В среду стало известно о первых кадровых решениях, принятых в связи с серией провальных запусков космических аппаратов за последнее время. Как сообщил источник «Интерфакса», своей должности лишился руководитель ГКНПЦ им. Хруничева 63-летний Владимир Нестеров.
Нестеров тем самым отвел угрозу отставки от других руководителей предприятий
«Гендиректор ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева» (Москва) Владимир Нестеров написал заявление об уходе с должности», – сказал источник. «Соответствующие нормативные документы готовятся на основании заявления», – добавил он.
«Это заявление стало одним из результатов вчерашнего совещания, которое проводил премьер-министр (Дмитрий Медведев)», – сказал источник РИА «Новости» в Роскосмосе.
В Центре им. Хруничева воздержались от комментариев по этому поводу. «Центр имени Хруничева не комментирует сообщения СМИ о возможной отставке с поста руководителя предприятия Владимира Нестерова», – сказал пресс-секретарь центра Александр Бобренев.
Вместе с тем он добавил, что межведомственная комиссия представит руководителю Роскосмоса Владимиру Поповкину 16 августа доклад с анализом причин нештатного запуска 6 августа, который привел к невыводу на орбиту двух спутников связи. «По результатам доклада, возможно, будут приняты какие-то решения», – заключил Бобренев.
Эксперт в российской космонавтике, комментируя сообщения об отставке, высказал мнение, что Нестеров «взял вину на себя». «Нестеров тем самым отвел угрозу отставки от других руководителей предприятий, имевших отношение к неудачным запускам. Поступив таким образом, Нестеров фактически «рекомендовал» далее не искать виновных в этих неудачах», – сказал эксперт.
Между тем в среду в ГКНПЦ им. Хруничева официально признали, что все аварии последних лет были связаны с работой разгонного блока. «Все нештатные ситуации происходили на этапе работы разгонного блока ракеты-носителя; сама ракета-носитель (три ступени) во всех случаях отрабатывала штатно», – говорится в сообщении на сайте космического центра.
Причины последних нештатных ситуаций кроются не в самой конструкции «Бриза-М», а в общем снижении культуры производства на предприятии
Всего с 2008 года, согласно приведенной в сообщении статистике, было осуществлено 48 пусков ракеты «Протон» (31 коммерческий пуск и 17 – в рамках Федеральной космической программы), из которых четыре закончились авариями по вине разгонных блоков «Бриз-М».
Однако источник в промышленности отметил, что возможный уход с поста руководителя Центра имени Хруничева Владимира Нестерова не означает, что предприятие откажется от производства как разгонных блоков «Бриз-М», так и ракет-носителей типа «Протон». «Эти средства выведения составляют львиную долю бюджета центра, и альтернативной замены этим признанным изделиям нет и не будет в ближайшее время, по крайней мере до начала регулярных запусков ракет-носителей типа «Ангара», – сказал он. – Кроме того, очевидно, что причины последних нештатных ситуаций кроются не в самой конструкции «Бриза-М», а в общем снижении культуры производства на предприятии и недостаточном контроле за качеством, в общем, в том, что сейчас принято называть «человеческим фактором».
Ответить на вопрос, кто может сменить Владимира Нестерова на посту главы Центра имени Хруничева, источник затруднился. «Пока трудно сказать. Может, назначат кого-то из более молодых замов, например Сергея Анисимова, а может, пришлют «варяга» со стороны. На месте руководителя отрасли я бы не отлучал Нестерова от дел: это опытный и преданный своему делу человек. Просто ситуация сейчас играет против него, нужен кто-то «крайний», – отметил он.
Напомним, накануне премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что за потерянные миллиарды и падение престижа России из-за аварийных запусков кто-то должен понести персональную ответственность.
Во вторник перед премьером выступил с докладом руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин. Медведев поставил Роскосмосу задачу проработать вопросы контроля за качеством продукции, выпускаемой предприятиями космической отрасли, и обозначил срок – месяц. «Владимир Александрович (Поповкин – прим. ВЗГЛЯД), вы будете докладывать о сложившейся ситуации, в том числе о практических мерах, которые предполагается принять к повышению качества работы отрасли, включая вопросы о содержании и организационной форме работы Роскосмоса. Вопросы контроля за качеством выпускаемой продукции также остаются острейшей проблемой», – заявил Медведев, обращаясь к Поповкину.
Глава правительства подчеркнул, что виновные в неудачных запусках сейчас не несут никакой ответственности, в том числе финансовой, в отличие от страховых компаний. «Я вот тут выяснял: получается, что после выплаты страхового возмещения последствия выплаты страховой премии даже никоим образом не распределяются на реальных виновников. То есть можно выпускать некачественную продукцию, с ней происходит страховой случай, если выражаться аккуратно, а после этого сами предприятия, которые в той или иной степени виноваты в произошедшем, никакой ответственности финансовой не несут, не говоря уже о другой ответственности, я имею в виду дисциплинарную и прочую», – сказал Медведев.
Как сообщил один из участников совещания, за день до совещания у Медведева Поповкину и генеральному директору ГКНПЦ им. Хруничева Нестерову был устроен разнос на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина. На совещании у Рогозина Нестеров и Поповкин признали ответственность за серию аварий, однако сослались на наличие объективных причин неудач: нехватку квалифицированных кадров, старение инженерно-конструкторского корпуса, недостаточность материальных и социальных стимулов для молодежи, а также отсутствие современных автоматизированных средств контроля технологических процессов. Рогозин остался недоволен объяснениями руководства космической отрасли: по его словам, он уже полгода слышит подобные объяснения, но не видит, чтобы что-то менялось к лучшему.
Ситуация сейчас играет против него, нужен кто-то «крайний
Напомним, в декабре 2010 года, после старта ракеты-носителя «Протон-М», упали в Тихий океан три навигационных космических спутника «Глонасс-М», что задержало программу развертывания ГЛОНАСС почти на год. В феврале 2011 года, после запуска с Плесецка ракеты-носителя «Рокот», оснащенной разгонным блоком «Бриз-КМ» разработки и производства Центра им. Хруничева, на нерасчетную орбиту был выведен военный геодезический спутник «Гео-ИК-2».
18 августа 2011 года на нерасчетной орбите оказался спутник связи «Экспресс-АМ4», запускавшийся с помощью ракеты-носителя «Протон-М», оснащенной разгонным блоком «Бриз-М». Все три изделия: носитель, разгонный блок и спутник – были разработаны и произведены ГКНПЦ имени Хруничева.
Последний из серии аварийных пусков произошел в ночь на 7 августа: из-за сбоя в работе блока «Бриз-М» нештатно закончился запуск ракеты-носителя «Протон-М», выводившей на орбиту спутники связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3».
Всего, по статистике, от 30 до 40% аварий в российской космической отрасли пришлось на средства выведения разработки и производства Центра имени Хруничева.
О возможном увольнении руководства Центра им. Хруничева источник «Интерфакса», знакомый с ситуацией, сообщил сразу после последней аварии. «Космический запуск с Байконура двух спутников связи закончился их потерей. Ущерб для государства исчисляется миллиардами рублей. Пострадал и международный имидж страны как ракетно-космической державы, поскольку один из спутников предназначался для Индонезии. Ясно, что за это кто-то должен ответить», – сказал источник, напомнив, что при запуске использовались тяжелая ракета-носитель «Протон-М» и разгонный блок «Бриз-М» разработки и производства Космического центра имени Хруничева.
«Эта неудача далеко не первая для Космического центра имени Хруничева. В прошлом году, «рекордном» для российской космонавтики по количеству аварий, на эту фирму пришелся значительный процент брака. При этом руководитель фирмы Владимир Нестеров остался на своем посту и должен был обеспечить исправление ситуации. Этого, к сожалению, не произошло», – сказал он.
Нестеров возглавляет центр с ноября 2005 года, когда он сменил Александра Медведева, снятого с должности за неудачи с космическим аппаратом «Монитор-Э» и аварийный запуск 8 октября 2005 года с космодрома Плесецк, когда из-за ракеты-носителя «Рокот» производства ГКНПЦ был потерян европейский научный спутник «Криосат».