В четверг источник РИА «Новости» в столичной администрации сообщил, что власти Москвы решили больше не мостить тротуары плиткой из соображений экономии.
От плитки не отказались, а просто поумерили пыл в этом плане
«В целях экономии бюджетных средств принято решение о том, что плитку в Москве больше класть не будут. Вместо нее, как и раньше, будут класть асфальт», – сказал источник, отметив, что асфальт обойдется городскому бюджету намного дешевле плитки.
Некоторые эксперты поддержали это мнение. «В прошлом году мы работали на субподрядной основе и видели, как осуществляется укладка плитки. Специалистов по укладке плитки мало, а качество плитки, предлагаемое предприятиями, было низким», – заявил генеральный директор ЗАО «Дорстрой-СК» Алексей Смирнов.
Он указал, что на некоторых участках, где мостилась плитка, лежал хороший асфальт. «Не удивлюсь, если в этом году будут теперь уже снимать плитку и на ее место класть асфальт», – отметил эксперт.
Координатор движения «Архнадзор» Наталья Самовер отметила, что для мощения плиткой квалификация рабочего должна быть выше, чем у того, кто кладет асфальт. «Учитывая масштаб работ, процент некачественной укладки плитки был выше, чем некачественной укладки асфальта», – подчеркнула она.
Однако позднее заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков опроверг сообщения о том, что в Москве отказываются от плитки, уточнив, что ее будут класть в парках и пешеходной зоне.
«Эта информация некорректна по нескольким причинам. Первое – незнание обстановки, второе – правительство Москвы на комфорте москвичей не экономит», – сказал Бирюков.
Он напомнил, что городские власти в 2011 году объявили о замене асфальта на плитку. «Это была просьба населения, экологичность плитки доказана учеными», – отметил заммэра.
Чиновник также напомнил, что в 2011 году в столице плиткой было вымощено 340 тыс. квадратных метров тротуаров. «Мы остановили эту работу в конце августа, чтобы не создавать дискомфорт для населения», – сказал Бирюков.
По его оценке, в 2012 году в Москве асфальт на плитку заменили на площади порядка 400 тыс. квадратных метров. «Мы продолжим эту работу. Идеология, которая была выдвинута жителями, населением, будет поддерживаться», – подчеркнул он.
Заммэра также не подтвердил информацию о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отменила ряд аукционов по замене асфальтового покрытия на плиточное в центральной части города. «Информация о том, что кто-то из москвичей или гостей столицы остановил аукционы, – неправда. Никакие конкурсы ФАС не отменяла», – подчеркнул Бирюков.
Единственное, что, по его словам, изменилось, – «акценты» перенесены теперь с отдельных, второстепенных улиц в центральной части города на важные объекты: парки, пешеходные зоны. Он напомнил, что в пределах центральной части города в настоящее время ведется работа по созданию парковочного пространства. По мнению заммэра, неблагоразумно класть плитку там, где через месяц может появиться парковка или заездной карман.
Замена асфальта на плитку началась в Москве в 2011 году по инициативе мэра Сергея Собянина, который заявил, что городу, особенно в центральной части, стоит избавиться от непрезентабельного асфальта, и распорядился привести тротуары в порядок. Городские власти сообщали, что всего в городе необходимо уложить порядка 1,14 млн квадратных метров плитки. В 2011 году в Москве планировалось уложить плитку на тротуарах центральных улиц и вылетных магистралей, однако полностью выполнить план не успели. В 2012 году, как следует из материалов Москомархитектуры, планировалось замостить в исторической части города в общей сложности 7,1 гектара на таких улицах, как Воздвиженка, Никольская, Рождественка, Лубянка, Большая Бронная, Ильинка, Полянка, Петровский, Тверской и Никитский бульвары, Лубянская и Манежная площади. Мощение тротуаров на остальных улицах в границах Садового кольца предполагалось провести до 2016 года.
Год назад, после того как было объявлено о решении замостить столичные тротуары плиткой, доцент кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев отмечал в интервью газете ВЗГЛЯД, что плитка имеет преимущество перед асфальтом, но при одном условии: она должна быть качественной. А качество эксперт предлагал оценить по прошествии первой зимы.
В четверг ученый поделился своими наблюдениями по итогам прошедшего года.
«Практически во всех интервью в прошлом году я старался говорить о том, что плитка – идея хорошая, но ни в коем случае нельзя допустить появления на улицах города некондиционной плитки, что может дискредитировать хорошую идею. Так вот, в принципе, это и свершилось, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – В том ажиотаже, при котором в прошлом году укладывали плитку, когда подрядчиков выбирали по результатам конкурсных торгов «кто меньше предложит», подрядчики получили право брать плитку там, где она была, а в прошлом году был период, когда плитки просто не хватало, значительное количество недоброкачественной плитки попало на улицы города. Во многих случаях даже не пришлось зимы ждать, чтобы предугадать результат».
«Там, где плитка хорошая, она стоит и стоять будет, а там, где плохая, возникает ситуация, что ее нужно заменять. Но так как по каждому участку подрядчики подписали гарантийное обязательство, то те подрядчики, кто решил сэкономить и схалтурить, получили некое удовольствие, по принципу «скупой платит дважды», – подвел итоги эксперт.
Он подчеркнул, что на городском бюджете ремонт пришедшей в негодность плитки не скажется. «Все бракоделы будут исправлять свои огрехи за свой счет», – сказал Васильев.
«От плитки не отказались, а просто поумерили пыл в этом плане, – пояснил Васильев. – В любом случае плитку укладывать будут, но, наверное, несколько более обдуманно и с меньшим ажиотажем».
Эксперт напомнил, что плитка имеет целый ряд преимуществ: «Например, на тротуарах, где стесненные условия для производства дорожных работ: асфальт укладывать сложно, уплотнять сложно, не каждый каток можно загнать на тротуар.
Во-вторых, под тротуарами имеется огромное количество инженерных коммуникаций, которые, хотим мы или не хотим, надо ремонтировать. При наличии плитки это удобнее.
В-третьих, в жаркий день из асфальтобетонного покрытия будут выделяться токсичные углеводороды, плитка исключает эти явления».
Кроме того, плитка может быть более экономически выгодной, считает Васильев. «Если плитка хорошая, подчеркиваю, хорошая, то она будет значительно дольше служить, чем асфальтобетон», – заключил он.