Глава МВД РФ Владимир Колокольцев в среду заявил, что результаты первого этапа реформы ведомства не устраивают ни руководство структуры, ни граждан.
Итоги проведенных преобразований сейчас подвергнуты тщательному анализу. Сразу скажу: пока они не устраивают в полной мере ни наших граждан, ни нас самих
«Итоги проведенных преобразований сейчас подвергнуты тщательному анализу. Сразу скажу: пока они не устраивают в полной мере ни наших граждан, ни нас самих», – сказал Колокольцев в среду в Госдуме в рамках «правительственного часа», передает его слова «Интерфакс».
«Очевидна необходимость проведения дополнительных организованных мероприятий и доработка нормативной базы», – считает Колокольцев.
В частности, глава ведомства сообщил, что понятие отказа в возбуждении уголовного дела может быть исключено из уголовного процесса, передает РИА «Новости».
По его словам, в министерстве создана рабочая группа, задачей которой является изучение вопросов совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства. «В том числе, рассматриваются новеллы вплоть до исключения из уголовного процесса понятия отказа в возбуждении уголовного дела. По мнению экспертов, это позволило бы избежать принятия необоснованных решений на самом важном, первоначальном этапе уголовного процесса», – сказал министр.
«Подобная практика распространена во многих странах и может обеспечить более качественную защиту законных интересов наших сограждан. И, что немаловажно, исключить при этом возможные злоупотребления и правонарушения со стороны самих правоохранителей», – подчеркнул Колокольцев.
«В МВД есть приказы, которые не позволяют нормально работать и расходуют силы и средства впустую. Они ведут к тому, что сотрудники вынуждены дублировать отдельные функции или же проводить работу, которая никому не нужна. Например, поступило сообщение о том, что где-то мяукает котенок, – сотрудники полиции должны выехать, провести проверку, опросить всех. Соответственно, определенные деньги тратятся на то, чтобы выехал наряд, чтобы поработал дознаватель, опросил всех. Но это не норма Уголовно-процессуального кодекса, это внутренний приказ МВД», – сказал, комментируя эту информацию, член центрального комитета Межрегионального профсоюза сотрудников органов внутренних дел Александр Штамм в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
«Участковый, который ведет паспорт на свой участок, обязан внести одну и ту же информацию на одного и того же человека семь раз, – продолжает он. – Например, приказ № 900 говорит о том, что необходимо вносить информацию об условно-досрочно освободившихся в паспорт на участок, в паспорт на жилой дом, в карточку на лицо, в журнал учета карточек, и так далее – и так семь раз. При этом все эти записи он обязан вести не в электронном виде, а переписывать от руки. Поэтому нельзя в случае необходимости осуществить автоматизированный поиск и обработку этой информации».
«Если возьмем работу следователей – представьте, что совершен грабеж. Его совершили, например, четыре человека. Для того, чтобы их задержать хотя бы на месяц, необходимо практически все дело скопировать четыре раза. Если провести обыски у них – то (нужно скопировать) еще четыре раза, итого восемь раз. И так каждый раз (необходимо) копировать дела и ходить в суд, доказывая необходимость ареста. И это только вершина айсберга, на самом деле дублирующих функций гораздо больше. Но анализ в этом отношении не ведется. Работу МВД можно сделать более эффективной и экономически целесообразной», – отметил Штамм.
«Нехватка на земле»
МВД России испытывает нехватку сотрудников, работающих непосредственно «на земле», особенно в поселках городского типа и сельских поселениях, признал в среду глава ведомства.
«Одним из принципиальных шагов в рамках реформы было сокращение личного состава органов внутренних дел на 20%. Первоначально предполагалось, что в большей мере оно затронет обеспечивающие и штабные структуры, однако сейчас мы столкнулись с проблемой нехватки участковых, сотрудников патрульно-постовой, дорожно-патрульной и ряда других служб, работающих непосредственно «на земле», – сказал министр.
По его словам, серьезное беспокойство вызывает сельская местность – по итогам восьми месяцев этого года именно там зарегистрирована пятая часть всех преступлений.
«На ситуацию здесь, по нашим оценкам, негативно повлияло сокращение почти на 40% количества территориальных органов внутренних дел на районном уровне. В результате в настоящее время не обеспечено постоянное присутствие полиции в требуемом количестве в поселках городского типа и сельских поселениях, где проживает более 11,5 млн человек», – подчеркнул Колокольцев.
Он также обратил внимание на серьезные проблемы с численностью участковых. «В ходе первого этапа реформы эта служба был сокращена на 16%, во многих регионах страны на одного участкового приходится сейчас по шесть–семь поселений, зачастую удаленных друг от друга на десятки, а то и сотни километров. При этом автотранспортом обеспечены лишь 57% сельских участковых», – сказал глава МВД.
«Сейчас разработаны меры по увеличению количества участковых уполномоченных в таких районах и созданию для них современных условий работы. Реализация этих мер уже проводится», – подчеркнул он.
Также министр внутренних дел отметил, что самый большой дефицит кадров в структуре МВД испытывает служба уголовного розыска. «Наиболее сложная ситуация с кадрами в службе уголовного розыска, где на сегодняшний день некомплект состава – 6,6%», – цитирует Колокольцева «Интерфакс».
#{smallinfographicleft=368883}По его словам, аналогичный дефицит личного состава наблюдается и в подразделении по борьбе с экономическими преступлениями. «Это вопреки расхожему мнению о том, что туда очередь желающих выстраивается на работу», – отметил Колокольцев.
Он уточнил, что на 5,5 % не укомплектованы подразделения участковых уполномоченных, а также патрульно-постовые службы. «Это все те службы, где очень высоки трудовые затраты и ненормированный рабочий день», – пояснил министр. Он добавил, что в целом дефицит кадров в МВД составляет 4,4%.
При этом Колокольцев уточнил, что в регионах процент некомплекта состава меньше, чем в Москве и Подмосковье.
В то же время Колокольцев заявляет о необходимости решить проблему юридического статуса ряда сотрудников полиции.
По его словам, заместители начальников полиции территориальных органов внутренних дел де-юре оказались вне правового поля и превратились «в кабинетных работников». «Сейчас заместители начальников полиции по направлениям деятельности в силу объема возложенных на них полномочий превратились в кабинетных руководителей, – отметил Колокольцев. – Это крайне негативно влияет на качество и оперативность управления подразделениями полиции», – сказал министр.
По его словам, при этом в структуре органов внутренних дел данная категория руководителей «оказалась отчасти вне правового поля»: «Это связано с тем, что, согласно УПК и федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности, полномочиями руководителя органа дознания и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, наделены только руководители органа внутренних дел и его заместители», – пояснил Колокольцев.
Таким образом, продолжил он, «заместители начальников полиции, а в полиции сосредоточено около 80% функций территориального органа внутренних дел, юридически лишены таких прав».
«Видится два пути решения этой проблемы: это либо перераспределение полномочий, в том числе путем внесения поправок в действующее законодательство, либо изменение структуры построения органов внутренних дел», – сказал министр.
«Очень важно было бы изначально в ходе реформы эти подразделения, которые несут службу непосредственно «на земле», не трогать, а все-таки сократить административную верхушку, количество проверок снизить», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД Александр Штамм.
«К сожалению, реформа пошла не так. Мы, профсоюзы, рассчитывали, что для начала МВД с себя снимет избыточные функции. Потом внесет предложения по изменению действующего законодательства, прежде всего уголовно-процессуального, а затем уберет лишнюю верхушку и лишних сотрудников, которые станут больше не нужны. Освобожденные денежные средства очень бы пригодились для модернизации МВД», считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
«К сожалению, пошло все совершенно не так. Взяли и по каким-то признакам – неугодности, как правило, – убирали людей. И убрали в том числе очень порядочных людей, в том числе руководителей, которые могли и обучить, и отстоять своего сотрудника. Одно из мнений, что реформа носила диверсионный характер. Считаю, что это близко к истине», – сказал Штамм.
«Хочется верить, что в дальнейшем господин Колокольцев все же прислушается к профессионалам, которые несли службу, к нам, то есть профсоюзам, и все-таки какие-то рекомендации воспримет, в том числе те, которые ссылаются на международный опыт».
Ветераны пойдут в школы
В российских школах может появиться должность заместителя руководителя по безопасности, на которой будут работать ветераны правоохранительных органов, сообщил министр.
Колокольцев отметил, что в рамках реформирования МВД были упразднены отдельные положительно зарекомендовавшие себя методы работы, в том числе должность школьного инспектора.
«Ранее у нас было около 6 тыс. таких сотрудников. Учитывая современные реалии, восстановление прежней ситуации не представляется возможным, поэтому нужно искать новые формы. Как вариант, нужно рассматривать введение в образовательные учреждения должности заместителя или помощника руководителя по безопасности», – сказал Колокольцев.
Он уточнил, что на этой должности могут работать ветераны правоохранительных органов.
За психологическим состоянием действующих полицейских на протяжении всей их службы будут следить ведомственные психологи, сообщил министр.
«Существенное внимание будет уделено совершенствованию морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел. Ведомственные психологи будут сопровождать все этапы прохождения службы – от приема до выхода на пенсию», – сказал Колокольцев.
Успехи
Борьба с коррупцией в полиции принесла положительные результаты и позволила более чем на четверть сократить количество взяточников, заявил глава МВД.
«Как результат, уже в этом году на 26% в наших рядах сократилось количество взяточников. Это наша непреклонная позиция – никоим образом не скрывать подобного рода явления в своих рядах», – заявил Колокольцев.
#{interviewsociety}Министр заявил, что это предварительный результат, который он считает «началом длительной и кропотливой работы».
«Мы действительно объявили бескомпромиссную борьбу, я бы даже сказал, войну этим явлениям в наших рядах. Все полномочия у нашей службы собственной безопасности имеются. Работа выстроена таким образом, что каждому такому факту мы даем принципиальное рассмотрение, ввели принцип персональной ответственности руководителей за сотрудников, которые оказались замешаны в неблаговидных поступках», – сказал Колокольцев.
Сотрудникам Министерства внутренних дел теперь незачем занижать статистику обращений граждан о преступлениях, чтобы продемонстрировать эффективную работу, заявил Колокольцев.
«Создан механизм, который исключает необходимость манипулирования статистическими данными, чтобы показать, как мы хорошо работаем. Мы в этом сегодня объективно не заинтересованы», – сказал Колокольцев.
По его словам, увеличивается количество каналов коммуникации с органами внутренних дел. «Мы сейчас получаем заявления и по интернету, и через СМИ. Любые каналы для нас открыты. Мы регистрируем все обращения», – добавил министр.
«Сейчас проводится работа по созданию государственной автоматизированной системы уголовной статистики. Работа эта будет завершена к 2015 году. Все это перейдет в ведение независимой надзорной инстанции – прокуратуры. Поэтому у нас исчезнут даже объективные основания заниматься манипуляцией этими данными», – сказал Колокольцев.
Он заявил, что год от года сокращается количество совершенных преступлений по ряду тяжких составов.
В МВД России прекращена практика назначения подчиненных новыми руководителями по принципу «землячества», заявил глава ведомства.
«Одним из моих первых принципиальных решений при заступлении на эту должность (министра – прим. ВЗГЛЯД) был категорический запрет перевода сотрудников вслед за своим руководителем. Максимум – одного, двух», – сказал Колокольцев в Госдуме РФ, отвечая на вопросы парламентариев.
«Ну, в крайнем случае, трех сотрудников – по согласованию с Департаментом госслужбы и кадров, и если есть письменное согласование», – добавил глава МВД.
Он отметил, что практике массового перевода сотрудников «поставлен надежный барьер».
«Такая практика прекратила свое существование», – сказал Колокольцев.