В четверг стало известно, что для разрешения проблемы, связанной с волной детских самоубийств, Генпрокуратура обратилась за помощью к научному сообществу, сообщает «Интерфакс».
Как только появляется информация о самоубийствах несовершеннолетних, специалисты всегда с большой тревогой ждут серии суицидов
«Наверное, побудительным мотивом (самоубийств) служит целый ряд причин, в том числе и психологического характера. Мы в этом вопросе разбираемся, вопрос непростой. Думаю, надо ученых привлечь, тема серьезная и больная», – передает агентство слова первого заместителя генпрокурора Александра Буксмана.
Отметим, что с начала февраля в России резко возросло количество детских суицидов.
За минувшую неделю в стране произошло сразу несколько резонансных самоубийств подростков. На прошлой неделе, 7 февраля, две подружки, ученицы восьмого класса, спрыгнули с крыши высотного дома в подмосковной Лобне и разбились. На следующий день 15-летний подросток выпрыгнул из окна квартиры дома в Москве. Неделю назад, в четверг, 12-летнего жителя Красноярска нашли повешенным в собственной квартире, а семиклассника в Тамбовской области – во дворе дома. В субботу девятиклассница выбросилась из окна в московском районе Перово.
Уже на этой неделе, во вторник, следователи Томской области сообщили об очередном суициде – одиннадцатиклассник повесился в поселке Чердаты Зырянского района. А в Башкирии во вторник следователи начали проверку по факту самоубийства подростка, который повесился 9 февраля в селе Иглино.
По данным ЮНИСЕФ, в среднем в России показатель самоубийств для юношей и девушек находится на уровне 30–31 случай на 100 тыс. населения в год.
Руководитель отдела эпидемиологических и социальных проблем психического здоровья Института им. Сербского Борис Положий в интервью газете ВЗГЛЯД рассказывал о том, что Россия по частоте подросткового суицида на протяжении многих лет занимает в мире вторые–третьи места. Кроме того, он перечислил первичные признаки суицидального поведения.
«У этой проблемы причины, конечно, в каждом конкретном случае свои. Но нельзя отрицать и тот факт, что это происходит из-за цепной реакции. Потому что именно для подростков характерны такие резонансные суициды. Как только появляется информация о самоубийствах несовершеннолетних, специалисты всегда с большой тревогой ждут серии суицидов», – заявил газете ВЗГЛЯД Борис Положий.
По его мнению, остановить эту цепную реакцию трудно, особенно если она запущена. «В первую очередь, что сейчас необходимо быстро сделать, – исключительно правильно освещать проблему. Потому что, как это ни печально, но СМИ подстегивают эти волны. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) много лет назад разработала совершенно четкие рекомендации для журналистов, которые рассылались по всему миру. Но в России эти правила чаще всего никто не соблюдает», – отметил специалист.
В общих чертах эти правила выглядят следующим образом. Если сообщается о суициде, особенно подростковом, то к информации не прилагаются какие-либо фото- и видеоматериалы. Это сообщается обязательно не на первых полосах издания, не сопровождается «жареными» заголовками. А о самом суициде пишется буквально тремя предложениями. Ни в коем случае нельзя расписывать, каким способом ушел из жизни подросток, а также причины, толкнувшие его на такой поступок.
«В четверг в Министерстве здравоохранения и социального развития будут обсуждать примеры решения этой проблемы. Специалисты нашего института предлагают создание государственной программы предупреждения суицидов, контроль за ее выполнением, чтобы она была в поле зрения самых высших эшелонов нашей власти. Это будет залогом того, что проблему начнем решать комплексно. В разработке этой программы мы опирались на опыт разных стран, в которых когда-то была неблагополучная ситуация», – сказал Положий.
Психолог-криминалист Михаил Виноградов рассказал газете ВЗГЛЯД, что существует несколько причин, толкающих подростков на самоубийства.
«В первую очередь предпосылки закладываются в семье. Во многих семьях к детям относятся, грубо говоря, неправильно. Различные наказания за плохие отметки, поведение. Любой ребенок нуждается в ласке и заботе. Дети очень тонко чувствуют, нужны ли они семье. К сожалению, многие подростки считают, что они семье обуза, особенно когда их попрекают испачканной рубашкой, порванными джинсами, акцентируют внимание на том, сколько стоят эти вещи.
Следующим важным фактором проблемы является школа. Сейчас отношения в учебных заведениях стали не просто жестокими, а чрезвычайно жестокими. Дети из малообеспеченных семей подвергаются насмешкам своих более обеспеченных сверстников. Появляется зависть к более удачливому ребенку.
И третьим фактором является улица. Наши дети в большинстве своем предоставлены сами себе. Родители даже из среднеобеспеченных семей стараются заработать как можно больше денег, и на любовь к детям у них не остается времени», – отметил Виноградов.
Но самое опасное на сегодняшний день, по мнению эксперта, – это Интернет, в котором существуют сайты для самоубийц. «Сотрудники правоохранительных органов периодически выходят на них и закрывают. Как правило, попадание на такие форумы происходит, когда подросток в переписке с друзьями начинает высказывать суицидальные мысли, и тогда его зовут в сообщество единомышленников. Иногда бывает, что несовершеннолетние сами выходят на подобные сайты. А там уже на них начинается психологическая атака. Дело в том, что можно наладить отношения в семье, найти управу на одноклассников, оторвать ребенка от улицы и перевести его в какой-нибудь кружок, а вот сайты самоубийц невозможно контролировать», – пояснил Виноградов.
Решение проблемы Михаил Виноградов видит в возвращении советской системы государственного контроля за детьми, когда им, независимо от достатка в семье, были доступны различные секции и кружки.