспетчер руления.
При этом заметить машину (если ее водитель решил нарушить правила) и предотвратить трагедию было сложно: «Во-первых, там была очень плохая видимость, и визуально увидеть вообще ничего было нельзя. Во-вторых, существует так называемый обзорный локатор. Он должен был заметить выезд техники. Но, к сожалению, этот прибор не передает картинку в режиме реального времени, а меняет ее раз в 10–15 секунд. Таким образом, отреагировали бы все равно с опозданием, и ничего поделать было бы уже нельзя».
«Самолету уже был дан старт, происходил разгон на скорости 200 км в час, он должен был уже отрываться от земли. И если кто-то в этот момент выскакивает, то уже все... Не знаю, что его понесло туда», – добавил специалист.
Также Бабич отметил, что всю технику в аэропорту контролируют аэродромные службы. Соответственно, когда проводятся любые работы на поле, техперсонал в обязательном порядке запрашивает на это разрешение, чего в данном случае, судя по всему, не было. Так, например, во время сильного снегопада принято каждый час в течение 10–15 минут останавливать всю работу аэропорта и убирать снег. Потом машины уезжают, и полеты возобновляются.
По словам эксперта, работа российских аэропортов практически не отличается от зарубежных. Везде действуют достаточно унифицированные нормы, принятые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). И за рубежом, и в России водитель машины, выехавшей на поле, должен был пройти медосмотр перед сменой.
«Но, с другой стороны, если даже он прошел, кто ему мешает принять на грудь потом? – задался вопросом Бабич. – Такое исключить тоже нельзя. Были случаи, когда и экипажи самолетов оказывались пьяными, хотя проходили все необходимые осмотры».
Вице-президент Профсоюза летного состава России Валентин Пресняков в комментарии газете ВЗГЛЯД также высказал мнение, что правила, действующие в аэропортах, достаточно четко прописаны, но от пьяного на взлетной полосе никто не застрахован.
«Водители этих машин работают только по команде диспетчерской службы, они могут связываться напрямую, у них есть радиостанции. По поводу того, что этот человек оказался пьяным, могу сказать, что даже в автобусных парках сейчас осматривают водителей, а в аэропорту – тем более. Ну, осмотрелся, а потом выпил, например, по пути, тут дело такое... Конечно, сейчас предстоит разобраться во всем правоохранительным органам. Но в целом я не вижу смысла из-за этого случая менять общие правила. Во всех аэропортах – и в зарубежных, и в наших – действует довольно жесткая процедура, сотрудники получают все необходимые инструкции: кому докладывать, когда выехал на полосу, кому, когда освободил ее и т. д. Но от человеческого фактора все равно до конца не уйти. И в истории авиации такое уже бывало, хотя это были редкие, из ряда вон выходящие случаи», – резюмировал он.
В пресс-службе аэропорта Внуково газету ВЗГЛЯД заверили, что медосмотр является обязательной процедурой, в том числе для водителя снегоуборочной техники на поле. Соответственно, данный фигурант должен был его пройти. Там затруднились ответить на вопрос, как могло случиться то, что случилось.
В пресс-службах других аэропортов, в частности петербургского Пулково, также сообщили, что их персонал проходит осмотры, в том числе на предмет алкогольного опьянения, причем дважды в день – до и после смены. При этом там исключили возможность повторения в Петербурге московского инцидента.
Отметим, что работники аэропортов накануне отмечали профессиональный праздник. На 20 октября выпадает Международный день авиадиспетчера...
Кстати, РИА «Новости» со ссылкой на источник во Внуково сообщает о том, что в момент столкновения Falcon со снегоуборочной машиной руление контролировал диспетчер-стажер.
И если кто-то в этот момент выскакивает, то уже все…
Добавим, что по факту гибели главы Total возбуждено дело и во Франции – по статье «Непредумышленное убийство». Франция направила в Москву трех экспертов Бюро по расследованию авиапроисшествий.
Создал комиссию по расследованию ЧП и Межгосударственный авиационный комитет (МАК).
По данным источника в российских силовых структурах, черные ящики разбившегося Falcon уже осмотрены, состояние их хорошее, передает РИА «Новости».
Реакция на трагедию
Реакция на авиакатастрофу в России и в мире похожа, ее можно охарактеризовать одним словом – шок. Так, замглавы Минтранса России Валерий Окулов, осмотрев место ЧП, отказался от подробных комментариев, сказав лишь: «Я только что оттуда. Такое раздолбайство, что слов нет», – его слова приводит ТАСС.
Премьер Франции Мануэль Вальс заявил, что с гибелью де Маржери страна потеряла «полководца» промышленности.
А президент России Владимир Путин в телеграмме с соболезнованиями президенту Франции заявил, что потрясен трагедией.
Эксперты высказывают опасения, что катастрофа во Внуково может не самым лучшим образом сказаться на международном имидже России.
«Конечно, последствия этого транспортного происшествия для России колоссальные. Имиджевые, политические, экономические», – заявил, в частности, РИА «Новости» замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Франц Клинцевич. В то же время он выразил надежду на то, что произошедшее не скажется на планах Total по работе с Россией, а планов – много. Случившееся он охарактеризовал как «преступную халатность водителя».
Солидарен с ним и зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, член фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов. Он считает, что авиакатастрофа подрывает авторитет России, и «необходимо разбираться с дорожной ситуацией в аэропортах».
В интервью «Русской службе новостей» эксперт комитета Госдумы по транспорту Руслан Гусаров заявил, что сообщение о пьянстве водителя снегоуборочной машины, безусловно, нанесет серьезный удар по имиджу России, особенно на фоне тяжелых взаимоотношений с Западом.
«То, что водитель столкнувшегося с самолетом во Внуково снегоуборщика был пьян, в очередной раз укрепит мнение Европы, что Россия живет по своим диким азиатским законам, а все русские сидят на печи, играют на балалайке и пьют водку», – с горечью сказал он. «Другое дело, это наличие алкоголя в крови водителя», – подчеркнул при этом эксперт.
«Друг России»
Напомним, в понедельник, в 23.57 по московскому времени, при столкновении в аэропорту Внуково легкомоторного самолета Falcon 50 со снегоуборочной машиной погибли четыре человека, включая президента французского энергетического концерна Total Кристофа де Маржери. Остальные трое погибших – также французы, члены экипажа.
По факту катастрофы СК России возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК России («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).
Де Маржери прилетал в Москву для участия во встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, посвященной иностранным инвестициям в Россию. Его называли «другом России» и одним из немногих крупных западных бизнесменов, который выступал против введения экономических санкций в отношении Москвы. Об этом он говорил и в своей последней речи.
Компания Total, которую он возглавлял с 2007 года, является одной из крупнейших нефтяных компаний в мире. Она имеет активы и в России. В частности, ей принадлежат 18% акций крупнейшего независимого производителя газа «Новатэк» и 20% в совместном с ним проекте «Ямал СПГ».