Нужна страховка
Мы почти постоянно вынуждены прибегать к государственным решениям в ситуациях, когда весь цивилизованный мир этого не делает
В среду премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что пострадавшие от стихийных бедствий должны получать не компенсации из бюджета, а страховые выплаты, как во всем цивилизованном мире.
«Некоторые виды страхования у нас, к сожалению, почти не используются. Поэтому мы почти постоянно вынуждены прибегать к государственным решениям в ситуациях, когда весь цивилизованный мир этого не делает, выдавая деньги из государственного бюджета при наступлении, по сути, страховых случаев, связанных со стихийными бедствиями. Делаем мы это щедро, в то же время путь этот нецивилизованный», – сказал Медведев на заседании правительства России.
Между тем стало известно, что более 80 жителей Крымска, пострадавшие от наводнения, получили обратно ранее возвращенные властям денежные средства, которые якобы были «переплачены» в качестве компенсаций за ущерб от наводнения.
«Вчера (во вторник) все 85 жителей получили деньги на свои расчетные счета», – рассказал РИА «Новости» представитель кубанских властей.
Во многих цивилизованных странах, в том числе и в США, расплачиваются за стихийные бедствия страховые компании, а не государство.
Таким образом, даже самая минимальная сумма выплат страховых компаний своим клиентам в 65 раз превышает объем выделенной государственной помощи, например, пострадавшим от «Сэнди».
Программы частных страховых компаний в США обычно не покрывают ущерб, наносимый жилым домам наводнениями, поэтому многие домовладельцы не имеют подобной страховки или застрахованы в финансируемой из бюджета Национальной программе страхования от наводнений. Специальный закон о защите от наводнений был принят в Соединенных Штатах еще в 1973 году. Он обязывает заемщиков по ипотеке застраховаться от наводнения, если соответствующий объект расположен в местности, подверженной угрозе наводнения.
В России, напротив, компенсации пострадавшим в результате пожаров, наводнений, ураганов и других стихийных бедствий платит государство из бюджетных денег.
По оценкам директора Центра страхования имущества и ответственности физических лиц СК «Альянс» Артема Искры, только в результате массовых пожаров в 2010 году экономика страны потеряла 450 млрд рублей, причем значительная часть средств пошла на компенсации пострадавшим, поскольку большинство из них не имело страховки. Для сравнения: в России недвижимость добровольно страхуют пока только около 5–7% собственников. На Западе же почти 90% недвижимости застраховано.
В том же 2010 году МЧС выступило с законодательной инициативой стимулировать страхование недвижимости от пожаров и стихийных бедствий. В частности, предлагалось сделать это страхование обязательным. Однако идею отверг Минфин, посчитавший невозможным обязать гражданина защищать свое имущество, в том числе и путем страхования, что противоречило бы гражданскому законодательству.
Государство пошло иным путем, создав резервный фонд на случай катастроф, где госгарантии определяются каждый раз индивидуально. Так, резервный фонд правительства по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий на 2011 год составил 8 млрд рублей. Практически все эти средства ушли на выплаты компенсаций, в том числе 4,8 млрд рублей – на жилищные сертификаты тем, кто лишился в результате ЧС и терактов своего жилья. Из резервного фонда средства идут на выплату единовременной материальной помощи, на покупку нового жилья, единовременных пособий в связи со смертью членов семьи, на восстановление жилых домов, школ, детских садов, поликлиник, объектов сельского хозяйства и административных зданий.
Таким образом, введение обязательного страхования жилья в районах с высоким риском того или иного стихийного бедствия могло бы серьезно сэкономить бюджетные средства. Об этом, кстати, премьер Дмитрий Медведев говорил еще в июле – тогда он потребовал вернуться к вопросу обязательного страхования от стихийных бедствий, как это было в Советском Союзе.
Обвиняется бывший мэр
В среду в Следственном комитете (СК) России заявили о завершении следственных дел по уголовному делу в отношении бывшего главы муниципального образования Крымский район Василия Крутько, главы Крымского городского поселения Владимира Улановского, бывшего главы Нижнебаканского сельского поселения МО Крымский район Ирины Рябченко, и. о. руководителя МКУ «Управление по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защите муниципального образования Крымский район» Виктора Жданова. Сами обвиняемые закончили процедуру ознакомлениями с материалами, сообщается на сайте ведомства.
Крутько, Улановский и Рябченко обвиняются в служебном подлоге (ч. 2 ст. 292 УК РФ) и халатности (ч. 3 ст. 293 УК РФ), Жданов – в халатности и покушении на мошенничество при получении выплат (ч. 3 ст. 293, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159.2 УК РФ).
Между тем бывший мэр Крымска Владимир Улановский, обвиняемый в халатности во время наводнения, в открытом письме заявил, что не признает вины, так как не мог предвидеть удар стихии и разрушительные последствия, а во время ЧС спасал людей.
Крымский потоп
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в начале февраля была завершена проверка по фактам требования с жителей пострадавших от наводнения регионов вернуть деньги, выделенные им на восстановление жилья. В прокуратуре пришли к выводу, что власти пытаются получить деньги необоснованно, именно они виноваты в том, что расчеты по выплатам были проведены с ошибками.
Ранее не отбирать у людей переплаченные сверх нормативов компенсации призвал президент России Владимир Путин.
Напомним, на Кубани в результате сильного дождя 6–7 июля в городах Крымск, Геленджик, Новороссийск, поселках Кабардинка, Дивноморское и станицах Нижнебаканская и Неберджаевская Краснодарского края произошло подтопление 7,2 тыс. жилых домов. Из них 4870 домов располагаются в Крымске. Полностью были разрушены 400 домовладений.
В результате подтопления пострадали 34 тыс. 650 человек. Частично утратили имущество 5 тыс. 500 человек, полностью – 29 тыс. За медицинской помощью обратились 3 тыс. 910 человек, из них 400 – с травмами сильной и средней степени тяжести.
Официальной причиной наводнения были названы ливневые дожди, а также плохая пропускная способность систем канализации. Также в Минприроды заявляли, что Росприроднадзор считает одной из причин застройку паводкоопасных территорий.
Что касается действий местных властей, то они, как выяснилось в ходе расследования, узнали о том, что над Крымском нависла опасность наводнения, еще в 22 часа 30 минут 6 июля, то есть за три часа до потопа. Однако никто из них не дал команду включить сирены и начать эвакуацию.
20 июля следователи возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц).
Следствие выяснило, что штормовые предупреждения поступали в администрацию Крымска еще и 5 июля.
25 июля на совещании у президента Путина в Геленджике глава Следственного комитета Александр Бастрыкин сообщил, что крымские чиновники решение о введении чрезвычайной ситуации написали задним числом, уже после того как произошла трагедия.
При этом, по словам Бастрыкина, 2 тыс. свидетелей подтвердили, что системы оповещения в Крымске не было.