ВМС США впервые запустили ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Х-47В с палубы авианосца «Джордж Г. У. Буш».
Флот может доставить этот беспилотник к любому берегу, аппарат сможет в перспективе держаться в воздухе бесконечно долго
Беспилотник был запущен с помощью катапульты, совершил несколько маневров, включая два условных «захода на посадку», над авианосцем и в итоге совершил посадку на аэродроме в Патаксент-Ривер (штат Мэриленд), где в течение последнего года базируются два опытных образца этого аппарата производства компании Northrop Grumman. В ближайшее время, как ожидается, беспилотник совершит также посадку на палубу авианосца.
Руководитель проекта контр-адмирал Мэт Уинтер не стал уточнять, когда может начаться реальная эксплуатация беспилотников на авианосцах, указав лишь, что «в предстоящие годы» участники проекта «будут к этому стремиться», сообщает ИТАР-ТАСС.
Газета The New York Times пишет о предстоящем «открытии новой главы в военной истории» – переходе к «автономным боевым действиям с помощью БПЛА».
Издание отмечает, что тактико-технические характеристики того же Х-47В, прозванного на американском флоте просто «Роботом», открывают невиданные прежде возможности, включая использование СВЧ-оружия: мощные источники сверхвысокочастотного электромагнитного излучения способны выводить из строя сети электропередачи противника. Самолеты не могут нести на борту такое оружие, потому что ни один пилот такого излучения не выдержит.
По данным ВМС, Х-47В обладает дальностью полета более 2100 морских миль (около 4 тыс. километров) на высоте свыше 1200 метров. Полет проходит в автоматическом режиме под управлением бортовых компьютеров, оператор вмешивается лишь в случае необходимости. Этим данная машина отличается от других беспилотников, используемых американскими военными.
В прошлом году Пентагон выпустил директиву, в соответствии с которой оружие, способное выбирать и поражать цели автоматически, без вмешательства человека, не должно использоваться в США в течение по меньшей мере нескольких ближайших лет. Тем не менее американские правозащитники и пресса выражают опасения по поводу того, что быстрое развитие БПЛА ведет именно к этому.
«Очевидно, что беспилотники – это авиация будущего, – заявил газете ВЗГЛЯД диктор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин. – К сожалению, мы это дело немного прозевали. То, что решена эта техническая задача, – сигнал о том, что человек становится все менее востребован для войны».
«Возникает возможность использовать флот для запуска автономных беспилотных летательных аппаратов. Конечно, это новая веха», – отметил он.
«Учитывая также, что совершенствуются технологии, позволяющие самолетам находиться в небе за счет солнечной энергии, не остается недосягаемых территорий: флот может доставить этот беспилотник к любому берегу, аппарат сможет в перспективе держаться в воздухе бесконечно долго, а учитывая, что это ударный беспилотник, он может передавать данные, поражать цели, оставаясь зачастую незаметным, поскольку сегодня эффективных средств обнаружения беспилотников немного. Это серьезный шаг. Это компьютерные войны, которые становятся реальностью», – сказал Козюлин.
«Они идут впереди всех в этом направлении, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД бывший командующий Ракетными войсками стратегического назначения Виктор Есин. – Хотя в свое время Советский Союз был пионером этого дела, но после его развала была пауза, и мы до 2008 года этим практически не занимались».
По его мнению, использование беспилотных аппаратов должно быть регламентировано международными договорами. «Ударные беспилотные средства – новое направление, которое является дестабилизирующим фактором военно-стратегического баланса. И если международное сообщество не договорится каким-то образом ограничить эту деятельность, то в дальнейшем дестабилизирующая роль этих средств может возрасти. Их способность вести автономные боевые действия представляет серьезную опасность для стабильности.
Необходимо принять документ, чтобы каждое государство приняло соответствующие меры, подводить юридическую базу под использование этого оружия», – сказал Есин.
«Беспилотные аппараты дальнего действия и опознать нельзя. Если против тебя этот аппарат сработал, то против кого воздействовать? На нем же нет опознавательных знаков, в отличие от самолетов. Насколько мне известно, террористы тоже этими средствами очень интересуются», – отметил он.
Между тем стало известно, что военное ведомство ФРГ объявило о прекращении реализации масштабной программы по созданию беспилотного самолета Euro Hawk. В качестве одной из основных причин такого шага называются трудности, связанные с получением разрешений на полеты крупнейшего в мире беспилотника в воздушном пространстве европейских стран.
Deutsche Welle* отмечает, что Германия потеряет на отказе от амбициозного проекта немалые средства. На данный момент в немецкий проект уже инвестировано 562 млн евро.
Часть этих средств пошла на приобретение в США демонстрационного образца беспилотника. Около 54 млн евро было затрачено на технические цели, например проведение испытательных полетов и т. д.
В минобороны Германии, правда, считают, что данное оборудование будет использовано в рамках других проектов.
Несколько недель назад в Германии задумались о целесообразности покупки беспилотников, разработанных США. Министр обороны ФРГ Томас де Мезьер призвал немецких политиков проявлять сдержанность в этом вопросе. По его словам, перед подобной сделкой следует тщательно изучить «правовые, этические, технические и финансовые вопросы».
В России, напомним, первый ударный беспилотный аппарат собственной разработки, согласно заявлению бывшего главкома ВВС Александра Зелина, ожидается к 2020 году. В 2008 году Минобороны объявило о начале программы стоимостью в 5 млрд рублей по созданию современных образцов разведывательных беспилотных комплексов. Однако выполнить ее не удалось. Ни один представленный в ее рамках отечественный образец БЛА не только не соответствовал выданному техническому заданию военного ведомства, но и не выдержал самих испытаний. В итоге необходимую технику, а также лицензию на ее производство Россия вынуждена была купить у Израиля.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента