Без оглядки на чины
Коррупция – это нарушения закона и регламента, это нарушает всю логику и целостность государства
Неприкасаемых лиц при борьбе с коррупцией быть не должно. Надо действовать без оглядки на чины и звания, категорично заявил в четверг на коллегии Следственного комитета глава администрации президента РФ Сергей Иванов, передает РИА «Новости».
Член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов («ЕР») присоединился к заявлению Иванова: «Не может быть никаких исключений. Закон един для всех. В России борьба с коррупцией должна вестись вне зависимости от того, какую должность человек занимает», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
При этом Костунов пояснил, что неприкосновенность депутатов Госдумы не означает неприкасаемость. «В отношении депутата Госдумы при совершении уголовно наказуемых деяний просто введен особый порядок привлечения его к ответственности: этот вопрос вносится на голосование палаты. Но еще не было ни одного случая, когда при достаточной информации о совершении депутатом Госдумы преступления палата бы запретила его преследовать», – добавил он.
По его словам, неприкасаемых сегодня по закону нет, однако многие люди пользуются своим служебным положением или поддержкой каких-либо общественных сообществ. «Коррупция – это нарушения закона и регламента, это нарушает всю логику и целостность государства», – заключил Костунов.
На заседании коллегии СК Сергей Иванов, подчеркнув важность борьбы с мздоимцами, заметил, что общество ожидает от следователей «большей результативности в противодействии коррупции».
#{smallinfographicleft=454453}Иванов признал, что коррупция – это сложный вид преступлений. «Изобличить нечистых на руку людей, распутать весь преступный клубок от замысла до реализации бывает очень непросто. И поэтому здесь особенно востребован профессионализм следователей», – заметил он.
Причем он считает, что следствию необходимо повысить качество работы: «Недопустимо, когда из-за невнимательности, небрежности следователей уголовные дела разваливаются в судах, а явно виновные лица уходят от ответственности, – отметил Иванов. – Тем самым нарушается важнейший юридический принцип – принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление».
Он также подчеркнул, что любые просчеты на этапе следствия не только бьют по репутации Следственного комитета и всей правоохранительной системе, они негативно сказываются на авторитете власти в целом.
Впрочем, глава президентской администрации также отметил, что в 2012 году сотрудникам Следственного комитета удалось добиться хороших результатов по целому ряду направлений. «Активно велась работа по раскрытию убийств и покушений на убийство. Кроме того, стало больше раскрываться тяжких и особо тяжких преступлений прошлых лет – уголовные дела, которые, казалось бы, не имели перспектив. Среди них более 1500 убийств», – перечислил он. Но, по мнению Иванова, СК необходимо повысить уровень взаимодействия с налоговыми органами и МВД: «За последние годы число направленных в суд уголовных дел о налоговых преступлениях уменьшилось. Вместе с тем причины этого не во всем вызваны либерализацией законодательства в данной сфере», – заявил он.
Глава президентской администрации также подчеркнул, что СК отводится особая роль в расследовании преступлений террористической и экстремистской направленности. «Для нашего многонационального государства, для общества и граждан они представляют огромную опасность», – заметил он.
«Мы видим, что тактика расшатывания государственных и общественных устоев становится более изощренной, циничной, вызывающей, – подчеркнул Иванов. – Соответственно, контрдействия должны быть оперативными и грамотными, четко скоординированными с другими правоохранительными органами».
Финансовая полиция
Продолжая тему борьбы с коррупцией, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что в России необходимо создать финансовую полицию. «В компетенцию такого органа следовало бы отнести функции по выявлению и раскрытию финансовых преступлений», – уточнил он.
По словам главного российского следователя, работу полиции нужно будет базировать на «финансовой» разведке и контроле за распоряжением бюджетными средствами.
Отметим, что в феврале 2012 года Бастрыкин говорил, что финансовая полиция может быть создана на базе Росфинмониторинга, если добавить ведомству новые функции.
Коснулся Бастрыкин и громких дел о махинациях с имуществом Минобороны. По его словам, хищения долгое время удавалось скрывать из-за слабой работы контролирующих органов.
«Причиной длительного сокрытия преступлений стала недостаточная эффективность подразделений Минобороны России, осуществляющих функцию контроля за расходованием бюджетных средств», – посетовал он.
Также Бастрыкин пообещал, что следствие доведет до конца эти дела. «Работа по этому делу активно продолжается, расследование будет проводиться в полном объеме, география расследования расширяется, выявляются новые фигуранты. Мы сделаем все, чтобы успешно расследовать это преступление в полном объеме», – заверил он.
Он рассказал, что по всем делам Минобороны сейчас идет финансово-экономическая экспертиза, которая должна выявить наличие вины Сердюкова.
«Мы привлекаем экономистов и финансистов, чтобы все это доказать. Мы хотим, чтобы все это было убедительно, чтобы вышли в суд, а тем более министр обороны и его помощники... Мы должны выйти с существенными доказательствами финансового плана», – рассказал Бастрыкин журналистам, отвечая на вопрос, когда Сердюков перейдет из разряда свидетеля в «новое качество».
«По всем сюжетам мы сейчас назначили финансово-экономическую экспертизу. Независимые финансисты и эксперты оценят: вот здесь правильное было решение, а здесь неправильное», – подчеркнул глава СК.
Общий ущерб по делам Минобороны, по его словам, уже превышает 13 млрд рублей, хотя изначально он оценивался только в 3 млрд. А передача в суд дел о хищениях в МО займет не меньше года, приводит его слова РИА «Новости».
«Если в год мы уложимся, это будет здорово», – добавил Бастрыкин.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Общественного антикоррупционного комитета Дмитрий Пакка, он не верит, что после этих заявлений «возьмут и посадят Скрынник и Сердюкова».
«Все равно остаются негласные понятия, кого можно трогать, а кого нет, исходя из целесообразности ведения дел в отношении провинившегося чиновника. Поэтому как раньше могли посадить, например, заместителя министра или руководителя департамента, то есть достаточно высокого уровня чиновников, но не самого высокого, так и сейчас их могут посадить», – рассказал эксперт.
«И так кампания ведется. И безусловно громкие дела существуют. Но чего-то еще я не жду», – признался он.
При этом борец с коррупцией согласился с тезисом Бастрыкина о том, что о хищениях в Минобороны долгое время было неизвестно из-за плохого контроля: «Насколько мне известна ситуация изнутри, там все спускалось на органы военной прокуратуры. Они не были особо заинтересованы выдавать своих. То есть, если извне им попадала информация о каком-то правонарушении, они как-то между собой решали», – резюмировал эксперт.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в последнее время в России серьезно активизировалась борьба с коррупцией. Причем по громким уголовным делам стали проходить люди масштаба министров.
В частности, правоохранительные органы заинтересовались деятельностью экс-министра сельского хозяйства Елены Скрынник. 14 февраля она присутствовала на пятичасовом допросе в Следственном комитете и объясняла, какое отношение она имеет к делу о хищении средств в Росагролизинге, который она когда-то возглавляла.
Мошенничество в Росагролизинге в ноябре прошлого года разоблачили журналисты телеканала «Россия-1» в фильме «Всласть имущие». Сама экс-министр полностью опровергала свою причастность.
Еще более громким является дело о масштабных хищениях в Минобороны. Коррупционный скандал вокруг прежнего руководства ведомства начался в октябре прошлого года с возбуждения уголовных дел по факту мошенничества в ОАО «Оборонсервис». Первоначально в Следственном комитете заявляли о выявленном ущербе в размере свыше 3 млрд рублей. Позже следователи пришли к выводу, что все преступления были совершены одними и теми же людьми, в связи с чем дела были объединены в одно.
А накануне генеральный прокурор России Юрий Чайка рассказал, что в общей сложности сейчас расследуется уже 25 уголовных дел о хищениях в подведомственных Минобороны компаниях «Оборонсервис» и «Славянка». При этом общий ущерб по этим делам уже превысил 5 млрд рублей.
Дети в Америке
Следственный комитет также намерен привлечь к уголовной ответственности американцев, избежавших наказания за преступления против российских детей.
«Мы намерены привлечь к ответственности всех тех американских граждан, которые совершили тяжкие преступления против российских детей и не понесли должного наказания на территории США. Все привлеченные в качестве обвиняемых американские граждане объявлены в международный розыск, и мы ходатайствуем об их заочном аресте», – сказал Бастрыкин.
Напомним, из официального доклада, посвященного проблеме ненадлежащего обращения с детьми в американских семьях, следует, что в США в 2011 году от издевательств или отсутствия должного внимания со стороны родителей и опекунов погибли 1570 детей.
А в понедельник стало известно, что усыновленный в России трехлетний Максим Кузьмин в конце января был убит в штате Техас. По версии следователей, он был избит приемной матерью, которая долгое время кормила его сильными психотропными препаратами.