В среду главный археолог Москвы Леонид Кондрашев сообщил, что на территории снесенной гостиницы «Россия» в центре Москвы, где планируется разбить парк, проводятся археологические раскопки и уже получены первые результаты. По его словам, обнаружилось, что на этом месте сохранились основание стены Китай-города и элемент усадебной застройки XV века.
Вначале здесь планировалось строить здание наркомата, для чего был вырыт глубокий котлован
Кондрашев отметил, что археологические объекты, найденные при раскопках, возможно, будут выставлены в парке.
О ценности предметов, найденных на территории «России», и перспективах раскопок в этом месте главный археолог столицы рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Леонид Викторович, насколько значимы находки основания стены Китай-города и усадьбы с точки зрения современной археологии?
Леонид Кондрашев: Эти находки, несомненно, представляют для нас выдающийся интерес. Хочу для начала сказать, что история археологического изучения этого участка (территории, прилегающей к бывшей гостинице «Россия» – прим. ВЗГЛЯД) имеет несколько этапов.
Те, кто знает историю Москвы, должны быть в курсе, что вначале здесь планировалось строить здание наркомата, для чего был вырыт глубокий котлован под подвал. Тогда и проходили первые археологические работы. Когда начали строить гостиницу, были проведены основные археологические работы. Исследования шли на территории того пятна, где строилось само здание гостиницы «Россия».
Это были выдающиеся работы, которые заложили основу археологического изучения Москвы. По публикациям, сделанным на основе этих раскопок, были сделаны публикации, по которым учились многие московские археологи, в том числе и я.
Следующим этапом исследований стали предпроектные изыскания, сделанные на этапе разборки гостиницы «Россия». Мы должны были ответить, сохранился ли культурный слой на месте, где в свое время шло строительство. Как раз эти раскопки и обнаружили остатки стены Китай-города и жилой застройки XV–XVII веков.
ВЗГЛЯД: Работы шли на месте, где стояла «Россия»?
Л.К.: Нет, на пятне гостиницы уже ничего не осталось – там очень глубокий подвал. Исследования шли на участке, который примыкает к набережной, практически у линии забора. Там были вырыты два раскопа. Перед этим археологи сделали проект и определили те места, где культурный слой мог бы сохраниться. Проведенные раскопки показали, что мощность культурного слоя там достигает шести метров. Это было сделано около трех лет назад.
ВЗГЛЯД: Будут ли проводиться на этом месте дальнейшие археологические исследования?
Л.К.: Предварительные исследования показали, что культурный слой сохранился. Решение о проведении дальнейших работ будет принято, когда к нам поступит проект сооружения на этом месте парка, поскольку принято такое решение (разбить парк – прим. ВЗГЛЯД). Этот проект мы будем оценивать с точки зрения сохранения археологического наследия.
Если создание парка не потребует значительных земляных работ, то все археологические изыскания будут законсервированы. Если же земляные работы будут значительными, потребуются новые археологические исследования. Здесь все зависит от конкретного воплощения идеи парка.
ВЗГЛЯД: Будут ли продолжаться работы на месте существующих раскопов?
Л.К.: Все археологические работы должны иметь какой-то смысл. Пока у нас нет проекта, в ближайшее время археологические работы не планируются.
ВЗГЛЯД: Насколько уникальна для Москвы находка основания стены Китай-города и жилых построек?
Л.К.: С точки зрения науки все вещи уникальны, потому что в своей совокупности они дают информацию о повседневной стороне жизни наших предков. Их мы можем изучить только посредством археологии. Любая вещь проливает свет на нашу историю. Но и между ними есть предметы, которые очень редко встречаются или выразительны по своей художественной ценности, обычно они называются уникальными.
ВЗГЛЯД: Такие вещи были найдены на месте раскопов?
Л.К.: Такие – нет, если не считать основания стены Китай-города. Это важный историко-архитектурный объект, который по-своему уникален. Он характеризует быт Великого посада города Москвы.
ВЗГЛЯД: Насколько перспективны археологические исследования на месте гостиницы «Россия»?
Л.К.: Культурный слой, как я уже сказал, разрушен там, где был подвал. А за пределами подвала эти раскопки чрезвычайно перспективны. Однако ошибочно мнение, что археологи стремятся только копать. Если возможно сохранить этот культурный слой, то это будет хорошо, потому что следующее поколение археологов наверняка будет копать методически более совершенно. Поэтому мы стараемся, чтобы раскопки проводились только в тех местах, где их проведение необходимо, исходя из интересов города. Если где-то будут происходить земляные работы или планировка, то в этом месте обязательно будут проведены раскопки.