В понедельник российские следователи возбудили уголовное дело по статье «Убийство» по факту смерти девятилетнего Антона Фомина в США, сообщает пресс-служба ведомства.
Девятилетний Антон Фомин в 2005 году эмигрировал в США вместе со своими родителями. Однако вскоре его отец скончался от рака, а мать не смогла более заботиться о нем из-за проблем со здоровьем.
Телеканал Fox News, цитируя пастора этой общины Степанюка, сообщает, что после смерти отца Фомина взяла под опеку семья, у которой уже было четверо детей, но спустя год Антон ушел из нее.
В 2008 году мальчик был передан под опеку семье американцев и дальних родственников Фоминых – тоже выходцев из Советского Союза. Опекунами Антона стали Вячеслав (Славик) Синчук (Slavik Sinchuk), владелец небольшого автопарка грузовиков, и его жена Светлана. Кстати, все они: и родители мальчика, и его приемные родители – принадлежали общине «Дом молитвы». Эта церковь, принадлежащая одному из течений протестантизма, основана в 1999 году несколькими семьями выходцев из Советского Союза, говорившими на русском и украинском языках.
Все они компактно поселились вокруг церкви города Линкольн, штат Небраска, в которой и служит пастором Олег Степанюк. Синчуки живут в соседней деревне Дэви. В местной газете Journalstar сообщалось 10 июля 2007 года о том, что Вячеслав Синчук женился на Светлане Тишковой, молодоженам было тогда по 27 лет.
Именно в Дэви 17 мая и погиб Антон, задохнувшись угарным газом. Как говорил прокурор округа Ланкастер Джо Келли, следователи не установили, что стало причиной пожара, произошедшего в доме, а также не нашли улик, свидетельствовавших о вине опекунов в гибели Антона.
#{smallinfographicleft=415988}Ранее сообщалось, что мальчик был заперт в подвальном помещении дома, поэтому не смог выбраться. Однако Синчук утверждает, что ребенок не был заперт, а просто спал в своей комнате, оборудованной в подвале. По его словам, они ненадолго решили съездить к родственникам вместе со своими грудными детьми и не стали будить мальчика. Когда через 30–45 минут они вернулись, дом уже был объят пламенем... На похороны мальчика пришли около 200 человек.
Напомним, в некоторых штатах прямо запрещено оставлять детей одних, однако в Небраске власти здесь лишь официально не рекомендуют оставлять без присмотра детей младше 11 лет.
После трагедии уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов призвал МИД добиваться от правоохранительных органов возбуждения уголовного дела, чтобы разобраться до конца, есть ли в случившемся вина родителей. «Это страшная новость. Я направил обращение главе МИДа, чтобы ведомство отреагировало на произошедшее и попыталось выяснить, есть ли в случившемся вина приемных родителей», – отмечал Астахов.
Власти США тогда выразили готовность предоставить России всю необходимую информацию для расследования гибели Антона.
В том, что мальчик был заперт, выражал сомнение и пастор Степанюк. В интервью местным журналистам он предположил, что Антон любил своих приемных родителей и что мальчик просто спал, когда начался пожар.
Сам Вячеслав Синчук от корреспондента газеты ВЗГЛЯД узнал о том, что стал в Москве фигурантом уголовного дела об убийстве. По его версии, трагедия, которая произошла в мае, была несчастным случаем.
«Случилась утечка газа, и произошел взрыв, – рассказал Синчук газете ВЗГЛЯД. – Антон спал и, по-видимому, проснувшись, испугался и побежал спасаться в ванную комнату, как их учили в школе на уроках по выживанию в экстремальных ситуациях. Пожар вспыхнул под крышей и стал распространяться сверху. К сожалению, Антон не выбрался из окна, хотя в полуподвальном помещении было несколько открывающихся окон, и не выбежал на улицу... За неделю до трагедии в городе было штормовое предупреждение, и мы вместе с Антоном укрылись в ванной комнате, как это рекомендуют делать спасатели».
Синчук считает, что российский СК строит свои выводы на непроверенной информации. Он также утверждает, что взял Антона под опеку, поскольку Фомины приходятся ему дальними родственниками.
Как рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД Синчук, в качестве основной версии трагедии полиция рассматривала взрыв бытового газа. Первоначально у полиции, по словам Синчука, были подозрения, что он сам мог быть косвенно виновен в утечке газа. Незадолго до 17 мая он действительно ремонтировал канализацию, что могло бы стать причиной аварии. Однако позже эти обвинения были сняты: полиция убедилась, что все работы хозяин дома проводил на улице, они не могли стать причиной взрыва. Синчук также рассказал, что его сосед, услышав взрыв и увидев пожар, отогнал машину его жены Светланы подальше от пожара, но, видимо, не догадался, что в доме остался ребенок.
Местный филиал CBS, который освещал трагедию, расспросил знакомых и близких Антона о том, каким был ребенок. Учитель Антона в воскресной школе вспоминает о нем как о добром и нежном мальчике, который брал уроки русского и фортепьяно. Одноклассники мальчика в школе Waverly Intermediate, где он учился в третьем классе, говорят о нем как о всеобщем любимчике, который «всегда улыбался». Соседи говорят, что родители делают все возможное, чтобы увековечить память об Антоне.
Спустя полгода после трагедии, 12 декабря, в семье Светланы и Вячеслава Синчуков родилась дочь Лиза (американское полное имя Saint Elizabeth), запись об этом поместила та же местная газета Journalstar. Это третий ребенок у Синчуков, семья пытается жить дальше после той страшной трагедии.
Напомним, на прошлой неделе СКР возбудил уголовное дело по факту гибели в США другого приемного ребенка – Максима Кузьмина, который в конце января погиб в штате Техас. На время расследования приемная американская мать отстранена от воспитания другого ребенка, брата Максима, хотя ей позволено раз в неделю с ним видеться. В российском МИДе заявили, что Москва рассчитывает на суровое наказание для приемных родителей мальчика.
Ранее СКР сообщал, что заочные обвинения также предъявлены четырем американцам. Это Брайан Дикстра, признанный в прошлом году невиновным в убийстве Ильи Каргынцева, супруги Майкл и Нанетт Крэйвер, приемный сын которых Ваня Скоробогатов скончался в 2009 году от черепно-мозговой травмы, и Майкл Гризмор – за совершение против приемной дочери насильственных действий сексуального характера.
Добавим, что в начале февраля председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин пригласил генпрокурора США Эрика Холдера в Россию обсудить расследование этих и подобных дел.
В письме Бастрыкин напомнил, что российские следователи расследуют уголовные дела, возбужденные по фактам применения на территории США насилия в отношении 13 маленьких россиян. Речь идет о насилии в отношении Сергея Наконечного, Никиты Хорьякова, Димы Яковлева, Ксении Антоновой, Лены Живодровой, Даниила Кричуна, Максима Бабаева, Вани Скоробогатова и других.
В связи с участившимися фактами происшествий с усыновленными американцами российскими детьми 28 декабря прошлого года президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ».
Добавим, что в эту субботу запланировано проведение марша «В защиту детей». Соответствующую заявку в мэрию Москвы подало движение «Русские матери» (было образовано в связи с гибелью Максима Кузьмина). Планируется, что в акции примут участие пять тысяч человек. Как рассказал газете ВЗГЛЯД один из организаторов марша, директор Института демографических исследований Игорь Белобородов, «нужно поднимать тему защиты прав российских детей в принципе, а не применительно к конкретному бедному ребенку, который пострадал, и вне зависимости от того, по каким причинам».