«Это пытки!»
Я услышал извинения. Но они должны быть сердечными, а не текстом на бумаге
Во вторник в Хамовническом суде продолжились слушания по делу трех участниц панк-группы Pussy Riot.
Заседание проводилось в новом, меньшем по размерам зале, который не смог вместить всех желающих – более 30 журналистов не смогли попасть на процесс, передает «Интерфакс». Накануне процесс проходил в зале, где слушалось «второе дело ЮКОСа» и был вынесен приговор экс-главе нефтяной компании Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МФО «МЕНАТЕП» Платону Лебедеву.
Во вторник суд продолжил допрос потерпевших. В этот день на вопросы отвечал алтарник храма Христа Спасителя Василий Цыганюк, который сравнил танец участниц Pussy Riot с бесовскими скачками. Ранее он сообщил суду, что его расстроило то, что девушки скакали на амвоне. Он попросил суд принять справедливое решение и отказался предъявлять материальный иск за нанесенный моральный вред. По словам Цыганюка, он с детства работает алтарником, а в храме Христа Спасителя – год.
Одна из обвиняемых Мария Алехина спросила у него, слышал ли он зачитанные адвокатами извинения девушек: «Я услышал извинения. Но они должны быть сердечными, а не текстом на бумаге», – заметил на это Цыганюк.
Подсудимая отметила, что с радостью зачитала бы их лично, но не имела на тот момент возможности, и поинтересовалась, принял ли он извинения. «Я их принял», – ответил потерпевший.
«Приходилось ли вам встречать в храме бесноватых? Как они себя вели?» – спросил адвокат подсудимых Николай Полозов.
«Да, приходилось. Они ведут себя по-разному: кто-то орет, кто-то падает», – ответил Цыганюк.
«Танцуют?» – уточнил защитник.
«Защита, видимо, хочет провести параллель?» – поинтересовалась судья.
«На ваш взгляд, эти женщины бесноватые?» – продолжил спрашивать Полозов потерпевшего Цыганюка. Судья сняла вопрос, поскольку свидетель не обладает медицинскими познаниями. Возражения адвокатов, настаивавших, что бесноватость – не медицинский диагноз, не повлияли на ее решение, сообщает РАПСИ.
«70% вопросов потерпевшим от стороны защиты отводятся судьей», – прокомментировал происходящее в своем микроблоге в Twitter другой защитник Pussy Riot Марк Фейгин.
После допроса первого потерпевшего подсудимая Мария Алехина заявила, что требует на время прекратить суд. «Я не могу участвовать в процессе. Мы не спали, и нас не кормят. Это пытки!» – возмутилась она. Судья Марина Сырова отметила, что «врачебные справки из СИЗО говорят о том, что подсудимые могут участвовать в процессе», и предложила приступить к допросу следующего потерпевшего. Она также сообщила, что сегодня «будет выделено время для того, чтобы они могли поесть».
«А будет выделено время, чтобы они могли поспать?» – в свою очередь спросила судью адвокат Виолетта Волкова.
«Будет время, чтобы и поспать», – пообещала Сырова.
Отметим, накануне судебное заседание – первое по этому делу – длилось более девяти часов и завершилось около 22.00, что возмутило адвокатов и подсудимых. По мнению защитников, участницы панк-группы «подвергаются пыткам», так как в суде обвиняемые находились почти 12 часов без питания.
В ответ на это некоторые потерпевшие тоже посетовали, что им тяжело и они устают, отмечает ИТАР-ТАСС.
Кроме того, адвокат потерпевших попросил суд сделать замечание Волковой, которая, по его словам, нарушила ст. 9 УПК (уважение чести и достоинства). Он указал на это после того, как адвокат спросила у потерпевшего алтарника Василия Цыганюка, не стыдно ли ему смотреть в глаза девушек, которые по его заявлению уже пять месяцев находятся в СИЗО.
На это адвокат девушек Виолетта Волкова заявила, что в таком случае придется вновь заявить отвод судье.
Отметим, что этот судебный процесс вообще отличается особо частыми стычками между адвокатами подсудимых, потерпевшими и гособвинением. Нередко защитники пререкаются и с судьей. В связи с этим защитникам уже было сделано несколько замечаний, сообщает ИТАР-ТАСС.
Следующим был допрошен еще один алтарник Павел Железов. Он сказал, что девушки выступали в «очевидно непозволительном виде» и это «оскорбило его до глубины души, ведь это попрание святых традиций циничным образом», передает РИА «Новости». «Как будто оскорбили близкого родственника, попраны ценности, которые для меня святы», – поделился переживаниями по поводу «панк-молебна» потерпевший.
«Пародия на церковную службу, ведь похожий ритм пения», – сказал Железнов. Потерпевший определил это, так как пел в хоре и у него хороший музыкальный слух. Подчеркнул, что выступавшие использовали святые слова в кощунственном контексте.
Железов, как и другие потерпевшие, тоже не будет заявлять финансовый иск. «Мне их денег не надо», – сказал он. При этом потерпевший считает, что как такового извинения не было: «Они не извинились за то, что причинили огромную боль мне и многим другим людям. А за нарушение церковного распорядка извиняться надо не передо мной».
Начало противостояния
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, на предыдущем заседании защита участниц Pussy Riot в очередной раз заявила свои ходатайства о вызове свидетелей, о возвращении дела прокурору и проведении новой психолого-лингвистической экспертизы. В этот раз адвокаты решили не вызывать в суд президента России Владимира Путина, а ограничиться только патриархом Кириллом. Но, несмотря на это, судья Марина Сырова отказала защитникам во всех просьбах.
Также на заседании были зачитаны мнения подсудимых на обвинительное заключение в их адрес. Надежда Толоконникова*, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич в своих письмах не признали собственной вины, однако заявили, что их акция в храме Христа Спасителя была ошибкой, и попросили прощения у верующих.
В этот же день суд успел допросить двух потерпевших: Любовь Сокологорскую, которая занимается обслуживанием подсвечников, икон и мощей в храме Христа Спасителя, и прихожанина Дениса Истомина.
Сокологорская в суде заявила, что «каждое воспоминание вызывает горечь». Потерпевшая рассказала, как девушки толкнули ковчег со святыней и вбежали на амвон, хотя она умоляла их не совершать такую дерзость. «С моей точки зрения, это преступления. Наказание должно быть адекватным, чтобы им больше никогда не захотелось такого совершить, было бы страшно», – подытожила она.
Потерпевший Истомин рассказал, что очень переживал после акции Pussy Riot: многие люди плакали, кому-то даже стало плохо. По его словам, с подсудимыми в храме были люди крепкого телосложения, которые мешали выводить их, снимать маски. Поэтому некоторым удалось уйти от ответственности.
Оба потерпевших отказались предъявлять подсудимым иск о компенсации морального вреда.
Отметим, что к предварительным слушаниям по делу участниц Pussy Riot суд приступил 20 июля. В ходе заседания, которое проходило в закрытом режиме, судья удовлетворила ходатайство следствия и продлила трем обвиняемым: Марии Алехиной, Надежде Толоконниковой и Екатерине Самуцевич – срок содержания под стражей до 12 января 2013 года.
По решению судьи Марины Сыровой во всех просьбах адвокатов было отказано. Кроме того, было удовлетворено ходатайство следствия о продлении трем обвиняемым срока содержания под стражей до 12 января 2013 года.
Напомним, что 21 февраля этого года феминистки из панк-группы исполнили песню «Богородица, Путина прогони!» перед алтарем в храме Христа Спасителя. Позже в своем «Твиттере» они назвали это выступление «панк-молебном».
26 февраля против участниц группы Pussy Riot Екатерины Самуцевич, Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой было возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство». Дело возбуждено по ч. 2 ст. 213 УК РФ, предусматривающей до семи лет лишения свободы.
21 июня было обнародовано заключение эксперта Независимого экспертно-правового совета Юрия Костанова, который, проанализировав текст песни Pussy Riot, исполненной в храме Христа Спасителя, пришел к выводу, что действия девушек не содержат признаков хулиганства.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом