Депутаты петербургского Закса после споров, бурных обсуждений в обществе и протестов представителей нетрадиционной ориентации в среду наконец приняли в третьем, последнем чтении законопроект о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии среди несовершеннолетних.
Во всех словарях это слово не является бранным, а обозначает лишь половые извращения, это медицинский термин
Под этой пропагандой отныне подразумевается деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению общедоступным способом информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, в том числе с целью формирования у них искаженных представлений о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений, а также с целью формирования в обществе искаженных представлений о соответствии социальным нормам интимных отношений между совершеннолетними и несовершеннолетними лицами.
Караться эти действия в Петербурге будут штрафами. Для обычных граждан – до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – до 50 тысяч рублей и для юридических лиц – до 500 тысяч рублей.
За законопроект проголосовали 29 петербургских депутатов из 48 присутствующих на заседании, один воздержался, пятеро высказались против. Голосование проходило в поименном режиме. Примечательно, что единственным воздержавшимся оказался основатель «Яблока» Григорий Явлинский, а остальные «яблочники» как раз и были теми, кто высказался против. Отметим также, что очень много народных избранников предпочли вообще не голосовать по этому поводу – сразу 15 человек. Это представители ЛДПР, часть эсеров и часть коммунистов. Принятый депутатами документ теперь отправится на подпись губернатору.
Напомним, законопроект, вызвавший много споров, был внесен на рассмотрение петербургского Законодательного собрания еще в ноябре прошлого года. Его инициатором выступил глава комитета по законодательству единоросс Виталий Милонов. В интервью газете ВЗГЛЯД он подробно рассказал о своей инициативе.
Представители ЛГБТ-сообщества вполне ожидаемо выступили резко против. Пикеты против петербургского закона проходили в Петербурге, Москве, а также Нью-Йорке, Париже, Рио-де-Жанейро.
«Понимаете, если бы закон был сформулирован так, чтобы штрафы назначались за пропаганду сексуального насилия в отношении детей, я бы сам обеими руками за него проголосовал. Но там же каким-то образом сумели совместить тему педофилии и вопрос сексуальной ориентации человека, которая никак с этим не связана, – она является просто личностной характеристикой, как цвет глаз, цвет волос», – рассказал газете ВЗГЛЯД лидер ЛГБТ-движения «Равноправие» Юрий Гавриков, комментируя одну из главных причин, почему он против закона.
Накал споров дошел до того, что в прошлую пятницу, 24 февраля, в Законодательном собрании Петербурга даже состоялись общественные слушания, где сторонники и противники законопроекта едва не дошли до рукоприкладства, благо в помещении дежурили полицейские, которые не дали зайти обсуждению слишком далеко.
Газета ВЗГЛЯД выслушала мнения участников слушаний – сторонников обеих точек зрения на новый закон.
«За»
Руководитель петербургского отделения движения «Народный собор» Анатолий Артюх доволен принятием закона: «Мы к этому шли целый год, работали с депутатами. И сегодня вы видите итог нашей работы некоторой. Но на этом мы не остановимся», – пообещал он.
Дальше представители движения планируют заниматься «реальным воплощением закона в жизнь», чтобы люди, «которые занимаются половыми извращениями, не могли растлевать наших детей».
По словам нашего собеседника, пропаганда половых извращений уже серьезно проникла в наше общество, в основном через НКО, в наши школы, есть большое количество переведенных с иностранных языков листовок и брошюр, где подается однополая любовь.
Что касается конкретных примеров, которые могут попасть под понятие пропаганды педофилии, эксперт призвал не доводить до абсурда. В частности, знаменитый роман Набокова «Лолита», по его мнению, под запрет попасть не должен: «Давайте не будем до идиотизма доходить. То, что уже написано классиками, зачем трогать? Конечно, если это будет преподаваться в школе как образец для поведения, тогда, я думаю, нужно будет разбираться. Если же это человек просто написал, в том смысле, что каждый высказывает свое мнение, то это совсем другое», – отметил он.
Интересно, что во время общественных слушаний Анатолий Артюх назвал часть своих оппонентов «педерастами». По его словам, в этом термине не содержится никакого оскорбления, что он еще раз подтвердил газете ВЗГЛЯД:
«Это совершенно легитимный термин. Я написал по этому поводу заявление в Генеральную прокуратуру, потому что во всех словарях это слово не является бранным, а обозначает лишь половые извращения, это медицинский термин. У нас есть другое слово (похожее по звучанию – прим. ВЗГЛЯД), если бы я сказал так, то это было бы оскорбление, но в этом случае – нет».
Также наш собеседник признался, что будет добиваться возвращения уголовного наказания не только за педофилию (оно есть и сейчас – прим. ВЗГЛЯД), но и за гомосексуализм.
«Против»
«Я не очень понимаю, в чем вообще необходимость такого закона. На просьбы привести хотя бы пять–десять случаев, когда какие-то негодяи и безумцы приходили к школе или детскому саду, ловили бы детей и заявляли: «Давайте заниматься гомосексуализмом», – даже инициатор закона ничего сказать не смог... Это первое. Второе – видимо, у нас депутаты уже решили все остальные проблемы: с пенсиями, криминалом, коррупцией, ЖКХ, осталось только подчистить «такие мелочи», – рассказал газете ВЗГЛЯД противник законопроекта, известный сексопатолог и психотерапевт, ректор Института психологии и сексологии Лев Щеглов.
Но самое опасное, по мнению эксперта, это то, что под зыбкую формулировку пропаганды может попасть что угодно: «Будет полная субъективная вкусовщина, – считает врач. – Там есть формулировка: пропагандирует нетрадиционные брачные отношения. До 1917 года традиционными брачными отношениями считался только церковный брак, потом ввели регистрацию органами власти. Сейчас миллионы молодых людей живут без регистрации брака. Может, и их привлечь, оштрафовать, это же нетрадиционно?»
Даже классиков Герцена с Огаревым при желании можно... привлечь за пропаганду. Ведь, будучи гетеросексуалами, по словам Щеглова, они все равно «пылко обнимались, когда произносили речи», «прижимались щека к щеке», «давали друг другу клятвы верности».
Также, по словам эксперта, ни с юридической, ни с моральной точки зрения нельзя уравнивать в законе пропаганду гомосексуальности и педофилии. Если первая в России преступлением не считается, то вторая – это преступление.
Напоследок Щеглов заявил, что, по данным мировой науки, на 90–95% гомосексуалистами рождаются, а не становятся, то есть сделать кого-то таким путем пропаганды весьма сложно, если не невозможно: «Если бы от пропаганды это зависело, то категорически разная статистика была бы в разных странах. А так есть страны, где еще недавно была смертная казнь, жесточайшее преследование за эти вещи, скажем, Иран, и есть страны, где это совершенно считается вариантом поведения. Однако процент людей в любом обществе остается примерно одним и тем же», – подытожил сексопатолог.
Отметим, что, помимо Петербурга, подобные законы уже действуют в Рязанской и Архангельской областях. В случае с Рязанской областью легитимность закона подтвердил даже Конституционный суд, на который впоследствии ссылались и авторы питерского варианта. Рассматривается подобная инициатива и в Костромской области.