В четверг утром в Екатеринбурге разгорелся скандал, уже ставший одной из главных тем для обсуждения в социальных сетях: по причинам, непонятным организаторам акции «Автобус Победы», с уже заказанного транспортного средства была снята пленка с портретом Иосифа Сталина.
К началу войны у интеллигенции уже не было никаких иллюзий в отношении Сталина. Мы, конечно, всего не могли знать, но понимали многое
На официальном сайте акции отмечено, что в этом году запуск «Автобусов Победы» планируется сделать самым масштабным за всю историю этой идеи: «Готовность участвовать в подготовке акции выразили инициативные группы нескольких десятков российских городов, а также ряда городов стран СНГ. Исходя из активности пользователей Рунета, выражающих свою поддержку акции и уже начавших передачу денежных пожертвований, организаторы рассчитывают, что им удастся запустить не менее 30 «сталинобусов».
В Екатеринбурге в этом году «сталинобус» был запущен 30 апреля, а уже 2 мая, в первый рабочий день, организаторам сообщили, что перевозчик отказался участвовать в акции.
«Пленку сняли сегодня утром. По какой причине – мы не знаем. Мы напрямую с представителями перевозчика не общались, все контакты были через рекламное агентство «Март», с которым у нас заключен договор. Но, как нам объяснили, перевозчик был напуган активным вниманием со стороны СМИ и не захотел для себя лишних проблем. Официального запрета не было», – рассказала в четверг газете ВЗГЛЯД координатор акции в Екатеринбурге Светлана Анискова.
За изготовление пленки и размещение ее на коммерческом автобусе в течение месяца организаторы акции заплатили 40 тыс. рублей. Деньги эти – добровольные пожертвования сторонников акции.
«Для успешного старта акции во всех городах нам требуется еще около 150 тыс. рублей, которые мы рассчитываем собрать с вашей помощью за оставшиеся полторы недели. В настоящее время мы уже приступили к переводу средств организаторам акций в регионах, и средства будут переводиться вплоть до первых майских праздников. А уже начиная с 6 мая «Автобус Победы» выйдет на свой традиционный праздничный маршрут. Наше с вами поздравление с Днем Победы и нашу с вами точку зрения на историю страны увидят десятки миллионов человек», – сказано на сайте stalinobus.info.
В рекламном агентстве «Март» газете ВЗГЛЯД сообщили, что сами не знают, по какой причине перевозчик отказался от участия в акции «Автобус Победы».
«Сказали просто, что «мы не будем катать изображение Сталина». Он (автобус – прим. ВЗГЛЯД) успел проездить всего один рабочий день. Во время праздников никто на него и внимания не обратил. А в рабочий день, по всей видимости, администрация города увидела его и дала соответствующие распоряжения. Но прямых указаний, каких-то запретов, которые можно было бы доказать, не было», – пояснил газете ВЗГЛЯД заместитель руководителя РА «Март» Сергей Лихачев.
Искать замену «сталинобусу» в рекламном агентстве «Март» уже не будут.
«Я бы удовольствием подыскал другой автобус, но времени на это уже нет. Кому он мешал, этот автобус? И какой коммерсант просто так откажется от денег? Без каких-то указаний сверху? Я не пытаюсь ни обелить, ни очернить Сталина. Но ведь на тот момент он был главнокомандующим! А вообще, если бы это была моя идея, то я сделал бы целую серию автобусов. Один – с главнокомандующим, Сталиным. А другие – с Жуковым, Коневым и Ворошиловым. Интересно, в таком случае тоже бы сняли изображения?» – говорит Лихачев.
Получить пояснения от представителей компании-перевозчика не удалось. Корреспонденту газеты ВЗГЛЯД ответила дама-диспетчер, которая про «сталинобус» ничего не слышала, а как звонить начальству – не знает: «Я тут первый день работаю. Никаких телефонов у меня нет. Одна я тут».
О том, что у акции «Автобус Победы» есть противники, активисты знали и предупреждали своих сторонников. На сайте написано, что «организаторы сделали выводы об уровне агрессии своих оппонентов», а также что «в настоящее время проводимая акция уже встретила противодействие со стороны городских властей Москвы, Риги и Таллина, где главы столиц демократических стран активно насаждают антисоветскую идеологию».
Нашлись недоброжелатели и в самом Екатеринбурге. Так, например, официальный представитель главы Чеченской Республики на Урале Салаудин Мамаков в начале недели заявлял местным СМИ о том, что диаспора выступает против изображения Иосифа Сталина на автобусах: «Мы, чеченцы, проживающие в Свердловской области, и я как представитель главы Чеченской Республики будем готовить обращение в прокуратуру и к омбудсмену. По вине Сталина много чеченцев подверглись репрессиям, и мы будем требовать, чтобы провели расследование по факту запуска такого автобуса. Это есть не что иное, как разжигание межнациональной вражды, и это неуважение к тем народам, которых выселили в годы сталинских репрессий».
Впрочем, источник в администрации Свердловской области в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил, что «ни на кого никакого давления власти не оказывали, речь идет о каких-то коммерческих интересах конфликтующих сторон».
Ирина Ракобольская (слева) воевала за свой народ, но не за Сталина (Фото: из семейного архива Ирины Ракобольской) |
У историка и телеведущего Николая Сванидзе своя точка зрения на историю с отменой «сталинобуса» в Екатеринбурге.
«Для начала не надо говорить, что этого хотел народ и все сделано на народные деньги. Это сделано на деньги отдельных энтузиастов – поклонников Сталина. Не нужно их всех сразу приравнивать к народу. Меня всегда умиляет, когда какой-нибудь человек бьет себя в грудь и кричит: «Я народ! По мнению народа!» Ну, кто-то оплатил. Но при том количестве миллионов людей, родные и близкие которых были убиты этим человеком, красивый портрет Сталина на автобусе просто оскорбителен. Даже если исходить не из того, кто прав, кто виноват, был он хороший или плохой (хотя, на мой взгляд, история уже давно ответила на этот вопрос – он был ужасный), такая акция просто раскалывает общество. Потому что если везут портрет человека, который в глазах миллионов людей убийца и личный враг, уничтоживший членов их семьи, это играет деструктивную роль», – заявил газете ВЗГЛЯД Николай Сванидзе.
По мнению Сванидзе, те, кто отказался от участия в акции, поступили правильно.
«Я не знаю, по каким соображениям они это сделали, но они абсолютно правы. Это чревато. Ну, будут ходить люди и кидать яйцами в эти автобусы. И ничего ты им не сделаешь. Это их личный враг, это оскорбление для них. С их стороны это было бы даже не хулиганство, а проявление гражданской позиции. И не надо прикрываться ветеранами. Мой отец, который ушел из жизни три месяца назад, был ветераном, он прошел всю войну. И он ненавидел Сталина. Не надо говорить от имени всех ветеранов, ветераны все разные. И никто, кроме особистов, сотрудников НКВД, с именем Сталина на устах в бой не шел. Это идеологические советские придумки», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД Николай Сванидзе.
Слова историка и телеведущего подтверждает ветеран войны, профессор физфака МГУ Ирина Ракобольская, бывшая во время войны начальником штаба 46-го гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков, созданного Мариной Расковой. Легендарного полка «ночных ведьм» – именно так наших летчиц называли немцы. На счету этих девушек больше 24 тыс. вылетов, девять уничтоженных эшелонов, 17 переправ и 1092 крупных взрыва.
«Поверьте, мы тогда шли воевать вовсе не за Сталина. Да, я пошла в армию по призыву ЦК комсомола. Но я пошла не потому, что хотела защищать коммунистическую власть, правительство, Сталина, а потому, что наши люди погибали от фашизма. Они погибали на фронте, умирали в деревнях. К тому же к началу войны у интеллигенции уже не было никаких иллюзий в отношении Сталина. Мы, конечно, всего не могли знать, но понимали многое.
Когда мы подошли к Германии, там в концлагерях сидели наши бойцы. Их освобождали. И эти ребята в полосатых робах, сумевшие выжить в концлагерях, плакали от радости – они оказались на свободе! А наша власть сажала их в теплушки и... отправляла в лагеря. Мы не сразу об этом узнали. Но после того как узнали, то скажите, какое у нас должно было быть отношение к власти? К власти, которая убивала своих людей? Так что за Сталина никто из моих знакомых не воевал», – рассказала газете ВЗГЛЯД Ирина Ракобольская.